Нияз Халиуллин: «Зачастую аграрии не могут реализовать продукт не потому, что нет спроса, а потому, что не могут найти покупателя. Объединим наших игроков на одной площадке — они смогут найти друг друга, чтобы торговля шла максимально прозрачно по оптимальным ценам между аграриями, трейдерами, экспортерами»Фото предоставлено АО «РИВЦ»

«За то время, что я работаю в РИВЦ, приходили 10 компаний со своими предложениями и формулировкой: «Помогите деньгами!»

— Нияз Андреевич, мы встречались с вами ровно год назад и говорили про цифровизацию в АПК Татарстана. Что изменилось с тех пор, сколько хозяйств ушло в «цифру»?

— У нас было три трека: создание региональной информационной системы для АПК, курсы повышения квалификации топ-менеджмента, автоматизация агробизнеса. Задачи прошлого года мы достигли: разработку региональной ГИС-системы закончили по тем требованиям, что нам ставили в 2022-м, сейчас делаем упор на ее внедрение.

Пилотная программа поддержки автоматизации АПК завершена в прошлом году. Есть удачные кейсы, есть не очень. Мы думали, что за господдержкой потянется малый бизнес, но потянулся крупный, а малый сказал, что им ничего не надо. Многие из них не хотят учиться или учатся формально, многие не хотят цифровизироваться — им и так хорошо. Даже на 1С, которая относится к базовым вещам, не все перешли. Так что активными были те, кто и так был активным и эффективным.

Третье направление — образовательный трек. В прошлом году 138 хозяйств прошли обучение, в этом году мы возобновили программу при поддержке минсельхоза Татарстана. Отзывы очень позитивные!

Директор РИВЦ Нияз Халиуллин: «Убираем бюрократию и смотрим на данные»

Помимо этого, мы помогаем федеральному центру в разработке федеральной стратегии цифровой трансформации АПК, масштабируем наш опыт в РТ. У нас есть цель — помощь аграриям в цифровой трансформации. Так как на текущий момент в Татарстане программа не продлена, мы хотим, чтобы был толчок по автоматизации со стороны федерального центра.

Непрерывно участвуем в тендерах, госзакупках по всем нашим компетенциям, связанным с разработкой госсистем, образовательными треками, консалтингом. На заработанные деньги продвигаем свои инициативы. Иначе нам пришлось бы остановить всю свою работу в республике, сказать: «Всем спасибо!» — и разойтись.

Новое направление работы — обучение аграриев региона работе с торговыми интернет-площадками, то есть маркетплейсами. Сейчас сельхозтоваропроизводители могут покупать все необходимое и продавать свой урожай через маркетплейс, экономить время на этих процессах. Таких площадок все больше, например платформа поле.рф, которая в этом году заходит в Татарстан.

«Все просто: регистрируешься на площадке, выкладываешь свой товар, его стоимость, его видят потенциальные покупатели со всей России» «Все просто: регистрируешься на площадке, выкладываешь свой товар, его стоимость, его видят потенциальные покупатели со всей России» Фото предоставлено АО «РИВЦ»

— Судя по сайту, проект представляет собой «маркетплейс» для производителей сельхозпродукции. Что предлагает площадка, в чем ее «фишка»?

— Основных «фишек» две: площадка дает аграриям новые каналы сбыта продукции и новые каналы закупки удобрений, семян, запчастей и прочего, а трейдерам и переработчикам — новые каналы закупки урожая. Все просто: регистрируешься на площадке, выкладываешь свой товар, его стоимость, его видят потенциальные покупатели со всей России. Точно так же и ты видишь, что предлагают в секторе семян, удобрений, сельхозпродукции, запчастей другие участники, и выбираешь подходящие для себя позиции.

Зачастую аграрии не могут реализовать продукт не потому, что нет спроса, а потому, что не могут найти покупателя. Объединим наших игроков на одной площадке — они смогут найти друг друга, чтобы торговля шла максимально прозрачно по оптимальным ценам между аграриями, трейдерами, экспортерами.

Вторая «фишка» — в возможности быстрого кредитования. Поле.рф работает с разными банками, например со Сбером, «Альфабанком» и ВТБ, участник площадки может получить кредит на сумму до 10 миллионов за 7 минут или до 30 миллионов за 3–5 дней. В текущей ситуации с ценами, складскими запасами такая площадка — хороший дополнительный канал сбыта и закупок. Мы разговаривали с крупными российскими экспортерами, трейдерами, они готовы переориентироваться на рынок Татарстана, помочь в реализации продукции. 

В рамках развития цифровизации в регионе у нас был проект маркетплейса для аграриев, и за то время, что я работаю в РИВЦ, приходили штук 10 компаний со своими предложениями. Но сильных игроков не было, да и все идеи оканчивались формулировками: «Помогите нам деньгами!» Сделать сайт, назвать его маркетплейсом и прийти в минсельхоз со словами «дайте денег» каждый может.

— Как с помощью этой площадки найти покупателей внутри страны?

— В России большое поголовье скота, а у Татарстана много зерна для животных, оно востребовано. Востребовано зерно и на экспорт, на площадке присутствуют экспортеры. Сейчас они не видят рынок Татарстана, он для них непрозрачен и не очень интересен с точки зрения логистики. Федеральная площадка решает эту проблему, делает рынок спроса и предложения «прозрачным», позволяет купить напрямую у производителя или трейдера. Если Татарстан не зайдет на платформу, он так и останется в тени для трейдеров и экспортеров.

Татарстанское зерно везут в том числе на экспорт, но часто продавец получает минимальную маржу, потому что бо́льшая ее часть остается у посредника. На поле.рф продавец может значительно сократить цепочку посредников.

«Рынок сейчас «дикий», если покупатель не знает продавца, он не пойдет с ним на контакт. На поле.рф все контрагенты проверяются, недобросовестных игроков нет» «Рынок сейчас «дикий», если покупатель не знает продавца, он не пойдет с ним на контакт. На поле.рф все контрагенты проверяются, недобросовестных игроков нет» Фото предоставлено АО «РИВЦ»

«Республика расположена удачно, но вопрос с логистикой не решен»

— Как организована логистика на площадке? Кто и за чей счет доставляет купленный на поле.рф товар?

— Логистика «съедает» приличную часть от стоимости сделки в республике. По формальным признакам Татарстан расположен удачно, но де-факто вопрос с логистикой не решен: судоходство очень ограничено, вагоны забронированы теми же трейдерами. На маркетплейсе вопрос решается партнерским логистическим сервисом, который пойдет следом за поле.рф. Работает он как агрегатор такси: в сервис поступают заявки на перевозку груза по сделкам с поля.рф. В режиме онлайн начинается торг: какой перевозчик и за сколько готов перевезти этот объем. Предложение с лучшей ценой побеждает. Как итог — снижаются издержки на логистику. Мы будем запускать такой сервис в Татарстане, но следующим этапом, когда увидим, что со стороны аграриев будет живой интерес. На первом этапе продавец и покупатель будут договариваться о доставке самостоятельно. 

— «Слабое» место маркетплейсов — непрозрачность сделки. Покупатель верит фото, видео продавца. Но одно дело покупать по сети туфли, другое — тонны зерна, удобрений…

— Рынок сейчас «дикий», если покупатель не знает продавца, он не пойдет с ним на контакт. На поле.рф все контрагенты проверяются, недобросовестных игроков нет.

Есть несколько вариантов проведения сделки — с предоплатой, постоплатой, продавец и покупатель выбирают схему для себя. Но вся коммуникация идет через площадку, то есть отправить деньги по «левым» реквизитам невозможно. Это дисциплинирует рынок и делает сделку максимально прозрачной и безопасной.

— Что необходимо производителю, чтобы зайти на эту площадку? Нужны ли какие-то взносы, документы?

— Взносов нет, но есть перечень документов, которые необходимо подать для проверки.

— Кто-то из местных сельхозтоваропроизводителей уже провел сделку на поле.рф? С каким результатом?

— Есть, но их не так много. В основном татарстанские аграрии пока используют площадку для более выгодных покупок запчастей для своей техники. Опыт позитивный, находят для себя выгодные предложения.

— Как РИВЦ готов помогать местным производителям?

— Мы вместе со специалистами поля.рф будем обучать наших сельхозтоваропроизводителей работе на маркетплейсе. Массовое обучение стартует на этой неделе. Торопимся успеть до уборки, чтобы аграрии вышли на площадку со свежим урожаем.

В дальнейшем хотим связать поле.рф с государственной информационной системой (ГИС) агропромышленного комплекса РТ, можно будет войти в маркетплейс через ГИС-систему.