Времена и нравы

В Узбекистан пришла чилля. Так в народе называют 40-дневный период безветренного летнего зноя, когда жизнь замирает, а все живое прячется в тень в поисках спасительной прохлады. Обычно в это время включается режим информационной тишины, но не в этот раз. Вся страна обсуждает эротический скандал, разразившийся не где-нибудь, а в священном Самарканде.

Вполне обычная для любого европейского города картина взбудоражила умы граждан Узбекистана, население которого почти на 90% состоит из мусульман, пусть и этнических. «О времена! О нравы!» — восклицают защитники моральных устоев. Но что же случилось?

А случилось и в самом деле что-то невообразимое для традиционного узбекского общества. Один из местных телеграм-каналов опубликовал видео с открытия аквапарка в Самарканде, на котором девушки в купальниках вытанцовывали перед толпой молодых людей замысловатые па, в том числе и в стиле тверк. Напомним, речь идет не о релокантах или туристах, а о местных жителях.

Автор ролика снабдил видео гневной подписью: «Это не Европа, а наш Самарканд», — добавив тег «ужас». Видео быстро набрало почти 130 тыс. просмотров и свыше 3 тыс. комментариев, в основном осуждающего характера. «Бал сатаны», «Позор!», «Пусть их поглотит могила!», «Астагфируллах… Не может быть. Не хочется верить — это не узбеки», — это еще наиболее безобидные из них. Некоторые комментаторы не ограничились письменными сообщениями, а прикрепили аудиосообщения, в которых попытались растолковать, в чем греховность подобных проступков.

Хотя было и меньшинство, которое задавало вполне резонные вопросы. Например: «А что делал автор ролика в таком месте, где все полуголые и демонстрируют друг другу пупки и колени открытые?» Или: «У нас светская страна. Если кому-то что-то не нравится или задевает ваши религиозные чувства, не ходите в такие места, в чем проблема? У нас есть государственные законы, и не надо их путать с религиозными. Почему-то у нас в последние годы пускают на самотек происходящую радикализацию в обществе».

В любом случае ролик вызвал эффект разорвавшейся бомбы. Возмущенная общественность потребовала наказать «бесстыдников». Правоохранительные органы не могли не отреагировать.

В пресс-службе УВД Самаркандской области сообщили, что были грубо нарушены правила проведения массовых мероприятий с участием около 2 тыс. человек. «Установлено, что на мероприятии группа танцовщиц проигнорировала правила поведения в обществе, исполняя неприличные танцы в полуголом виде», — говорится в сообщении. В отношении организатора мероприятия были оформлены документы и переданы в уголовный суд района для принятия законного решения, отметили в УВД.

«Исполнительницы неприличных танцев прошли осмотр на кожно-венерологические болезни, у них взяты анализы крови на проверку наличия СПИДа и ВИЧ, с ними проведена разъяснительная работа», — сообщили в управлении.

«Когда бьют женщин, убивают животных, ваши сотрудники молчат или делают «строгий хайфсан»

Все могло быть еще хуже, но за девушек вписался популярный в Узбекистане блогер, автор 30-тысячного телеграм-канала «Эффект Макаренко», 35-летний Никита Макаренко. Он известен в стране тем, что проталкивает западную повестку дня, переживает за велодорожки, парки, экологию. А власти чуть ли не с микроскопом изучают посты местного урбаниста и немедленно реагируют.

«Посмотрел я эти „самаркандские танцы“ в бассейне. Ну ведь там же абсолютно ничего нет противоправного. Ну ничегошеньки. Ни грамма. Девушки даже не в бикини. В глухих купальниках. Просто танцуют, — пишет Макаренко. — Позор УВД Самаркандской области. Просто позор».

«Когда бьют женщин, убивают животных, ваши сотрудники молчат или делают „строгий хайфсан“ (выговор). А как притеснять женщин — так вы первые в очереди. Вы обязаны были возбудить дела в отношении тех, кто порочил честь и достоинство этих женщин. На экстремистов. А вы их защищаете. Позор», — возмущается Макаренко в своем телеграм-канале.

Его беспокоит тот факт, что население страны становится все более и более религиозным. Еще не утих скандал с магазином нижнего белья Milavitsa в Ташкенте — и вот уже новый. В предыдущем случае в сети также распространилось видео, где возмущенный автор критиковал витрину магазина с полуодетыми фотографиями моделей. По мнению мужчины, такие фото могут растлить сознание школьников. В ролике мужчина призывал власти принять меры в отношении магазина. Автор обратился к районной администрации и заявил: «Их несовершеннолетние дети тоже проходят по этой дороге».

В результате фотографии моделей с витрины убрали, а обрадованный мужчина записал новое видео, поблагодарив местные власти. По его словам, фотографии «этих проституток» убрали, а с владельцем магазина провели «разъяснительную беседу».

Макаренко также широко освещал эту тему, в итоге автор видео, критиковавший магазин Milavitsa, был найден и оштрафован «за распространение религиозных материалов вопреки законодательству Республики Узбекистан».

ГУВД Ташкента также сообщило, что «в Узбекистане недопустимо судить других по своим личным религиозно-нравственным взглядам, а также каким-либо образом вмешиваться в соблюдение норм и правил поведения в обществе. Любые подобные действия будут строго преследоваться по закону».

Проблема традиционных обществ заключается в том, что табуирование подобных тем вовсе не значит, что в самом обществе все идеально и ничего не происходит. Одно из ведущих интернет-изданий в Узбекистане Gazeta.uz отмечает, что в последние годы увеличилось количество преступлений против половой свободы несовершеннолетних и женщин. В частности, в 2019 году количество осужденных за сексуальные контакты с подростками в возрасте до 16 лет составило 99, а в 2022-м — уже 238 человек. В 2019 году количество лиц, вступивших в половую связь с детьми в возрасте до 14 лет, составило 52 человека, в 2022-м — уже 73 человека. Насилия в отношении женщин также хватает.

Все это вынудило власти весной этого года внести поправки в УК страны и резко ужесточить законодательство по всем этим пунктам. Кроме того, Узбекистан стал первой страной в Центральной Азии, где домашнее насилие стало являться уголовным преступлением.

Визит президента Турции Сулеймана Демиреля (второй слева) в Узбекистан в годы дружбы и сотрудничества (1996 год)Фото предоставил Азат Ахунов

От Каримова до Мирзиеева

Усиление религиозных настроений в обществе — это результат свобод последних лет. При Исламе Каримове было все не так. За почти 30-летний период его правления люди привыкли к тому, что религиозная сфера находилась под жестким контролем властей и силовых структур.

Президент Каримов, несмотря на свой атеистический бэкграунд, в принципе, не был ярым противником мусульманской религии. Любимая его поговорка: не разрушай старый дом, не построив нового. При нем начался процесс религиозного возрождения, но с уклоном в традиционный для местных мусульман вариант с поклонением могилам суфийских святых, почитания народных традиций, обычаев и т. д. Не только он, даже коммунисты за 70 лет советской власти не смогли отучить местное население от этого «дурмана».

Но внезапное усиление и рост популярности ряда исламистских организаций в середине 1990-х он воспринял как личный вызов, угрозу своей власти. Все эти движения были жестко подавлены, лидеры брошены в тюрьмы или уничтожены. На этом же фоне резко испортились отношения с арабскими странами, Ираном и Турцией, которых Каримов подозревал в финансировании радикальных группировок.

Этими же причинами объяснялось и ужесточение норм законодательства в религиозной сфере, смягчением которого занялся нынешний лидер Узбекистана Шавкат Мирзиеёв. В свое время было введено много ограничений, вплоть до «борьбы с бородами». Например, за «вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, а равно обучение их религии вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих» можно было получить 3 года тюремного срока. «Нарушение правил проведения религиозных собраний, уличных шествий и других церемоний культа» наказывалось штрафом в размере от 50 до 75 минимальных размеров заработной платы или арестом до 6 месяцев либо лишением свободы до 3 лет. За преподавание религиозных вероучений без специального религиозного образования и без разрешения центрального органа управления религиозной организации, а равно преподавание религиозных вероучений в частном порядке можно было также загреметь на стандартные 3 года. Не были забыты и миссионеры: «Обращение верующих одних конфессий в другие (прозелитизм) и другую миссионерскую деятельность» также «исправляли» в местах не столь отдаленных. Именно тогда и был введен размытый пункт о «культовых одеяниях».

Все это осталось в прошлом…

Угрозы блогеру Макаренко

В адрес блогера Макаренко начали поступать угрозы после того, как он вступился за самаркандских девушек. Основной посыл — нечего диктовать нам здесь свои правила, езжай туда, где это нормально, а еще лучше, отправляйся «защищать родину предков».

Но власти и в этот раз не оставили этот вопрос без внимания. Министерство внутренних дел Узбекистана начало служебную проверку в отношении действий сотрудников УВД Самаркандской области, которые вызвали «резкое недовольство общественности», сообщил пресс-секретарь МВД Шохрух Гиясов.

Он опроверг информацию о том, что женщины, участвовавшие в праздновании открытия аквапарка «Вавилон» в Самаркандском районе, были обследованы на кожно-венерические заболевания и их обязали сдать анализы крови на СПИД/ВИЧ. По его заявлению, эта информация была опубликована пресс-секретарем УВД области Ж. Сагдуллаевым «поспешно» и «без полного изучения ситуации».

История с «грязными танцами» закончилась благополучно. Но она стала своего рода маркером стремительно меняющегося узбекского общества. Что делать? Нельзя ломать сложившиеся веками традиции, но и останавливаться на пути реформ тоже нельзя. Что скажет Европа, Америка? Не обвинят ли в отсутствии демократических ценностей? Надо выбрать золотую середину, но кто знает, как ее ровно отмерить.