Важнейшей задачей при проведении боевых действий является отсечение группировки противника от коммуникаций и средств пополнения провианта, личного состава, боеприпасов Важнейшей задачей при проведении боевых действий является отсечение группировки противника от коммуникаций и средств пополнения провианта, личного состава, боеприпасов Фото: © Министерство обороны РФ, РИА «Новости»

Дороги войны

В среде тех, кто интересуется военным искусством, давно сформирована мысль, которая является аксиомой: «Любители обсуждают тактику, кабинетные генералы — стратегию, а профессионалы — логистику». Начнем с базиса: что такое логистика и почему она важна?

Говоря простым языком, логистика — это совокупность различных процессов, в рамках которых организуется движение войск и материально-технических ценностей. Грубо говоря, это учение о планировании, движении и управлении имеющимися средствами. В идеале при правильно организованной логистической цепочке груз или личный состав из пункта А в пункт Б должны поступить в нужное время (не минимальное, а именно нужное) с минимальными же затратами.

Почему это важно, казалось бы, понятно, но уточним. Первое, оно же главное: танк без топлива и снарядов — просто дорогой металлолом. Армия без продовольствия и должного обеспечения средствами ведения боя — толпа мужиков, ищущих, кого бы ограбить и чего бы съесть.

В современной войне значение средств поражения противника и возможности их использовать возросло многократно. Если в Средние века, да и отчасти в Новое время, гарнизон города или крепости мог сглаживать нехватку снаряжения и боеприпасов толщиной стен и вынужденностью противника наступать, то теперь поселок городского типа, оборудованный в фестунг (город-крепость), но окруженный и лишенный подвоза боеприпасов, может лишь сдаться на милость победителя. Как пример — «героическая» оборона Мариуполя бандитами из полка «Азов»*. После того как сообщение с основными силами было прервано, сидение в казематах «Азовстали» не решило вообще ничего. С голыми руками на пулемет не пойдешь.

Как следствие, важнейшей задачей при проведении боевых действий является отсечение группировки противника от коммуникаций и средств пополнения провианта, личного состава и боеприпасов. Основными приемами в данной ситуации были и являются окружения и охваты, ситуации, при которых сконцентрированные силы на одном из участков фронта делают глубокий прорыв, пока другие войска сковывают противника в районе линии боевого соприкосновения, не давая возможности отойти. Для примера можно взять Сталинградскую битву. Ее исход был решен в результате операции «Уран», в рамках которой войска трех фронтов (юго-западного, сталинградского и донского) смогли нащупать брешь в немецкой линии обороны и окружить группировку генерала Паулюса. Солдаты и офицеры, отчаянно дравшиеся в руинах Сталинграда, не перемололи наступающих немцев, но смогли схватить нацистов за ворот, не дав им отползти от могилы.

Когда Россия 24 февраля 2022 года начала операцию по демилитаризации и денацификации Украины, то, видимо, она вовсе не имела в виду, что ей придется с боями занимать всю территорию бывшей союзной республики Когда Россия 24 февраля 2022 года начала операцию по демилитаризации и денацификации Украины, то, видимо, она вовсе не имела в виду, что ей придется с боями занимать всю территорию бывшей союзной республики Фото: © Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / www.globallookpress.com

Украинская замятня

Почему же тогда вместо маневренной войны, войны стремительных натисков и занятия узловых пунктов коммуникаций СВО превратилась в современную версию Первой мировой «с высокоточным оружием и FPV-дронами»? Первое, оно же главное: скорее всего, никто из сторон даже не догадывался о том, что в итоге получится. Когда Россия 24 февраля 2022 года начала операцию по демилитаризации и денацификации Украины, то, видимо, она вовсе не имела в виду, что ей придется с боями занимать всю территорию бывшей союзной республики.

Если частично показанный Владимиром Путиным «Стамбульский договор» — правда, то, скорее всего, Россия изначально планировала именно «специальную военную операцию», в ходе которой не предполагалось даже разгромить разворачивающиеся киевские части, а решить вопрос непосредственно с руководством в Киеве. Косвенно это подтверждает и странная история с украденными Западом $300 млрд, которые Россия даже не подумала как-то выводить, странное нежелание вешать флаги на освобожденных территориях в первые недели СВО, отсутствие вполне очевидных мер по ужесточению ухода с воинской службы (главными потерями в личном составе в первые месяцы операции стали так называемые «пятисотые», люди, разорвавшие контракт с МО и отправившиеся домой прямо из окопов), а также в целом ряд мер (вроде формирования частей территориальной обороны), которые опоздали с принятием примерно на полгода-год.

Все это привело к тому, что Российская армия вдруг оказалась наступающей на территории противника с численным перевесом, в среднем 4 к 1 в его пользу. Все это, разумеется, повлекло сначала то, что ВСУ перехватили стратегическую инициативу, а после и вовсе в отдельных местах буквально заваливали солдатской массой (скажем, под Харьковом, в отдельных местах соотношение составляло 13 к 1 в пользу противника). Увидев, что предыдущая стратегия оказалась ошибочной, а враг, накачанный западным оружием, деньгами и пропагандой, готов сделать то, что обещал все постмайданные годы, министерство обороны и Генеральный штаб перешли от СВО к полноценной войне.

Проведя мобилизацию, уплотнив фронт личным составом и укреплениями российские военные взглянули на карту другими глазами, и карта им показалась весь грустной Проведя мобилизацию, уплотнив фронт личным составом и укреплениями, российские военные взглянули на карту другими глазами, и та им показалась весьма грустной Фото: «БИЗНЕС Online»

Генерал Армагеддон

Фактически полноценные боевые действия начались осенью 2022 года. Проведя мобилизацию, уплотнив фронт личным составом и укреплениями, российские военные взглянули на карту другими глазами, и та им показалась весьма грустной.

Украинская ССР имела, пожалуй, самую разветвленную дорожную сеть во всем бывшем СССР. Населения на юге жило много, крупных промышленных предприятий тоже изрядно, кроме того, в эпоху господства исторического материализма, т. е. в СССР, на территории Украины находилось три военных округа: Киевский, Одесский и Закарпатский. Это были лучшие, самые укрепленные военные образования. В случае если в «Фульдском коридоре» запоет хор танковых двигателей, именно эти части должны были идти на выручку группе советских войск в Германии и национальной народной армии ГДР. Как следствие, разветвленная железнодорожная сеть была жизненной необходимостью.

Второй момент — это украинская энергетика. После того как «Незалежная», отринув цепи «советской оккупации», стала жить своим умом, вдруг оказалось, что заводы по производству сложной техники (например, на 1991 год Украина обладала таким производством, что была готова самостоятельно запускать ракеты в космос без кооперации с другими странами) — это излишнее баловство. А вот атомные станции, а также каскад гидроэлектростанций Днепра просто так закрыть не вышло бы. Это высвободило значительное количество электроэнергии, которая и используется для обеспечения следования железнодорожных составов, основных средств для перевозки боеприпасов и личного состава к фронту.

Как мы помним, одним из первых решений, которое принял генерал Сергей Суровикин, стали удары беспилотными летательными аппаратами типа «Герань-2» по системе электроэнергии. «Нужно понимать, что у Украины избыточный потенциал в области выработки электроэнергии. Все, что настроил Советский Союз, в избытке дает электроэнергию для нынешней деиндустриализированной Украины, какой она стала еще до 2014 года, когда там начали разваливать производства. Тем более в нынешней ситуации, когда народ уехал, а большинство предприятий не работает… Те удары, которые наносились по Украине, фактически работали не на уничтожение, а на разделение энергосистемы», — сказал в интервью «БИЗНЕС Online» военный эксперт Дмитрий Дрозденко.

Удары по «критической инфраструктуре» шли всю осень и зиму, определенный результат, конечно, был получен, но в целом без уничтожения АЭС и гидроэлектростанций говорить о полной деэлектрификации Украины не приходится. Вместе с тем в сеть стали попадать кадры, на которых составы поездов везут уже не электровозы, а тепловозы, зачастую и архаичные паровозы.

Отдельной проблемой остались мосты через Днепр. Разумеется, театр военных действий на Украине не иносказательно рассекается надвое великой рекой, по которой когда-то шел путь из варяг в греки. Казалось бы, самое логичное решение — это разнести к чертовой матери коммуникации через реку, что автоматически лишает гарнизоны, расположенные на Украине, какого-либо снабжения. Однако тут все оказалось значительно сложнее. Как показала практика уже украинской военной науки, по Антоновскому мосту, соединяющему Херсон с левобережьем, попало (только попало, а сколько было сбито и просто промахнулось, неизвестно) более 100 ракет. Однако после оставления города российские войска, наложив на пробоины железные листы, смогли по нему покинуть территорию, а уже после сами подорвали мост, чтобы противник был не в состоянии им воспользоваться.

Как следствие, ракетные удары по данным объектам логистической инфраструктуры крайне неэффективны. А главное — это ведь дорого. Ракета, летящая в мост, не летит в склад, штаб или скопление войск противника. Теоретический выход был найден: у Российской армии на вооружении оказался «боевой чугуний», бомбы ФАБ-500, ФАБ-1000 и ФАБ-1500. Ковровое бомбометание данными снарядами, скорее всего, все-таки сможет решить проблему моста. Однако тут возникают трудности с доставкой бомбы — самолет не ракета, летит сравнительно медленно, а значит, риск быть сбитым превышает возможную результативность.

Прежде всего украинско-польская граница является главным узлом через который на Украину поступают боеприпасы, танки, бронетехника и прочее Прежде всего украинско-польская граница является главным узлом, через который на Украину поступают боеприпасы, танки, бронетехника и пр. Фото: © Bernd Wüstneck / dpa / www.globallookpress.com

И что же тогда делать?

Вопрос не праздный. Если рассматривать украинскую кампанию с логистической точки зрения, то мы получим следующие обстоятельства. Во-первых, у страны остается выход к морю — это порты Одесской и Николаевской области. До недавнего времени их не трогали, т. к. они подпадали под договоренности о зерновой сделке, но теперь, скорее всего, портовая инфраструктура и вообще морские транспортировки на Украину будут прекращены. Мера, безусловно, нужная, т. к. наиболее эффективными всегда являются поставки морем, прежде всего по соотношению количества.

Во-вторых, Украина имеет длинную и протяженную границу со странами, входящими в том числе в блок НАТО. Прежде всего украинско-польская граница. Очевидно, что это место является главным узлом, через который на Украину поступают боеприпасы, танки, бронетехника и пр. Однако Украина также граничит со Словакией и Румынией, тоже являющимися членами НАТО и крайне неприветливо относящимися к Российской Федерации. Чтобы перекрыть этот участок, потребуется значительно большее количество войск, чем Россия на сегодняшний день обладает. Выступать придется и со стороны Беларуси, что тоже будет заметно нашим противникам. Уничтожать железнодорожные линии также почти бессмысленно, восстановление полотна — штатная и несложная операция, занимающая по времени около суток. Сжигать подстанции и трансформаторы, как показала практика, для этих целей тоже бессмысленно. Поезда, едущие на автономной тяге, нечувствительны к данным ударам.

Теоретически, что уже выглядит более реалистично, достойный результат получается в случае, если удары наносятся по замаскированным складам с полученной техникой и вооружением. Разумеется, ВСУ и к этому приспособились, разделяя крупные хранилища на большое количество малых складов, чтобы успех российских ВКС был ограниченным. В конечном итоге сама по себе стратегия разрушения складов имеет смысл, но теряется в случае с отсутствием наступления. Скорее всего, страны НАТО будут и дальше подвозить ВСУ боеприпасы и оружие. И если Россия, находясь в полупассивной обороне, станет их уничтожать, то это, конечно, затруднит деятельность ВСУ, но не сделает ситуацию критичной.

Верным будет предположить следующее: скорее всего, уничтожение объектов логистического значения (склады с вооружением, переправы, железнодорожные линии, мосты и пр.) должно стать приоритетной целью на локальном участке ведения боевых действий. Грубо говоря, во время уже российского наступления в тылу у украинских войск должно полыхать топливо, разрываться снаряды и сходить под откос поезда. Скорее всего, это потребует увеличения координации между сухопутными войсками, космической и иной разведкой, артиллерией и прочими родами войск. В противном случае, как показывает опыт уже украинского наступления, пробить линию из мин, траншей и опорных пунктов в условиях своевременного подвоза боеприпасов практически невозможно.

По существу, современная войсковая операция как будто вспоминает заветы постсредневекового военного искусства, когда армии вышли из крепостей, но еще точно не знали, что именно нужно делать в условиях нескончаемого марша. Скорее всего, если концентрация усилий по одновременному натиску на выбранном участке фронта и ликвидация средств логистического обеспечения смогут привести к успеху операции, то наш эрзац Первой мировой плавно перейдет в войну моторов, эхом которой была бы не окопная ругань, а крики штыковых атак.

* запрещенная в России террористическая организация