28.jpg
В субботу состоялась торжественная церемония открытия выставки KazanНalal, в которой приняли участие глава АИР РТ Линар Якупов и муфтий ДУМ РТ Ильдус хазрат Файзов

КУРЫ, ДВЕРИ…

Все три дня, что проходила на территории «Казанской ярмарки» третья по счету международная ярмарка Kazanhalal, любой желающий мог приобрести за 20 рублей шарики для аквариума, за 50 рублей деревянную расческу и даже заказать строительство дома из теплоэффективных блоков (пенополистирол чередуемый с керамзитными блоками) за 11 - 13 тыс. рублей квадратный метр.

Бизнесмены, приехавшие в Казань из Москвы, Марий Эл, Малайзии (всего около 100 компаний из 12 регионов, примерно столько же, сколько и в прошлом году) всем своим видом демонстрировали, что для них специализированная халяльная выставка – повод для встречи, изучения потенциала региона и продвижения всей линейки собственного товара на местном рынке. Так, в одном павильоне соседствовали куры, забитые с именем Аллаха на устах, и… производители дверей из Ульяновска – ООО «Виндорс», двери были с изображением мечети "Кул Шариф". Директор «Виндорса» Денис Головко даже похвастался «БИЗНЕС Online», что двери с «мусульманским» изображением на стекле на ура расхватывает Дагестан и Москва. «В Татарстане рынок вообще непредсказуемый, а люди очень консервативны», - сожалел Головко, продающий стекло с тематическим изображением за 500 рублей, а готовые двери – за 7 тыс. И действительно – у стенда производителя Ульяновска на протяжении целого дня народа практически не было. Бабушки и дедушки, которых тоже было не особо много, в основном интересовалась продукцией мясомаркета «Халяль Продукт», который устроил для них бесплатную дегустацию всей линии продуктов (в Казани работают год и производят только халяльную продукцию).

Собственно, организаторы выставки - фонд развития исламского бизнеса и финансов (IFBD Foundation), национальная ассоциация индустрии «Халяль», комитет по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ, - и не скрывали своей главной цели – укрепление сотрудничества и продвижение халяль-продукции в регионах. Например, исполнительный директор некоммерческого партнерства национальной ассоциация индустрии «Халяль» Рафик Валиуллин в рамках открытия выставки так и заявил, что выставка – лишь одна из возможностей продвижения и популяризации халяль продукции.

15.jpg
Бесплатная дегустация халяльной продукции

«ХАЛЯЛЬ – ЗНАЧИТ НАТУРАЛЬНОЕ И БЕЗ ХИМИКАТОВ»

В центре павильона можно было увидеть стенд гостей из Биробиджана под названием «Израильская лепешка». Ее представитель Болеслав Плотников, предлагая готовый бизнес – аппарат для изготовления лепешек, заявил «БИЗНЕС Online», что халяль – это «ведь значит натуральные ингредиенты, без химикатов, а это как раз то, что представляем мы». «Сегодня дело не в религиозной составляющей, а в бренде здорового питания, - отметил Плотников. - Мы своей продукцией снабжаем Приморский край, Хабаровский край и Амурскую область. Покупают у нас люди, которые сидят на диетах, страдают сахарным диабетом и просто придерживаются здорового образа жизни, ведь жиров в нашей продукции почти нет - всего 0, 065 процента».

Плотников слегка пожалел, что посещаемость Kazanhalal очень маленькая. «Мы регулярно участвуем на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде - там спрос несопоставимый. Сейчас, например, едем в Ростов. В Татарстане аппаратом очень интересуется, но конкретных предложений пока не было. С другой стороны, на выставке мы ведь в первый раз, да и бизнес недешевый – 270 тысяч долларов за агрегат. Людям нужно все взвесить и подумать. Окупаемость нашего аппарата зависит от населения региона, где мы выставляемся. В Татарстане, например, аппарат окупит себя в течение двух месяцев. Технология довольно проста: берем исключительно импортное сырье и засыпаем в бункер, где под определенной влажностью зерно расширяется, потом оно прессуется и получается блестящая гладкая лепешка. Если что-то хочется добавить, кроме зерна, какие-то другие натуральные продукты, к примеру, они просто сушатся, измельчаются и непосредственно в само зерно добавляются».

Логике «халяль - значит натуральное и без химикатов» следовал и Томский витаминный завод, решивший порадовать казанцев витаминами, косметикой и средствами на натуральной основе. Представители завода даже пригласили кандидата медицинских наук, врача-эндокринолога Рината Галимова, который презентовал средство от всех болезней – «Цетразин». «Всего за день дней он убивает все ненужные организму флоры, вплоть до туберкулезной палочки». Средство от всех болезней, включая бесплодие, стоило всего 400 рублей. Кроме того, Томский витаминный завод принялся за производство аналога вьетнамской «Звездочки», которую теперь можно наносить не только на кожу, но и на слизистые оболочки.

08.jpg
Халяль - значит натуральное и без химикатов

«70 ПРОЦЕНТОВ ПОКУПАТЕЛЕЙ – НЕ МУСУЛЬМАНЕ»

В целом, участников, представляющих косметическую и модную продукцию на выставке было немного – около 15%. Среди косметики выделялся стенд основного конкурента всех приезжих целителей – казанской «Мюстелы», предлагающий косметику на масле норки, а среди одежды – стенд одного из ведущих в России производителей мусульманской одежды – Irada (после Zuhra, Hayat и «Аль-Баракят»). Рынок Казани показался московским производителям одежды настолько интересным, что они в последний день ее работы открыли собственный магазин. «Казань занимает второе место после Москвы по спросу на нашу одежду, поэтому мы давно к вашему региону присматривались, - рассказала «БИЗНЕС Online» руководитель и дизайнер бренда Irada Амина Шабанова. – Мы сами не ожидали такого спроса, приехав к вам на выставку в прошлом году, но теперь исправили ошибки: открываем магазин, стенд сделали просторным, привезли в разы больше товара. Длинное полноценное натуральное платье у нас стоит всего около двух тысяч рублей. Удивительно, но наши платья покупают через сайт и в Австрии, Норвегии, Англии, Австралии, дорогая доставка никого не смущает. Одежда разлетается, как горячие пирожки. Когда мы начали работу, привозили ткани из Турции, но сейчас мы работаем с фабрикой в Корее».

Шабанова отметила, что, начиная с прошлого года, их магазин наблюдает удивительную тенденцию: наплыв покупателей, которые к исламу никакого отношения не имеют. «Они просто проходят мимо, видят наши платья, они им нравятся и все. А православные с кришнаитами вообще приходят в наш магазин и говорят: «О, наконец-то мы нашли, что искали. В самом крупном торговом центре в Москве («Вегасе») более 70 процентов покупателей – не мусульмане, а случайные прохожие. Никого как конкурентов мы не воспринимаем, даже в Москве. Сейчас наша ниша настолько свободна, что мы просто сосуществуем друг с другом. Мусульман много, а одежды мало. Спрос в разы больше, чем есть на рынке. Это ведь очень затратный бизнес, приходится не спать по ночам: то ткани нужно закупить, то придумать модели, разработать лекала, сделать рекламу – все требует даже не денег, а времени. Мы никогда не рассчитывали на такой ажиотаж. Когда открывались, шили всего 30 штук на модель, сейчас мы шьем 300, и нам их не хватает. Мы отшили лето, а за две недели у нас все раскупили, сейчас мы срочно отшиваем следующую партию, и то нам ее не хватит. Сегодня, кстати, в моде яркие цвета, необычные узоры».

22.jpg
Сегодня в моде яркие цвета и необычные узоры

МАРИЙСКИЙ ПРИЦЕЛ НА КАЗАНЬ: СОБСТВЕННОЕ МЯСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

К казанскому рынку также уже присмотрелся крупнейший марийский агрохолдинг «Акашево» (ООО Компания «Белая Птица»), который в июне - июле намерен запустить в Казани собственное производство (их курица представлена в магазинах «Бахетле», - ред.). «Мы пока ищем производственные площади, - рассказала «БИЗНЕС Online» представитель агрохолдинга Ирина Орехова. – Нашими основными конкурентами станут «Пестречинка» и «Челны-Бройлер». Ну если «Пестречинку» мы чисто по вкусовым качествам не считаем конкурентом, то вот «Челны-Бройлер» пока лучше нас. И продукция у них дешевле процентов на 15, а покупатель, естественно, на цену смотрит не в последнюю очередь. В Казань мы привозим весь ассортимент, а не только халяль. В целом мы производим 50 процентов халяльной продукции, а 50 - обычной».

«Челны-Бройлер» в качестве основного конкурента называет и главный технолог «Балтасинского мясопродукта» (кстати, одно время этого резидента индустриального парка «Балтач» возглавлял выходец из этого района Линар Якупов) Татьяна Файхутдинова. «Мы недалеки от их ценовой политики, конечно, но у нас меньше ассортимента и мы не представлены на местном рынке. Мы предлагаем пельмени, манты, самсу, хинкали, фарш и вырезку. Номер один по спросу – пельмени «Нежные» за 170 рублей килограмм. Посетители часто идут к их стенду просто потому, что знают их продукцию лучше».

==video565==

Поскольку обладатели других крупных мясных стендов - представители «Казанского мясокомбината» и ТД «Вкуснотеев» из-за отсутствия руководства отказались от комментариев, корреспондент «БИЗНЕС Online» прямиком направился к ярко-красному стенду «Челны-Бройлер». Начальник отдела маркетинга Ильнур Баймухаметов, улыбаясь вопросам, рассказал, что главной целью их участия на выставке стала демонстрация новинок. «Например, колбасы «Фатиха», производство которой началось в прошлой году в месяце «Рамазан». Ей мы обрадовали не только жителей Казани, но и Набережных Челнов и других близлежащих городов», - подчеркнул Баймухаметов.

Он также отметил, что халяльная продукция на «Челны-Бройлер» составляет лишь 10 процентов от всего производства. Всего компания предлагает 40 наименований халяль продукции. Это различные колбасы, копчености, котлеты «Татарские» и «Мусульманские» (новинки), тушка, замороженная и охлажденная, полуфабрикаты – грудка, крыло, бедро и другие.

«Вообще рост довольно большой и существенный, – продолжал Баймухаметов. - Если в 2004 году мы произвели 41 тонну халяльной продукции, то в этом 5 800 тонн продукции, то есть рост в 140 раз. А в этом году рост у нас будет существенно большим. Мы основываемся на тех нормах, на которых основывается халяль продукция. Предприятий, где идет ручной забой птицы, в мире очень мало, а мы его осуществляем. Когда идет механический забой, мы получаем 9 тысяч голов в час, а при ручном – 7 тысяч голов, то есть по проходимости за час мы теряем 20 процентов. Но при ручном забое птица остается без крови, а уже медики доказали, что мясо без крови гораздо полезнее. При этом наценка на халяль-товар у нас всего от 3 до 5 рублей. Это уже позиция руководства: продукция халяль должна быть доступна покупателю. То есть о наживе на халяль продукции никакой речи не идет».

Справка

Международная выставка-ярмарка KAZANHALAL ежегодно проходит в рамках KAZANSUMMIT

Основная цель специализированной выставки KAZANHALAL - демонстрация и продажа как отечественной, так и международной качественной халяль продукции и услуг. Среди участников выставки – производители мясных продуктов и полуфабрикатов, кондитерских изделий, специй и приправ прочих продуктов питания, национальной одежды, обучающей религиозной литературы, косметических средств и средств личной гигиены. В III международной выставке KAZANHALAL участие приняли более 100 компаний из России, стран СНГ, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Инициатор: IBFD Foundation.

Организаторы KAZANHALAL 2012: некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация индустрии халяль» (НП «НАСИХ»), комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ.