Сергей Марков: «Стало ясно, что нужно больше контроля. Поэтому было принято решение перевести «вагнеровцев» на контракт. Но возник конфликт между успешным руководителем корпорации Евгением Пригожиным и государственной бюрократией в лице Сергея Шойгу» Сергей Марков: «Стало ясно, что нужно больше контроля. Поэтому было принято решение перевести «вагнеровцев» на контракт. Но возник конфликт между успешным руководителем корпорации Евгением Пригожиным и государственной бюрократией в лице Сергея Шойгу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Возник конфликт между успешным руководителем корпорации Евгением Пригожиным и государственной бюрократией в лице Сергея Шойгу»

— Сергей Александрович, обсудим события, связанные с мятежом Евгения Пригожина. Что это было: сумасшествие отдельного человека или внутриэлитные разборки?

— Это не внутриэлитные разборки и не сумасшествие, так как Евгений Пригожин совсем не сумасшедший, хотя его психологические характеристики (то, что он сверхконфликтный) тоже сыграли свою роль. Но это случилось, потому что системы нет. У нас ЧВК Вагнера сыграла выдающуюся роль сначала в Африке, потом, когда затыкали дыры прошлым летом и осенью на фронте, именно они взяли Попасную. Потом ЧВК Вагнера дала Российской армии время, чтобы обучить, вооружить мобилизованных, подготовить систему обороны. Также их роль в том, чтобы вдохнуть боевой дух в Российскую армию. Честно сказать, слабенько у нас было с духом, особенно после катастрофической сдачи Херсона, буквально бегства из-под Харькова. Но ЧВК серьезно подняла дух Российской армии. Это все было сделано хорошо.

Но стало ясно, что нужно больше контроля. Поэтому было принято решение перевести «вагнеровцев» на контракт. Но возник конфликт между успешным руководителем корпорации Евгением Пригожиным и государственной бюрократией в лице Сергея Шойгу. Это классический конфликт с государственной бюрократией, как, например, у Илона Маска с администрацией Джо Байдена. Но в Америке есть система, которая сдерживает конфликт, а у нас ее не оказалось.

— Что вы имеете в виду?

— Необходима контрразведка. Она должна была отследить, что Пригожин что-то готовит, дать информацию властям заранее. Кроме того, когда он начал это разворачивать, его должны были арестовать или застрелить.

— Я думала, что именно этим должен закончиться мятеж.

— Это они должны были сделать еще 23 июня. Но ничего не сделали. Получается, что системы нет. К тому же необходимы комиссары, которые ведут политическую работу, объясняют, а в критический момент встают. Поэтому Российской армии надо восстановить то, что было в советской, — Смерш и систему комиссаров.

Сергей Александрович Марков — российский государственный и общественный деятель, дипломат, политолог. Депутат Государственной Думы РФ V созыва, член парламентской ассамблеи Совета Европы (2007–2011), член Общественной палаты РФ трех составов, доверенное лицо президента РФ Владимира Путина (2012). Основатель, генеральный директор ООО «Институт политических исследований», кандидат политических наук.

Родился 18 апреля 1958 года в городе Дубне Московской области.

В 1986-м с отличием окончил философский факультет Московского государственного университета им. Ломоносова.

В 1995-м защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук по теме «Формирование многопартийной системы в России».

С 1986 по 1989 год работал преподавателем в дубнинском филиале Московского института радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), с 1989 по 2011 год — преподаватель, научный сотрудник, доцент кафедры государственной политики философского факультета, факультета политологии МГУ им. Ломоносова, преподаватель в университете «Высшая школа экономики», профессор МГИМО при МИД РФ. В МГУ и МГИМО Марков преподавал курсы «Теория и практика СМИ», «Авторитарные режимы», «Современный политический процесс в России», «Особенности российского и мирового политического консалтинга».

С 1990 по 1999 год — сотрудник, старший научный сотрудник Национального демократического института (США). В 1993-м прошел стажировку в университете Висконсин-Мэдисон (США).

С 1997 по 2007 год — директор ассоциации центров политического консультирования.

В 1998-м основал ООО «Институт политических исследований» и возглавил его в качестве директора, тогда же стал основателем ежегодного международного экспертно-политического форума «Форос».

С 2000 по 2002 год работал главным редактором, руководителем иностранной службы интернет-СМИ «Страна.ру».

В 2001-м назначен главным редактором интернет-СМИ «Иносми.ру».

В 2004-м работал на президентских выборах на Украине, был руководителем Российского клуба в Киеве. Является основателем сайта «Украина.ру».

С 2005 по 2017 год в дни проведения молодежных лагерей «Селигер», «Машук» (Пятигорск), «Селиас» (Астрахань), «Балтийский Артек» (Калининград), «Территория смыслов» (Владимирская область), «Донузлав» (Крым) читал участникам движения лекции по политологии и политтехнологиям.

С 2006 по 2007 год — член Общественной палаты, председатель комиссии по международному сотрудничеству и общественной дипломатии. В 2007-м избран депутатом Государственной Думы V созыва по спискам партии «Единая Россия», был заместителем председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, членом постоянной делегации Госдумы в парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).

Был доверенным лицом Путина с 2011 по 2018 год.

В 2011-м избран в состав Общественной палаты РФ 2012–2014 годов, руководитель межкомиссионной рабочей группы по международному сотрудничеству и общественной дипломатии.

В 2013-м избран председателем общественного совета Ростуризма. В 2014-м избран в состав Общественной палаты в третий раз. 

С 2017 года — генеральный секретарь Российско-турецкого общественного форума.

Система «Смерш» подчинялась НКВД и была независимой от армейского руководства. Система политического руководства тоже не зависела от генералов. Поэтому их и надо восстановить. Генералы не любили комиссаров и энкавэдэшников Смерш. Это естественно, они же генералам не подчинялись, стучали на них. Но они для этого и нужны.

Я считаю, что если убрать ЧВК Вагнера, но не убрать системные проблемы, то следующий мятеж поднимет не руководитель ЧВК, а начальник фронта, какой-нибудь Никифоров или Суровикин, как его поднял в свое время вполне системный Лавр Корнилов. Поэтому надо убрать причины мятежа — недостаточный контроль, дисфункциональность системы. Например, вы положили в банк деньги, а для контроля вам СМС приходят, если идут какие-то расходы. Чтобы войти в приложение, нужен ПИН-код. То есть это некая система контроля. Нельзя же дать военным все, но не обеспечивать контроль, это работать не будет. Поэтому нужно сделать независимые системы контроля. Это первая и большая базовая причина.

Вторая причина — у нас серьезная проблема в том, что мы ведем две войны. Первая война на Украине против части нашего народа: 75% граждан Украины — русские, остальные — почти русские. Мы к этой войне готовились? Нет. Она кровопролитная, огромное количество убитых с обеих сторон, мы с трудом ее выдерживаем. Плюс к этому идет война с половиной человечества: 52 страны участвуют в «Рамштайне». С ними мы ведем гибридную войну — политическую, экономическую, информационную, технологическую и так далее. С трудом справляемся.

Система начинает давать сбой, люди не видят перспективы. Если мы год назад обсуждали, возьмет ли Российская армия Харьков, то сейчас — возьмет ли украинская армия Мелитополь. Правильное развитие ситуации? Нет. Также мы видели, что много месяцев шли атаки на энергоинфраструктуру Украины. Они увенчались успехом? Успех очень сомнительный, потому что о проблемах с энергетикой на Украине ничего не пишут. Далее — дроны. Что за дело — Россия покупает их у Ирана? Сами не можем дроны делать? Мы должны завалить армию дронами. Почему это не происходит, людям непонятно.

Плюс еще Алексей Столяров. Я лично не знаю, кто он такой, но общественное мнение убеждено, что это зять министра, который путешествует по миру и делает кучу роликов о том, какая классная, интересная, веселая жизнь. Люди считают это предательством, если министр не может приструнить свою семью. Когда люди гибнут, элита жирует и веселится — так многим кажется. Может, трудно решить проблему взрослых детей, зачастую их не проконтролируешь. Все мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда дети выступают за самостоятельность. Но должна быть политическая система. А если просьбы к человеку временно уйти из публичности, заняться зарабатыванием денег не помогают, тогда, может быть, чуть пожестче меры применить? Если он раздражает десятки миллионов людей, может, тогда арестовать этого Столярова? Не поверю, что богатый человек ничего не нарушает и у него нельзя найти какие-нибудь проблемы с законом. Кто-то же должен ему объяснить, а самое главное — убрать фактор, который раздражает десятки миллионов людей. У них и так проблем много. Тут мы возвращаемся к теме политической работы. Ее нет. Люди видят информационную политику минобороны…

— Мне кажется, Пригожин на этом поле их точно переиграл.

— Далеко не всем информационная политика минобороны кажется очень эффективной. Может быть, ведомство право в каждом своем слове. Но мне их доклады напоминают инструкцию по эксплуатации бытовой техники. Наверное, в этой бумажке все правильно, но нормальному человеку невозможно понять, что там написано. Думаете, так только у нас? Нет, в Америке тоже постоянно об этом говорят. Непонятно, для кого они это пишут.

Поэтому люди думают: раз здесь делаются ошибки, то и в другом месте, наверное, тоже могут быть ошибки, которых мы не видим. А у страха глаза велики, поэтому неизвестные ошибки кажутся им большими. Есть явная неудовлетворенность населения тем, какие решения принимаются, при этом никакие ошибки не признаются, ситуация явно идет в неправильном направлении. Надо что-то решать.

Я думаю, что теперь руководство страны сильно задумается. У нас идут две войны одновременно. Мы с ними справимся? Как прекратить гибридную войну с Западом? Мы тут 100 процентов жертва агрессии. Военные действия на Украине, может, и можно как-то прекратить. Тут есть два пути. Первый — принять американские условия по капитуляции и пойти по пути Брестского мира. Второй вариант — все-таки попробовать решить все быстро силой. Не случайно идет дискуссия о применении тактического ядерного оружия. Это может быть одним из факторов. Попробуйте решить вопрос силой, по-настоящему навалиться, разбить украинскую армию, выйти на какие-то правильные рубежи. Такие возможны последствия.

«Пригожин увидел, что Шойгу хочет всех перевести на контракт, чтобы все его солдаты были лояльны Минобороны. Он не захотел отдавать свою ЧВК и сказал: «Я создал ЧВК, а теперь ее хотят отобрать» «Пригожин увидел, что Шойгу хочет всех перевести на контракт, чтобы все его солдаты были лояльны минобороны. Он не захотел отдавать свою ЧВК и сказал: «Я создал ЧВК, а теперь ее хотят отобрать» Фото: © Елена Копылова, РИА «Новости»

«Та ЧВК Вагнера, которая создана Пригожиным и воевала на украинском фронте, будет забрана российскими властями»

— Вернемся к Пригожину. Почему он решился на мятеж? «Вагнеровцы» были успешны, Артемовск взяли, а потом вдруг пошли брать Москву.

— Я думаю, что Пригожин на это решился, так как увидел, что в противном случае он может потерять все. Сначала переведут всех на контракт, потом его самого отстранят от ЧВК, а затем как человека не так нужного враги где-нибудь грохнут.

— Где гарантия, что сейчас этого не произойдет?

— Нет гарантии. Но вы спросили, почему он на это решился. Я думаю, что Владимир Путин сейчас дал ему гарантии безопасности, и Пригожин президенту верит.

— И все-таки какая цель была у Пригожина? Они же не говорили, что идут захватывать Кремль и менять власть.

— У него была простая и логичная цель: «Сделайте так, чтобы моим начальником был дружественный человек, а не тот, для кого я враг». Все хотят, чтобы их начальник не был врагом. Пригожин увидел, что Шойгу хочет всех перевести на контракт, чтобы все его солдаты были лояльны минобороны. Он не захотел отдавать свою ЧВК и сказал: «Я создал ЧВК, а теперь ее хотят отобрать».

— Мы не знаем, создал ли он и на какие деньги. Явно деньги были от власти.

— Пригожин создал на деньги властей. Но ведь он создал сам.

— Сам Евгений Пригожин заявил, что их марш начался из-за несправедливости, что их хотели расформировать, власть они свергать не собирались. Любопытна его фраза о том, что они «показали мастер-класс, как должно было выглядеть 24 февраля 2022 года», а до Москвы не дошли всего 200 километров. Как прокомментируете?

— Конечно, Пригожин пытается сделать ставку на тот капитал, который у него остался, а это мастерство ЧВК Вагнера. Его сравнение неправильно, потому что украинская армия и спецслужбы ожидали российского удара, готовились к нему и оказали яростное сопротивление. В то время как такой бросок ЧВК Вагнера ни российские власти, ни армия, ни спецслужбы не ожидали. Главная причина заключается в том, что для украинских властей Российская армия — это враг, а для российских властей ЧВК Вагнера — брат. Отношение было совсем другим. Потому это некорректное сравнение.

Другое дело, что Пригожин пытается максимально опереться на тот капитал, что у него есть, а это очень большая военная успешность его ЧВК. Очень многие хотели бы, чтобы Российская армия действовала так, как ЧВК Вагнера. Так что пускай Пригожин расскажет свой секрет.

— Как им удается быть успешными?

— Да. Впрочем, он известен. Это в первую очередь большая самостоятельность военных действий. Главным критерием для ЧВК Вагнера является успех, а не выполнение уставов и заполнение отчетных бумажек, как это часто бывает для обычных российских офицеров. Минимальное количество бюрократии — вот главное, что помогает ЧВК Вагнера быть такой успешной.

«Я думаю, что новая ЧВК может базироваться в Белоруссии, возможно, Лукашенко тоже поучаствует в том, чтобы сделать азиатско-африканскую ЧВК — суперкорпорацию для всего мира» «Я думаю, что новая ЧВК может базироваться в Беларуси, возможно, Лукашенко тоже поучаствует в том, чтобы сделать азиатско-африканскую ЧВК — суперкорпорацию для всего мира» Фото: © Iranian Presidency / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

— Теперь объявлено, что Пригожин уезжает в Беларусь. Дальше что? Вы писали в «Телеграме», что будет две ЧВК.

— Да, это наиболее естественное развитие событий. Та ЧВК Вагнера, которая создана Пригожиным и воевала на украинском фронте, будет забрана российскими властями, поставлена под полный контроль и продолжит участвовать в военных действиях. А Пригожину чем-то надо будет заниматься. У него прошла колоссальная реклама по всему миру. Поэтому у него есть уникальная возможность подписать контракты с десятками разных правительств — азиатских, африканских и так далее.

— Какова роль в разрешении конфликта Александра Лукашенко? Реально ли он вел переговоры?

— Пока не очень понятно. Я думаю, что реальные переговоры были между Путиным и Пригожиным. Насколько сильно участвовал Лукашенко, нам трудно сказать.

— Может, теперь у Беларуси будет своя ЧВК?

— Я думаю, что новая ЧВК может базироваться в Беларуси, возможно, Лукашенко тоже поучаствует в том, чтобы сделать азиатско-африканскую ЧВК — суперкорпорацию для всего мира.

— Например, Семен Уралов называет «вагнеровцев» неоказачеством. Можно ли назвать Пригожина новым Степаном Разиным или Емельяном Пугачевым?

—  Без сомнения. Я тоже писал, что ЧВК Вагнера — это вариант казачества, как и ополченцы. Самые радикальные люди, которые в других бы условиях стали криминалом, готовы рисковать жизнью, отвязно бороться. Государство нашло возможность построить их в ряды и отправить воевать за свои интересы. Время от времени они в бунтах принимают участие. Это нормальная система.

«Считаю, что Путин снимет Шойгу через два-три месяца, чтобы это не выглядело так, будто он делает это под давлением. Насчет того, что Путин обещал Пригожину убрать Шойгу, то это вряд ли» «Считаю, что Путин снимет Шойгу через 2–3 месяца, чтобы это не выглядело так, будто он делает это под давлением. Насчет того, что Путин обещал Пригожину убрать Шойгу, то это вряд ли» Фото: kremlin.ru

«Зачем президенту любой страны популярный министр обороны во время войны? Чтобы он госпереворот устроил?»

— Как кейс Пригожина отразится в дальнейшем на внутриэлитных отношениях? Кстати, Шойгу усидит?

— Я думаю, что Шойгу останется. То, что он появился сейчас в государственных СМИ, — явный признак этого. Но считаю, что Путин снимет Шойгу через 2–3 месяца, чтобы это не выглядело так, будто он делает это под давлением. Насчет того, что Путин обещал Пригожину убрать Шойгу, то это вряд ли. Я думаю, что Пригожина интересует не то, чтобы убрать Шойгу, а чтобы он не командовал им. Это сейчас точно сделано.

Но об эффективности Сергея Шойгу мы не можем в полной мере судить. Мне один из советников министра обороны недавно сказал очень разумную мысль: сражения выигрывает армия, а войны — правительства. Поэтому ответственность за то, что мы провалили СВО и втянулись в реальную войну, которую мы все никак не решимся так назвать, точно лежит не на Шойгу. У него есть свои косяки. Например, информационная политика или то, что не было заказов на дроны. Дмитрий Рогозин говорил, что были готовы выпускать их в большом количестве, но заказов не поступало. То, что военная разведка в начале СВО плохо сработала и дала информацию о договоренности с украинскими генералами (а ее не было), это тоже, наверное, косяк.

Но поймите, у России к началу СВО были две армии: ракетно-ядерная и армия для спецопераций. А массовой армии не было вообще. Сейчас Шойгу занимается тем, что строит массовую армию. Успешно или нет — мы не знаем. По мобилизации не он же принимает решение. Будет ли мобилизация или набор добровольцев — это не решение Шойгу. Потому тут ему претензии предъявлять не надо. У нас сейчас нет оснований четко сказать, что все провалено, для этого у нас недостаточно информации. Но что мы точно можем сказать, так это то, что ситуация со Столяровым недопустима, что популярности у министра обороны нет. С другой стороны, зачем президенту любой страны популярный министр обороны во время войны? Чтобы он госпереворот устроил? Поэтому лучше, чтобы министр был очень хорошим, но непопулярным, как Михаил Барклай-де-Толли. Уж как его ненавидели, а выяснилось, что его стратегия была правильной, и Михаил Кутузов действовал согласно ей.

— То есть не нужно, чтобы министр обороны был как Георгий Жуков?

— Не нужно.

— Мы знаем, чем история с Жуковым закончилась.

— Да, а также его перебрасывали с места на место, чтобы он не пригвоздился в хорошем месте.

— В таком случае каков урок истории с мятежом? Мы видели, как в Ростове-на-Дону относились к «вагнеровцам», с ними фотографировались, им не противостояли. Возможна ли гражданская война в России?

— Конечно, возможна. Население полностью поддерживает ЧВК Вагнера как героев войны с фашистским режимом. Люди поддерживают критику в адрес военной бюрократии. Но они не поддерживают мятеж и марш на Москву. Больше всего люди боятся смуты и в этих условиях готовы максимально подержать Владимира Путина.

— Писали, что даже либералы на фоне мятежа выступили за власть.

— Да, но не все.

— И почему тогда гражданская война возможна?

— Потому что в России есть два огромных колоссальных вызова: гибридная война с половиной человечества и неуспешная война с частью своего народа. К тому же есть очевидная дисфункциональность правительства. Смерш не был создан, мобилизация проведена слишком поздно, дронов нет, системы комиссаров тоже, информационная политика сомнительна и так далее. Поэтому гражданская война возможна, но противостоит ей то, что население страны очень хорошо помнит катастрофу 1990-х и через историю помнит Гражданскую войну. Поэтому оно знает, что нужно сделать все, чтобы не допустить ее. У нас очень популярный лидер страны, которому дают мандат на любые действия вообще, лишь бы остановить гражданскую войну.