Третий год подряд благодаря «Татнефти» Альметьевск превращается в мультикультурный центр Татарстана, где сохраняются и развиваются традиции многонационального народа республики Третий год подряд благодаря «Татнефти» Альметьевск превращается в мультикультурный центр Татарстана, где сохраняются и развиваются традиции многонационального народа республики

«Каракуз» — маяк мультикультурности и символ дружбы народов

Третий год подряд благодаря «Татнефти» Альметьевск превращается в мультикультурный центр Татарстана, где сохраняются и развиваются традиции многонационального народа республики. Ежегодно в фестивале «Каракуз» участвуют сотни людей, на него приезжают зрители даже из других городов и республик.

Вокруг статуи легендарной воительницы булгар расстелилась ярмарка, словно прямиком из средневекового тюркского поселения. По улицам сновали люди в тюркских национальных костюмах, местные мастера продавали стилизованные сувениры, ремесленники учили детей и взрослых гончарному и кузнечному делу на мастер-классах. Но главное, фестиваль стал местом притяжения для творцов — музыкантов, художников, актеров со всего постсоветского пространства. 

Фестиваль строится вокруг слегка романтизированной легенды о татарской воительнице Каракуз. Некогда булгары и кочевники не одно поколение сражались между собой, пока однажды войско Тамерлана не захватило Булгарское ханство. Каракуз, будучи прекрасной воительницей, остановила вражду не огнем и мечом, а музыкой и торговлей. Девушка устроила пышную ярмарку с музыкальным представлением, куда пришли представители обеих сторон.

Враждующие булгары и кочевники осознали: они один народ, «живущий под одним звездным небом». И так опустошающая война сменилась процветающей торговлей. Красивую историю единения враждующих народов зрителям рассказали через яркое театрализованное представление.

Дело легендарной девушки живет и в наше время. Сегодня этнофестиваль «Каракуз» — маяк мультикультурности и символ дружбы народов.

«Фестиваль направлен на то, чтобы погрузить гостей в нашу богатую историю, дать прикоснуться к своим корням. Эта площадка — не просто концепт, это погружение в атмосферу праздника, ярмарки, межкультурного и межнационального единства и созидания», — рассказал о сторителлинге мероприятия директор благотворительного фонда «Татнефть» Ренат Мамин.

Этнофестиваль «Каракуз» организовали так, чтобы каждый мог найти себе занятие по душе

Этномаркет, ткачество, гончарный круг и раскопки артефактов 

Этнофестиваль «Каракуз» организовали так, чтобы каждый мог найти себе занятие по душе. Для шопоголиков и желающих прикупить памятную вещь развернули тематический этномаркет. Не забыли и про образование. Количество мастер-классов поражало: люди пробовали свои силы в ткачестве на старинных станках, постигали мастерство древних гончаров в создании глиняных горшков, азы кузнечного дела.

В зоне археологии гости и участники познакомились с найденной на территории Альметьевского района керамикой, предметами быта, первые образцы которой датированы II тысячелетием до н. э. Собранные артефакты, прошедшие необходимую экспертизу, позволяют проследить историю этносов, сменявших друг друга в течение богатейшей истории района. Это индоиранские племена, сарматы, скифы, именьковцы и тюрки. Рядом юные искатели приключений участвовали в импровизированных раскопках и поднимали из толщи земли артефакты прошлого, начинающие художники на открытом воздухе рисовали статую Каракуз или расписывали погремушки.

Но ярче всего смотрелась реплика юрты, словно прибывшая из X века и расположившаяся у самого входа в штаб-квартиру «Татнефти». Материал, шутят организаторы, непробиваемый: не горит, не пропускает влагу. Внутри проводили мастер-классы по традиционным тюркским инструментам доисламского периода и после: кубыз, курай, даф

К слову, музыкальный инвентарь принесли из музея общественного центра «Альмет» — он также открыт для посещения. В коллекции более 700 экспонатов, она представляет из себя собирательный музыкальный образ народов мира. Славу музей снискал даже в Северной столице России.

«Мы стояли три недели в центре Санкт-Петербурга, в Шереметевском дворце. Думаю, для Питера это была небольшая культурная бомба. У остальных все закрыто, у нас — открыто, можно брать инструменты в руки и учиться играть — по крайней мере, получить базовые навыки игры на неакадемических инструментах. У других — неспешное повествование о делах дней минувших, у нас — активное вовлечение посетителя в мастер-классы, после которых он уходит с чувством сопричастности к деяниям предков, ощущает лично себя важным, связующим звеном между прошлым и будущим. Так и должна, я считаю, жить культура», — поделился успехами музея руководитель проектов благотворительного фонда «Татнефть» Павел Корчагин.

Проголодались после мастер-классов? Добро пожаловать на территорию национальной кухни. Прошлогодний ажиотаж вокруг тюркских блюд подвигнул организаторов расширить площадку. Еда — на любой вкус: чалоп, томленая конина, шурпа и, разумеется, главная звезда фуд-корта — рассыпчатый ароматный плов.

Модные бренды современной одежды с аутентичным взглядом KAFE (сокращенное от KArakuz FEstival) и «Каракуз», призваны популяризировать национальное культурное наследие в стране и за рубежом, а также создать новые точки роста для местных представителей креативных индустрий и народных промыслов

Три коллекции с историческим флером

Новинка и ключевое событие этнофестиваля 2023 года — показ мод от лауреата и призера всероссийских конкурсов модельеров, дизайнера Олега Кугушева. Модные бренды современной одежды с аутентичным взглядом KAFE (сокращенное от KArakuz FEstival) и «Каракуз», призваны популяризировать национальное культурное наследие в стране и за рубежом, а также создать новые точки роста для местных представителей креативных индустрий и народных промыслов. Дизайнер совместил исторический и культурный код тюркского народа с современной формой. Результат — три коллекции.

«Легенда о Каракуз» — для молодежи. Одежда «говорит» с подрастающим поколением на понятном им языке — отсюда стилизация с элементами западных комиксов и японской манги. Белая ткань символизирует чистый лист, на котором создается история Каракуз, адаптированная под графическую новеллу.

«Великое переселение» опирается на историю древних скифов — народ, который славился физической силой и выносливостью. Поэтому целевая аудитория коллекции — спортсмены. Орнамент, используемый в коллекции, был найден при археологических раскопках.

«День-ночь» подойдет для повседневного ношения. Название отображает цветовую гамму коллекции — от темного к светлому. Вдохновение дизайнер брал из нарядов казанской интеллигенции начала 20-го века. Старое на новый лад — культурный код прошлого, традиционные татарские наряды в современном крое.

Коллекции одежды разработаны и сконструированы в Альметьевске, отшиты на фабриках Республики Татарстан, Краснодарского края и Республики Абхазия. Вся работа велась в онлайн-формате.

Несмотря на кажущуюся на первый взгляд тюркскую атмосферу, фестиваль не загнали в рамки. Всякие сомнения в этом разрушило выступление ребят из казанской группы «ЖИВаGO» Несмотря на кажущуюся на первый взгляд тюркскую атмосферу, фестиваль не загнали в рамки. Всякие сомнения в этом разрушило выступление ребят из казанской группы «ЖИВаGO»

Шаманизм и мелодии из прошлого

Вечер закрывали музыкальной программой. Одной из фишек последней трети дня стала практически безбарьерно между зрителями и сценой: организаторы сдвинули ограждения вплотную к сцене. Музыкантов и гостей фестиваля отделяли считанные метры. Творческие коллективы баловали разнообразием, как минимум географическим: альметьевцев в этот день развлекали коллективы из разных городов России и даже других стран. Объединяло их одно — они играли живую этническую музыку.

И, несмотря на кажущуюся на первый взгляд тюркскую атмосферу, фестиваль не загнали в рамки. Всякие сомнения в этом разрушило выступление ребят из казанской группы «ЖИВаGO». Кто бы мог подумать, что дикая смесь русской литературы, баек из русских сел и рока может не просто звучать, но и «качать». Вероятно, сыграло роль и взаимодействие с залом: музыканты не просто играли, они «общались» с залом. Всякие психологические барьеры между сторонами растворились, и казалось, что вот-вот — и музыканты спрыгнут к своим слушателям. Скромные на эмоции альметьевцы первое время боролись с чарами, но в итоге поддались искушению. «Рок-н-ролл», как обещали «ЖИВаGO», действительно случился.

Еще одним сюрпризом стало выступление местного коллектива «Кадим Альмет». Он зародился в 2021 году при выставке тюркских музыкальных инструментов Альметьевска. По сути, это практически символ и неотъемлемая часть фестиваля, те, без кого бы «Каракуз» был бы «не тем». Это не музыканты в привычном обывателю понимании, а жители-энтузиасты нефтеграда. Коллектив играет на экспонатах из музея, а их песни — это результат не столько «творческого», сколько «научного» подхода. Одна из их песен, например, уходит корнями в далекое прошлое: она относится к доисламскому периоду Волжской Булгарии, к концу IX века.

Вибрации хомуса и звуки животных, красивый якутский национальный наряд гармонично сливались с современными сэмплами — перед зрителем развернулся самый настоящий неошаманский ритуал Вибрации хомуса и звуки животных, красивый якутский национальный наряд гармонично сливались с современными сэмплами — перед зрителем развернулся самый настоящий неошаманский ритуал

«Здесь нужно изучать, копать. Сыграть — это 5 процентов, остальное — понять, как играли раньше. Считаю, что так системно, как они, к забытой музыкальной культуре региона не подходил никто. То, что играет „Кадим Альмет“, по крупицам собиралось 50 лет по более чем двум сотням деревней и сел! Собиралось в первую очередь научным руководителем уже упомянутого музея, этномузыковедом Геннадием Макаровым, далее было буквально пропущено через сердце художественного руководителя коллектива Эрдни Чавлинова», — рассказал Корчагин.

Альметьевцы встречали своих соотечественников аплодисментами. Разумеется, этнографическая музыка не растормошит обывателя, как старый добрый рок-н-ролл, но в ритмичном постукивании ногами и радостной улыбке жители нефтеграда себе не отказывали. Да, без дикого пляса, но душа у творчества музыкантов-энтузиастов и правда есть.

Настоящий фурор случился после заката. Закрыть первый день этнофестиваля предстояло небезызвестной, как она себя называет, «пропагандистке якутской культуры» Олене Уутай, хомусистке, звезде фестивале культуры стран БРИКС и хедлайнеру «Фольклориады-2021». Вибрации хомуса и звуки животных, красивый якутский национальный наряд гармонично сливались с современными сэмплами — перед зрителем развернулся самый настоящий неошаманский ритуал. «Магия севера» на время парализовала гостей фестиваля, они затихли и «говорили» только вместе с Уутай. Здесь больше не было зрителей и музыканта, а лишь шаман и племя, что взывали к древним ныне забытым богам. Не было и танцев — лишь транс и ритуальные движения. Неудивительно, что хомусистку зрители провожали бурными, слышными по всей улице, аплодисментами — такой опыт переживаешь не каждый день.

Этномодерн-фестиваль «Каракуз» продлится до 5 августа. Основная часть фестиваля организуется в Альметьевске, несколько активностей — в Лениногорске и Нурлате. Хедлайнерами этого года станут Сергей Трофимов, Олег Митяев, Ваня Дмитриенко, Петр Востоков и Алексей Чумаков. Кроме фестиваля этнической культуры для зрителей проходит фестиваль уличных театров «Легкие крылья», фестиваль современной хореографии «Воздух», фестиваль уличной культуры «Свобода», фестиваль юмора — его хедлайнерами станут Виктор Комаров, Настя Веневитина, Артур Шамгунов и резиденты казанского стендап- клуба.

Также на отдельных площадках организованы мастер-классы по живописи, современные театральные и хореографические постановки, кинолекции и показы с кинокритиком Адилей Хайбуллиной, беседы книжного клуба. На площадке для гастрофестиваля каждый желающий может попробовать авторские национальные блюда от известных ресторанов, поучаствовать в мастер-классах именитых шеф-поваров и кулинарных блогеров. Вход на все мероприятия свободный.