В казанской галерее современного искусства «БИЗON» открылась выставка, объединившая работы москвички Юлии Якубович и уфимской художницы Нелли Акчуриной. Куратор и арт-директор галереи Александр Шагулин рассказал о том, как экспозиция вобрала в себя самые разные техники и художественные материалы — от интерактивной инсталляции из текстиля до скульптур из жженого пластика. Травописание здесь соседствует с работами из рыболовной лески, а произведения, сделанные из старых мешков из-под кофейных зерен, — с находками из заброшенного удмуртского дома в деревне. О том, для чего в залах галереи играет электронная музыка в стиле эмбиент и на какие экспонаты следует обратить особое внимание, — в материале «БИЗНЕС Online».
Александр Шагулин: «После открытия и первой обратной связи от зрителей мы поняли, что получили настоящий вау-эффект. В «БИЗONe» казанцы могут увидеть художниц, работающих с удивительными материалами»
«Погружение в атмосферу выставки во многом напоминает медитацию»
— Александр, открытие выставки «Colonisation: Параллельные времена» совпало с пятилетием галереи «БИЗON» в июле. Какой получилась новая выставка и учитывалась ли при подготовке эта дата?
— Выставка объединила работы яркого представителя арт-сообщества Москвы Юлии Якубович и звезды современного тюркского искусства Нелли Акчуриной, чье творчество неразрывно связано с национальными корнями. Для нас это символично и в полной мере отражает миссию галереи — уже пять лет «БИЗON» привозит в Казань мощных российских авторов, на которых важно обратить внимание, и параллельно знакомит казанцев с художниками, которые активно работают с тюркским наследием. Таким образом, на этой выставке идеологическая концепция галереи наглядно отражена.
А еще в Казани редко на какой выставке увидишь такое изобилие необычных материалов — жженый пластик, рыболовная леска, всевозможный текстиль. После открытия и первой обратной связи от зрителей мы поняли, что получили настоящий вау-эффект. В «БИЗONe» казанцы могут увидеть художниц, работающих с удивительными материалами.
Получилась красивая и символичная история к пятилетию галереи. Среди рабочих названий выставки был вариант, который мне кажется показательным, — «На ощупь». Желание потрогать произведение искусства говорит о том, что оно вызывает у нас неподдельный интерес. И, хотя почти ни один экспонат трогать руками нельзя, работы Юлии и Нелли хочется «щупать глазами», долго и внимательно изучать.
«От объемного башкирского символа плодородия кускар, который мы закрепили под потолком, тянется вниз 35 красных нитей с клубками. Внутри них записки с надписью «Это не я». И только одна нить ведет к заветному клубочку с надписью «Это я». Но его еще нужно найти!»
— А какие экспонаты можно трогать руками?
— У Акчуриной есть интерактивный арт-объект «Обретение себя». От объемного башкирского символа плодородия кускар, который мы закрепили под потолком, тянется вниз 35 красных нитей с клубками. Внутри них записки с надписью «Это не я». И только одна нить ведет к заветному клубочку с надписью «Это я». Но его еще нужно найти! Перебирать клубочки можно будет каждую неделю на экскурсиях с нашим медиатором — они проходят по средам в 18:30. Это взаимодействие с произведением искусства будет иметь медитативный характер. Вообще, погружение в атмосферу этой выставки во многом напоминает медитацию. Мы даже аудиофон в залах подобрали соответствующий. На предыдущей выставке «Пацан и вечность» у нас играла музыка в духе советской радиостанции, на весенней выставке «Я рядом. Яратам» звучали легкие инди-композиции казанских андерграунд-исполнителей, а для «Colonisation: параллельные времена» мы подобрали саундтрек в стиле эмбиент. Этот жанр электронной музыки характеризует обволакивающее, ненавязчивое фоновое звучание — он создает особое настроение и располагает не только к созерцанию, но и к рефлексии.
«На втором этаже тоже много ярких арт-объектов от Нелли — например из серии «Сестры». Это произведения искусства с уникальным историческим бэкграундом»
— На какие еще работы вы рекомендуете обратить особое внимание?
— Мы привезли в Казань масштабные работы Юлии Якубович из серии «Учителя». Это арт-объекты из жженого пластика. Они стали настоящим хитом на последней ярмарке Art Russia Fair — в Гостином дворе у стенда Юлии было настоящее столпотворение. Фишка этих работ в том, что они двухсторонние. Одна сторона у них глянцевая, а другая матовая, поэтому несколько работ из этой серии мы выставили в центре зала, чтобы гости смогли их обойти и убедиться, насколько уверенно Якубович работает с этим материалом. Пластик для всего мира стал символом экологической угрозы, а Юлия плавит его, создавая произведения искусства. Мне кажется, это актуальный месседж в рамках экоповестки, хотя я знаю, что сама художница закладывала в эти произведения иные смыслы. Через призму личного восприятия она передает в палитре этих работ настроение и характер великих творцов, которых считает своими учителями, — приглядитесь, и вы увидите узнаваемые паттерны Леонардо да Винчи, Рембрандта, Врубеля, Хокусая.
На втором этаже тоже много ярких арт-объектов от Нелли — например из серии «Сестры». Это произведения искусства с уникальным историческим бэкграундом. Они созданы из вещей, найденных в доме двух сестер Матрены и Зои, проживших всю жизнь вдвоем в деревенском доме в поселении Удмуртское Гондырево. Благодаря Акчуриной эти не столь очевидные для городского жителя и в целом для современного человека предметы получили вторую жизнь. Художница, переосмыслив их назначение, словно сквозь года ведет диалог с сестрами. Мы видим мутное зеркальце в обветшалой бумажной окантовке, на маленьком участке которого сохранилась амальгама. В инсталляции «Время сеять» собраны в форме солнца элементы текстиля из дома Матрены и Зои: старинные подзоры, кружевные наволочки, занавески. Нелли говорит, что белая юбка напоминает ей невесту, а пуговицы в центре инсталляции символизируют семена — семена мыслей, идей.
«Выполненная из рыболовной лески серия Colonisation посвящена климатическим, географическим и ландшафтным изменениям, происходящим с нашей планетой»
«Художницы черпают вдохновение в прошлом, но их взгляд обращен в будущее»
— Как выставка получила свое название? «Colonisation: Параллельные времена» — что это означает?
— Colonisation — это серия работ Юлии, представленная в темном зале. Выполненная из рыболовной лески, эта серия посвящена климатическим, географическим и ландшафтным изменениям, происходящим с нашей планетой. Данные процессы перекликаются с проблемой глобализации, ведь это тоже своего рода колонизация социального пространства. И здесь мы уже переводим взгляд на работы Нелли, которая понимает, как важно творцу сегодня сохранить приверженность национальной эстетике. Кстати, показательно, что в июне издание «Сноб» включило Акчурину в список «Пять интересных художников из национальных тюркоязычных республик».
Вторая часть названия — «Параллельные времена» — про взаимопроникновение прошлого и настоящего. Якубович и Акчурина, каждая по-своему, наглядно демонстрируют, как происходит этот синтез. Обе черпают вдохновение в прошлом — к примеру, изучая быт двух сестер из удмуртского села или обращаясь к наследию великих мастеров в серии «Учителя». Но также взгляд их обращен в будущее.
«Вторая часть названия — «Параллельные времена» — про взаимопроникновение прошлого и настоящего. Якубович и Акчурина, каждая по-своему, наглядно демонстрируют, как происходит этот синтез»
— Нелли Акчурина уже знакома казанскому зрителю. В 2021 году ее работы были представлены в «БИЗONе» на группой выставке «М7 и новые кочевники». Особо запомнился перформанс, который она провела в рамках той выставки. Будет ли в этот раз представлен подобный формат?
— Мы показываем новый эффектный перформанс Нелли в качестве видеоинсталляции — работа получила название «33». Перформанс начинается с того, что Акчурина босиком в лесу ходит вокруг стволов четырех деревьев и ведет за собой черную нить, постепенно сплетая вокруг себя пространство, похожее на комнату, олицетворяющее жизнь. Оказавшись внутри этого пространства, она начинает из него пробиваться, разрывая нити и сбрасывая с себя черное одеяние. Те, кто уже увидел этот перфоманс, отмечают, что посыл Нелли и художественный метод, который она выбрала, завораживают настолько, что они пересматривают это 18-минутное видео несколько раз. Это правда. В 33 года художница поднимает тему преодоления границ, выхода за рамки внутреннего мира женщины.
«Мы показываем новый эффектный перформанс Нелли в качестве видеоинсталляции — работа получила название «33»
— В целом женская тематика, по всей видимости, крайне сильна в новой экспозиции?
— Конечно, ведь выставка объединила произведения двух сильных женщин, и у каждой сформирован особый творческий почерк. Когда я был в мастерской у Юлии и Нелли, вспоминал известный манифест Вирджинии Вулф, которая писала о том, что женщинам для творчества жизненно необходима «своя комната». По мастерской художника можно многое сказать о творце, и Якубович с Акчуриной с большой любовью обустроили свое рабочее пространство. Юлия в своей мастерской не только трудится, но и организует на этой площадке выставки московских художников, будучи куратором. Это очень стильное и многофункциональное помещение, в котором часто собирается столичное арт-сообщество, — недавно она провела там групповую выставку, посвященную Бродскому. У Нелли в Уфе сейчас идет ремонт в новой мастерской, она героически решает крайне сложные бытовые вопросы.
«С детьми всегда интересно изучать экспозицию, потому что они зачастую обращают внимание на детали, которые не замечают взрослые, дают произведениям современного искусства самые неожиданные интерпретации»
— Есть ли возрастные ограничения у выставки?
— Нет, выставка будет интересна как взрослым, так и детям — экспонаты масштабные, яркие, дают пространство для воображения. Недавняя выставка «Я рядом. Яратам» пользовалась большой популярностью у самых маленьких посетителей, на нее приходили с экскурсиями ученики казанских художественных школ. С детьми всегда интересно изучать экспозицию, потому что они зачастую обращают внимание на детали, которые не замечают взрослые, дают произведениям современного искусства самые неожиданные интерпретации. Кстати, в августе мы планируем организовать по выставке специальные детские экскурсии с медиатором — рекомендую следить за информацией в наших социальных сетях.
— Чем еще планирует «БИЗON» поделиться со зрителями в этом году?
— Недавно у нас закончился open-сall «Свои», на который в общей сложности пришло 165 заявок от молодых художников. География получилась очень обширная — кроме Татарстана и Поволжья было много заявок из Москвы и Санкт-Петербурга, из самых разных регионов России. Участники работают в жанре contemporary art, но многие не ограничивают себя в способах самовыражения — нам предложили не только форматы изобразительного искусства, но и паблик-арт, перформансы, видеоинсталяции, 3D-анимацию, скульптуру и многое другое. Глаза разбегаются! В июле экспертная группа выбирает наиболее интересные заявки. Мы будем рады сотрудничеству с новыми перспективными авторами, которые откликнулись и прислали свои работы. В перспективе казанский зритель увидит групповую выставку, собранную по итогам отбора, и мне кажется, что нам удастся открыть нашим гостям новые и важные имена.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.