Мимолетный взгляд на историю костюма позволит понять, что излишнее обнажение тела было недопустимо ни в моде 1920-х, ни в моде 1950-х «Мимолетный взгляд на историю костюма позволит понять, что излишнее обнажение тела было недопустимо ни в моде 1920-х, ни в моде 1950-х»

Как религия создала глобальный модный тренд

Может ли модный тренд быть явлением социальным? Конечно. Удивительно, но все, что связано с одеждой, имеет глубокий социальный подтекст. «Покажите мне, во что одевались люди, и я расскажу вам историю страны», — говорит историк моды Александр Васильев. Одежда всегда имела культурное значение, символизируя статус, уважение, религиозное благочестие.

В древней Греции, когда красота внешняя приравнивалась к красоте внутренней, тело не скрывалась под одеждой, оно драпировалось и лишь слегка прикрывалось. Все изменилось с приходом религии с ее концепцией скромности, защиты и уважения к человеческому достоинству. Хотя эта идея отражена практически в каждой вере, особое значение ей придается именно в исламе.

Опуская многовековое развитие костюма, в сухом остатке получаем, что несколько строк из священной книги заложили основу глобального фешен-тренда на «скромную моду», или «моду для скромных людей». Тренд имеет глубокие корни в истории и культуре мусульманского мира и представляет собой сочетание моды религиозных, культурных норм, которые определяют, что можно и что нельзя носить. Исламские женщины всегда следовали определенным правилам в одежде, которые они считали частью своей веры, — ношению хиджаба и нарядов, которые покрывают тело и не открывают слишком.

Однако с течением времени мода и культура стали меняться, мусульманки начали искать способы сочетания своих религиозных нарядов с современными трендами моды. Такова классическая версия развития «скромной моды». Однако на этот вопрос интересно взглянуть и с другого ракурса — как и когда в мир моды стал возвращаться «приличный вид», продиктованный не только религиозными догмами, но и элементарными правилами морали.

Мимолетный взгляд на историю костюма позволит понять, что излишнее обнажение тела было недопустимо ни в моде 1920-х, ни в моде 1950-х. И лишь в середине 1960-х годов, когда случилась сексуальная революция, оголение стало нормой в обществе. Мини-юбка от дизайнера Мэри Куант закрепила за собой статус символа освобождения женщин от традиционных ограничений и норм, нового стиля, который был основан на выражении индивидуальности. В это время происходили масштабные изменения в общественном сознании о гендерных ролях, свободе выражения. И в целом модная революция стала частью более широкого движения за свободу и равенство.

Бренды, ориентированные на массового потребителя не заставили себя ждать: Н& М, Uniqlo, Mango выпустили лимитированные «мусульманские» коллекции, заявив о том, что их одежда рассчитана на любого потребителя «Бренды, ориентированные на массового потребителя, не заставили себя ждать: Н& М, Uniqlo, Mango выпустили лимитированные «мусульманские» коллекции, заявив о том, что их одежда рассчитана на любого потребителя»

Модницы-мусульманки показывают, как можно собирать образы из вещей из обычных магазинов 

В начале нулевых социальная и, соответственно, модная повестка начинает меняться. Ей способствует ряд событий, в том числе очередная волна феминизма и сексуальные скандалы в кинематографе. Уже в середине 2000-х в США зарождается устойчивое понятие modest fashion. Движение было направлено на то, чтобы отреагировать на нехватку прикрывающих тело удобных и минималистичных силуэтов. Развивающиеся социальные сети помогают распространять информацию о том, как носят одежду женщины исламского мира. Широкий социальный круг находит мусульманскую одежду как отвечающую задаче прикрывать тело, быть скромным во внешнем виде.

Фешен-блогеры и инфлюенсеры демонстрируют отличный от привычного, крайне интересный среднестатистическому европейцу новый стиль. Модницы-мусульманки показывают, как можно собирать образы из вещей, купленных в обычных магазинах и доступных каждому. В это время закладываются основные современные коды скромный моды: оверсайз, длинные платья, спортивный стиль и особенная склонность к функциональной сложной многослойности. При этом мы видим, что модный ретейл отреагировал на запрос общества на «скромные» вещи не сразу. Лишь спустя несколько лет с момента появления социального запроса гиганты индустрии — именно они задают тон всему, что происходит в модном мире, — разглядели колоссальный финансовый потенциал в развитии этого модного направления.

Первым обратил взгляд на Восток американский бренд Донна Каран из Нью-Йорка. В 2014 году появилась коллекция «Рамазан», приуроченная к религиозному празднику. В 2016-м свою роскошную коллекцию представил итальянский Dolce& Gabbana c хиджабами и абаями. С тех пор коллекции с хиджабами в европейских марках перестали быть чем-то удивительным. Свои варианты платья для мусульманок представили Carolina Herrera, Oscar De La Renta, Chanel, Gucci и другие известные дома моды. Бренды, ориентированные на массового потребителя, не заставили себя ждать: Н& М, Uniqlo, Mango выпустили лимитированные «мусульманские» коллекции, заявив о том, что их одежда рассчитана на любого потребителя.

Компании Nike в 2017-м создала первую коллекцию спортивных хиджабов для мусульманских спортсменок, обозначив тем самым момент, когда исламская мода становится частью мировой фешен-индустрии и самостоятельным трендом «Компания Nike в 2017-м создала первую коллекцию спортивных хиджабов для мусульманских спортсменок, обозначив тем самым момент, когда исламская мода становится частью мировой фешен-индустрии и самостоятельным трендом»

Компания Nike в 2017-м создала первую коллекцию спортивных хиджабов для мусульманских спортсменок, обозначив тем самым момент, когда исламская мода становится частью мировой фешен-индустрии и самостоятельным трендом. И мы уже не удивляемся моделям в хиджабе, шагающим по подиуму, а «скромная мода» больше не ограничивается лишь ежегодными капсулами в честь мусульманского праздника Рамазан или потребителями-мусульманками. По прогнозам на 2024-й, данное направление в моде станет индустрией с оборотом в $402 млрд, согласно докладу о состоянии мировой исламской экономики за 2020–2021 годы.

Индустрия «скромной моды», которая ранее была ориентирована в основном на женщин-мусульманок, распространила свое влияние на всех, кто по каким-либо причинам выбирает простую, комфортную и удобную одежду «Индустрия «скромной моды», которая ранее была ориентирована в основном на женщин-мусульманок, распространила свое влияние на всех, кто по каким-либо причинам выбирает простую, комфортную и удобную одежду»

Индустрия «скромной моды», которая ранее была ориентирована в основном на женщин-мусульманок, распространила свое влияние на всех, кто по каким-либо причинам выбирает простую, комфортную и удобную одежду. Пальто-коконы, джинсы-бойфренды и рубашки оверсайз, юбки миди, расслабленные силуэты — все эти элементы современного гардероба имеют отношение к простой и «скромной» одежде.

Говоря об огромном влиянии этого стилевого направления, его вплетении в социум, достаточно проанализировать главные фешен-тренды этого и предстоящего сезонов (да и на несколько сезонов вперед, поверьте), там есть прямой отсыл и к «скромной моде», и к основным канонам исламского платья: длина макси, капюшон, длинный рукав, прямой силуэт, минимализм, полуприлегание. Впрочем, независимо от того, отражает ли наша одежда веру, моду или нестабильность экономики, именно выбор, а не сама одежда превращает ее в символ силы, творчества и свободы убеждений.

Светлана Сафина