IMG_0794.jpg
В пивоварне Петцольда (или Александрова) планируют разместить бизнес-центр, гостиницу, ресторан и модный арт-проект, стоимостью около 1 млрд. рублей

КАК ПОСПОРИЛИ ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ РФ С ПОМОЩНИКОМ ПРЕЗИДЕНТА РТ

Борьба за восстановление исторического центра приближается к своему зениту – многие старинные здания оделись в леса. Историческая стройка, как известно, идет под бдительным оком первых лиц – от президента до мэра Казани, министерства культуры РТ и помощника президента РТ Олеси Балтусовой. На очередном объезде реконструируемых зданий с участием последних трех лиц разгорелись нешуточные баталии.

В ожидании запаздывающего мэра Айрат Хайруллин предложил собравшимся приступить к обсуждению проекта восстановления принадлежащего его группе памятника промышленной архитектуры завода Петцольда. Несмотря на раскинутый над стендом шатер, спасающий от палящего солнца, атмосфера стала накаляться с первых минут. Хайруллин сокрушался, что проект, который начал разрабатываться еще в 2007 году, не удается сдвинуть с мертвой точки. Его брат Илшат находился здесь же, но в дискуссии не участвовал, а только время от времени подсказывал нужную информацию.

- Мы могли бы построить здесь жилье, продать его, получить прибыль и забыть об этом. Но мы этого не хотим. Мы хотим сохранить для Казани завод Александрова, - патриотично высказывался Хайруллин.

- Не Александрова, а Петцольда, - поправила его Балтусова.

- Не было здесь завода Петцольда, был завод Александрова. Александров купил у Петцольда завод совсем в другом месте, а здесь на пустом участке построил этот завод. Мы копались в истории. И часть построек, которые были возведены в 30-е годы, памятником не являются, - с азартом демонстрировал свою подкованность депутат Госдумы.

- Но в реестре памятников объект проходит как завод Петцольда, - не отступала в недавнем прошлом экскурсовод Балтусова.

В словах Хайруллина крылась не только гордость знатока, но и заинтересованность инвестора, которому снос зданий, не обладающих статусом памятника, обойдется гораздо дешевле их восстановления.

«МЫ ХОТИМ ПОСТРОИТЬ ОБЪЕКТ, КОТОРЫЙ ПУСТЬ НЕ СРАЗУ, НО ВСЕ-ТАКИ ВЫЙДЕТ
НА ОКУПАЕМОСТЬ И БУДЕТ ПРИНОСИТЬ ДОХОД»

Замминистра культуры РТ Светлана Персова между тем указала на острую аварийную ситуацию на двух зданиях заводского комплекса, выходящих фасадами на улицу Тукаевскую, и попросила перейти к рабочему проектированию, поскольку здания уже разрушаются.

Автор проекта архитектор Виталий Логинов развел руками: «Дайте мне четкие ограничения – какая допустима высотность, плотность застройки!»

IMG_0802.jpg
Восстановленный объект должен быть самоокупаемым. «Если памятник не будет приносить хоть малую прибыль, он может быть утрачен», – считает Айрат Хайруллин

Ситуация вновь уперлась в несовершенство нормативной базы. Новый проект зон охраны памятников застрял на согласовании в минкульте РТ, а по старому, действующему, в зоне завода вообще всякое строительство запрещено. А проект предусматривает застройку пустующих 1,5 га земли, прилегающей к комплексу заводских зданий.

Хайруллин дипломатично снижал накал:

- Мы не хотим продавить какую-то позицию. Мы не враги, мы союзники, патриоты Казани. Но прошу не относиться к нам как к людям, которые не знают, куда девать деньги. Мы хотим построить объект, который пусть не сразу, пусть через несколько лет, но все-таки выйдет на окупаемость и будет приносить доход. Иначе никакой памятник долго существовать не сможет.

«АЙРАТ НАЗИПОВИЧ ХАЙРУЛЛИН ЕЩЕ НИЧЕГО ПЛОХО НЕ ДЕЛАЛ»

Но полный мир воцарился с появлением Ильсура Метшина. Он поинтересовался функциональным наполнением территории. Одобрил размещение на берегу Кабана гостиницы, бизнес-центра, ресторана и модного арт-проекта.

- Площадки для современного искусства Казани действительно не хватает. Надо наполнить этот район жизнью, - заметил он. – А рядом с рестораном разместить музей пивоварения. Сколько лет варят пиво в Казани? - обратился он с вопросом к бывшему владельцу завода «Красный восток».

- 140, нет, почти 150 лет, - после недолгих колебаний сообщил Хайруллин.

Затем мэр попросил высказаться каждого из присутствующих. Он поддержал мнение Персовой, настаивающей на том, чтобы архитекторы и реставраторы работали одним авторским коллективом. Впрочем, к данному объекту это не относилось. Здесь среди архитекторов и реставраторов царит согласие. Просто наболело у замминистра.

Особенно градоначальника заинтересовал проект реконструкции московского завода «Красный октябрь», где 23 памятника органично соседствуют с современной архитектурой. Стенд с этим проектом предусмотрительно был выставлен инвесторами. И ясно, что именно в этом ключе ими предлагалось рассмотреть и восстановление территории казанского завода.

Персова, несмотря на настойчивый призыв Логинова и Хайруллина, упорно отмалчивалась, а мэру этот подход, похоже, понравился.

- Мы никогда не проходили эту дорогу, мы только начинаем этот путь, - примирительно сказал он, имея в виду, конечно же, не только реконструкцию завода, но и всю кампанию по восстановлению исторического центра. – Но нам нужны на этом пути опытные архитекторы, которые не тренируются на исторических зданиях, а профессионально выполняют свою задачу, и инвесторы, которые ответственно понимают свою задачу.

- Айрат Назипович Хайруллин еще ничего плохо не делал – касалось ли это пивоварения, молочного производства или развития сельского хозяйства. Все, за что он принимался, опережало время лет на 5 - 10 и становилось примером для остальных. Поэтому нет никаких сомнений, что отреставрированный им комплекс с исторической солодовней станет гордостью города, - подытожил Метшин, и все высокие договаривающиеся стороны буквально ударили по рукам (см. видео)

На следующий день исполком Казани заключил соглашение с «Эдельвейс групп» Хайруллина на реставрацию, а если точнее - на полное восстановление комплекса пивоваренного завода Петцольда (Александрова) по адресу Тукая, 97.

IMG_08841.jpg

Ильсур Метшин: «Городу нужны опытные архитекторы, которые не тренируются на исторических зданиях, и инвесторы, которые ответственно понимают свою задачу»


В ДОМЕ ФУКСА БУДЕТ НЕМЕЦКИЙ РЕСТОРАН

Далее объезд проходил в темпе аллегро. Собственник здания так называемой исторически ценной средовой застройки на ул. Нариманова, 70 бодро отрапортовал, что закончит основные строительные работы уже к октябрю текущего года. Молодой энтузиазм просто восхищал при виде потрепанного временем фасада с провалами окон.

Приступили рабочие и к реставрации легендарной типографии «Миллят» здесь же на Нариманова. Проект по реконструкции фасада у инвестора из Башкортостана Рауфа-абы Хасанова уже согласован.

- Приступайте к фасаду, а с конструктивом и специалистами по реставрации определимся, - заверила собственника Персова.

Кипит работа по реконструкции еще одного исторического здания по адресу ул. Камала, 20/7. Работу здесь ведет ЗАО «Реставрация».

- Само название вашей организации говорит о том, что ваш опыт должен быть показательным, - обратился Метшин к руководителю работ. Правда, тут же указал на хромающее качество мансардной крыши.

- Это же первая линия. Вам самому нравится? - спросил он у представителя ЗАО «Реставрация».

- Нет, - вяло ответил тот и пообещал исправить дефекты.

IMG_0906.jpg

Ильсур Метшин: «Городу нужны опытные архитекторы, которые не тренируются на исторических зданиях, и инвесторы, которые ответственно понимают свою задачу»

Позитивнее встреча прошла с новыми собственниками многострадального Дома Фукса. Пробежав по строительным мосткам под кирпичными сводами старинной кладки и попав в небольшую, но уютную угловую башенную часть здания с остатками сохранившейся по диаметру лепнины, участники объезда на некоторое время были просто заворожены царящей здесь удивительной атмосферой.

- Поскольку здание изначально немецкое, на первом этаже будет немецкий ресторан, со вторым и третьим этажами вопрос пока решаем, - рассказал Сергей Валеев, сособственник Дома Фукса.

- Самое главное, что сохранились сводчатые перекрытия XVIII века, - не без гордости заметила присутствующая здесь же реставратор Ирина Аксенова.

- Объект трудный, - напомнил печальную историю дома мэр. - С него у нас уже многие сбегали. Больше прав на ошибку у нас нет.

- Это сейчас улица так непрезентабельно выглядит. А через год здесь будет очень престижное место, - у инвестора, казалось, нет сомнения в потенциале здания, которое посторонний человек смело назвал бы руинами…