Закрытие Первого Московского летнего фестиваля «Зарядье», случившееся в минувшее воскресенье, нас заинтересовало и программой, и самим форматом яркого городского мероприятия Закрытие Первого московского летнего фестиваля «Зарядье», случившееся в минувшее воскресенье, нас заинтересовало и программой, и самим форматом яркого городского мероприятия

Заряд энергии

Разножанровые музыкальные open air с преобладанием классической музыки — этим сегодня в России не удивишь, возьмем хотя бы завершившиеся на днях «Летние вечера в Елабуге» от Бориса Березовского. Тем не менее закрытие Первого московского летнего фестиваля «Зарядье», случившееся в минувшее воскресенье, нас заинтересовало и программой, и самим форматом яркого городского мероприятия, не ограничившегося только музыкой. К примеру, тут в парке «Зарядье» гроссмейстер Сергей Карякин сыграл блиц с юными шахматистами. А в целом мероприятия форума 2 июля посетили около 10 тыс. человек.

И все же главное происходило здесь вечером в большом амфитеатре «Зарядья». Нынче Девятая симфония, пожалуй, лучшее завершение фестиваля, который могут посетить все желающие. Ее условная программа «От борьбы к победе» (музыку Бетховен писал, уже полностью потеряв слух) сегодня особенно актуальна. Как и призыв «Обнимитесь, миллионы!», заложенный автором в финале опуса и торжественно декларируемый солистами и хором. Также партитура имеет идеальный хронометраж длиной чуть больше часа. Этого достаточно, чтобы зритель не устал, но успел вместе с артистами пройти путь от страдания к радости и почувствовал себя частью сплоченного общества. Национальный акцент происходящему добавил открывающийся вид на Кремль, а доверительную атмосферу обеспечил прозрачный задник, приоткрывающий импровизированное закулисье.

Национальный акцент происходящему добавил открывающийся вид на Кремль, а доверительную атмосферу обеспечил прозрачный задник, приоткрывающий импровизированное закулисье Национальный акцент происходящему добавил открывающийся вид на Кремль, а доверительную атмосферу обеспечил прозрачный задник, приоткрывающий импровизированное закулисье

Все это вкупе с зеленым антуражем парка вызвало искренний отклик. За полтора часа до старта концерта нижняя половина амфитеатра уже была заполнена и дружно наблюдала за репетицией оркестра с хором. А к началу вечера люди освоили не только уличный зал (включая лестницу), но и близлежащие лавочки парка. Среди собравшихся были не только меломаны со стажем (пара дам недалеко от сцены увлеченно обсуждала концепцию симфонии), но и те, кто только хочет прикоснуться к классическому наследию.

«Меня пригласила подруга, которой нравится музыка Бетховена, и мне тоже захотелось узнать ее получше — рассказала „БИЗНЕС Online“ одна из зрительниц, представившаяся Анной. — Я давно не была на академических концертах и получила большой заряд энергии. Впечатлил хор, в атмосфере парка звучавший особенно мощно, понравились наполненные голоса и яркие платья солисток».

Возглавляла грандиозный ансамбль Альбина Шагимуратова (слева). Ее негласное лидерство обозначила не только высокая тесситура, но и броское красное платье в пол, которое выделялось среди черно-белых  юбок и рубашек. Возглавляла грандиозный ансамбль Альбина Шагимуратова (слева). Ее негласное лидерство обозначила не только высокая тесситура, но и броское красное платье в пол, которое выделялось среди черно-белых юбок и рубашек.

Слаженный альянс

Вокальная часть вечера и правда была самой эффектной. Не только ввиду театральности (перед адажио симфонии «мастера хорового пения» «гуськом» выплывали на сцену, а вышедшие следом солистки выглядели как примадонны на бенефисе), но и за счет слаженного альянса, которым артисты призывали собравшихся объединиться. Для большего эффекта не хватало только бегущей строки с русским переводом оды Шиллера «К радости» — именно из нее Бетховен заимствовал текст для финала симфонии.

Возглавляла грандиозный ансамбль Альбина Шагимуратова. Ее негласное лидерство обозначила не только высокая тесситура, но и броское красное платье в пол, которое выделялось среди черно-белых юбок и рубашек. В «Зарядье» прима Мариинского театра и гордость музыкальной культуры Татарстана удивила нетривиальным для Девятой симфонии небесным лиризмом. Из-за этого многие героические страницы партитуры звучали как молитва.

Другая оперная прима из Казани — Юлия Мазурова, — напротив, впечатлила драматизмом, показав свой грудной тембр. Им меццо Большого театра удачно сбалансировала звучание квартета солистов. За динамичную патетику этим вечером отвечали бас Гамбургской оперы Владимир Байков и тенор ГАБТа Илья Селиванов (последний попутно отличился виртуозными фиоритурами). А также хор радио «Орфей», чеканящий звуки и не боящийся брать на себя функцию солиста.

Под стать вокалистам выступил Фестивальный оркестр «Зарядья» Под стать вокалистам выступил фестивальный оркестр «Зарядья»

Холодный ветер и горячий прием

Под стать вокалистам выступил фестивальный оркестр «Зарядья». В уличном амфитеатре коллектив справедливо сделал ставку на внешние эффекты, обнажив мощные тутти, громовые сфорцандо литавр и роковые фанфары меди. Градус повышали живые лица музыкантов, отображающиеся на боковых экранах. Крупные планы позволяли рассмотреть каждую эмоцию от электрического напряжения до облегченной улыбки, а также в деталях ознакомиться с конструкцией инструментов. Порыв музыкантов направлял дирижер и гендиректор КЗ «Зарядье» Иван Рудин, безукоризненно соблюдавший темпы и отправлявший в зал штормовые волны крещендо.

А вот моменты, где композитор завещал приглушить звук, на открытом воздухе потерялись — помешал сильный ветер и гул проезжающих вдалеке машин. Даже понимая все сложности качественной передачи звука на улице, очень жаль: многие полуутраченные детали текста были ключевыми для драматургии симфонии. Например, первые таинственные возгласы скрипок, возвещающие о рождении мира. Знаменитое вихревое кружево скерцо, выражающее борьбу. Или рельефное соло контрабасов, где впервые появляется уже упомянутая тема радости.

Зато порадовала публика, которая бережно вслушивалась даже в истаивающие музыкальные фразы. А после, несмотря на ощутимое похолодание, устроившая артистам горячий прием. Самые активные гости подошли к сцене и скандировали «браво», попутно снимая поклоны на телефон. В этом единении завет Бетховена и Шиллера смело можно считать выполненным.