СЕРГЕЙ ЧЕМЕЗОВ НАПОМИНАЛ ТРИЖДЫ

Впервые о том, что Daimler может довести свою долю в КАМАЗе до контрольной, со слов главы госкорпорации «Ростехнологии» стало известно в конце января нынешнего года. Тогда Сергей Чемезов сообщил, что «германский автоконцерн Daimler, которому принадлежит 11 процентов акций КАМАЗ (концерн Daimler приобрел 10% акций КАМАЗа в 2008 году за $250 млн., а летом 2010 года приобрел у «Тройки диалог» еще 1%, а 4% в интересах немецкого предприятия выкупил ЕБРР, – ред.), готов довести свою долю в этой компании до контрольной за счет акций «Ростехнологий». Чемезов объяснил, что у «Ростехнологий» есть 49,9% акций автогиганта, и смысла держать такой пакет он не видит. Тогда как Daimler, похоже, готов довести долю до контрольного пакета. Немецкие партнеры высказали намерение довести свою долю (11%) до блокирующей (25%) и контрольной (50% + 1 акция).

И на рабочую неделю 30 января – 3 февраля пришелся ценовой скачок на рынке - тогда бумаги КАМАЗа торговались по цене 44,45 рублей за акцию. При этом, напомним, что еще в середине 2008 года (до кризиса) акции КАМАЗа торговались по 150 рублей за штуку, в разгар кризиса в 2009 году снижались до 16 рублей. В феврале 2011 года цена достигла 81,7 рублей, к декабрю 2011 года снизившись до 39 рублей.

Уже после первого скачка некоторые аналитики заявили, что радоваться подобным внезапным ростам рыночной капитализации КАМАЗа не стоит. Акции КАМАЗа относятся ко «второму эшелону», и на их цену легко могут влиять отдельные игроки с относительно небольшими ресурсами: а на свободном рынке находится, в лучшем случае, не более 12% акций компании ("Ростехнологии" владеют 49,9%, "Тройка Диалог" (Сбербанк) 27%, Daimler AG 11%). И время от времени в акциях автогиганта случаются «выстрелы», чаще всего связанные как раз с заявлениями Чемезова по поводу изменений в структуре акционеров.

ЧЕМЕЗОВ DAIMLER ДАЛ ПОЛГОДА

Спустя месяц, в феврале, Чемезов сообщил, что переговоры с концерном Daimler по продаже доли Ростехнологий в ОАО "КАМАЗ" могут завершиться в течение полугода. И добавил, что в течение этого срока стороны смогут договориться о размере пакета и цене. 19 марта ФАС РФ одобрила ходатайство Daimler об увеличении доли в КАМАЗе с 15% до 25% плюс одна акция. Теперь уже на информации антимонопольной службы акции челнинского автогиганта скакнули до отметки 50,31 рублей, закрывшись в тот день с приростом 6,2% - на отметке 48,8 рублей.

Заметим, что в течение года информация о точной цифре пакета акций, которую может выкупить немецкая компания, разнилась. Если в феврале Чемезов заявлял о готовности Daimler довести долю до контрольного пакета – а, следовательно, германские партнеры должны будут для этого купить минимум 25% акций плюс одну, – то по информации ФАС немцы пока заинтересованы лишь в покупке 10% акций.

МЫ ПРЕДЛОЖИЛИ – ОНИ ДУМАЮТ

И вот вчера глава «Ростехнологий», сделав очередное заявление, вновь «уточнил» цифры. Если верить информации РБК, "Ростехнологии" предлагают Daimler купить 25% в КАМАЗе, а значит, как можно сделать вывод, довести свою долю до 36% (без учета акций ЕБРР – если с ними, то до 40%). Однако реакции на предложение «Ростехнологий» от немецкой компании пока не получено: «Мы ведем переговоры, предложили купить 25 процентов, но они (Daimler), пока думают», - заявил Чемезов. Что не удивительно, учитывая планы немцев: они, напомним, планировали наращивать долю акций в российском автогиганте поэтапно в течение 3-4 лет.

В пресс-службе КАМАЗа отказались комментировать планы по увеличению доли Daimler.

Источник «БИЗНЕС Online», знакомый с ходом переговоров, заметил, что до конца мая каких-либо ответов от Daimler ждать вряд ли стоит – именно в конце мая должно состояться собрание акционеров немецкого автогиганта, где и принимаются (или не принимаются) подобные решения о покупке концерном акций тех или иных компаний. Причем, не факт, что и в конце мая станет окончательно известно решение немцев, как и цена покупки, – переговоры могут продлиться еще дольше.

ДОРОГОВАТО ПРОСИТЕ

Переговоры двух партнеров крайне осложняет неспокойная экономическая, да и политическая обстановка в Европе. Снижаются рейтинги ведущих банков и целых государств, сокращается спрос населения, страны затягивают бюджетные пояса в преддверии острой фазы кризиса еврозоны. В такой ситуации Daimler просто опасается делать в России такие крупные приобретения. Не зря глава Daimler Truck Андреас Реншлер в начале года заявил о том, что решение об увеличении доли в КАМАЗе его компания будет принимать, "учитывая экономическое положение самой компании».

Кроме того, немецкая компания не согласна с предлагаемой стоимостью КАМАЗа, считая ее завышенной. Рыночная капитализация КАМАЗА на ММВБ по состоянию на 21 мая 2012 составляет 34,2 млрд. рублей (за 707 229 559 акций по цене 48,4 руб. за штуку). Таким образом, можно предположить, что 25% для Daimler обойдутся в 8,6 млрд. рублей. Однако немецкая компания ранее неоднократно заявляла, что она не руководствуется рыночной ценой акций при оценке КАМАЗа и ратует за оценку у независимого международного оценщика. По мнению некоторых экспертов, таким образом Daimler пытается скинуть около 15% (это еще при условии, что вообще соберутся брать). То есть вчерашнее предложение Чемезова они могли бы рассмотреть при цене 7 - 7,3 млрд. рублей.

Рынок ценных бумаг на вчерашнее заявление Чемезова отреагировал так: акции за день упали в цене почти на рубль: с 49,4 руб. за акцию на начало торгов до 48,5 руб. (по состоянию на 16.00).

«КАМАЗУ НЕОБХОДИМ ИНВЕСТОР, ОН ТЕРЯЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРЕД ВТО»

Инициативу Чемезова прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».

Анатолий Вакуленко - аналитик ИХ «ФИНАМ»:

- Вхождение в капитал КАМАЗа является для Daimler стратегическим вложением, позволяющим, во-первых, расширить свои возможности по экспансии на рынок грузовых автомобилей России и СНГ, с другой – получить под контроль в конечном итоге достаточно успешный бренд с налаженной системой сбыта. Однако для того, чтобы передавать технологии и вкладывать средства с гарантией дальнейшего управления бизнесом и получения доли в доходах, компании необходима большая доля в КАМАЗе. Для КАМАЗа, в свою очередь, данное предложение интересно возможностью доступа к технологиям, получения инвестиций на переоборудование, лучших возможностей для экспансии на мировые рынки.

Видимо, это отражение непростого процесса согласования сделки, который может идти довольно сложно, поскольку кроме самих компаний в нем участвуют и чиновники обеих стран, стремящиеся обеспечить политические интересы. Возможно также, что заявления Чемезова носят характер сигналов альтернативным кандидатам на сотрудничество.

Наталья Лесина - начальник аналитического отдела ГК «АЛОР»:

- КАМАЗ - крупный актив, данное предприятие является лидером в России по выпуску грузовиков. Daimler на базе КАМАЗа может организовать выпуск собственных моделей, что делает привлекательной сделку для данной компании. Что касается КАМАЗа, то российскому производителю необходим инвестор, поскольку выпускаемая им продукция теряет конкурентоспособность, а с постепенным вступлением России в ВТО может и вовсе быть вытеснена с рынка иностранными конкурентами.

Насколько интересно предложение, можно судить, только зная оговариваемую сумму сделки. Любой актив может быть привлекателен, у всего есть цена. Сделка по продаже КАМАЗа зависит от того, какую цену хотят за него получить, и какую цену Daimler готов заплатить.

На мой взгляд, стороны не могут сойтись в цене, что затягивает сделку. В связи с этим остается только повторять о намерениях: так инвесторы понимают, что сделка возможна, но окончательного решения не принято.

Олег Абелев - начальник аналитического отдела инвестиционной компании "Риком-траст":

- В перспективе, на мой взгляд, у Daimler есть желание выкупить контрольный пакет акций КАМАЗа. Еще некоторое время назад господин Чемезов говорил об этом. Я напомню, что у Ростехнологий почти 50 процентов акций, и нет смысла держать такой пакет. Так или иначе, Daimler будет вынужден переговорить с Ростехнологиями, чтобы выкупать у них их пакет. Я думаю, это будет происходить постепенно, наращиваться доли акций в КАМАЗе поэтапно со стороны Daimler. Основная идея, это 10 процентов российского сегмента грузовиков, ведь Daimler прежде всего владеет именно грузовыми брендами.

Производство в России для него является одним из приоритетных направлений развития. К тому же Daimler понимает надежность автомобилей КАМАЗа. Ведь они единственные, кто производит продукцию, обладающую большим спросом, и соответствующую определенным уровням надежности. Для Daimler важно захватить эту долю рынка, но самим открывать производство будет значительно дороже, нежели выкупить готовые производственные мощности.

Что касается заявлений Чемезова, это «недвусмысленное» желание дать понять, что Ростехнологии готовы продать Daimler если не 49,9%, то столько, что бы их пакет был доведен до контрольного. Жаль, нет желания оставить в российском владении контрольный пакет крупнейшего производителя грузовых автомобилей. С другой стороны, понятна практическая цель.

Если говорить о том, как это отразится на котировках акций КАМАЗа, то, наверное, отразится позитивно, в отличие от АвтоВАЗа, у которого собирается приобретать контрольный пакет концерн «Рено-Ниссан».