Рассказать о лучших практиках пришли представители «Татнефти», СИБУРа, КАМАЗа, Haier, ОЭЗ «Алабуга», муниципалитетов, общественных организаций Рассказать о лучших практиках пришли представители «Татнефти», СИБУРа, КАМАЗа, Haier, ОЭЗ «Алабуга», муниципалитетов, общественных организаций Фото: Диана Авакян

«Это очень сложная история — менять города. Одна компания может не вытащить»

Накануне в агентстве инвестиционного развития Татарстана прошел круглый стол, посвященный социальному инвестированию. Впервые АИР провело публичное мероприятие на крыше своего здания на улице Агрономической.

Стояла хорошая солнечная погода. Рассказать о лучших практиках пришли представители «Татнефти», СИБУРа, КАМАЗа, Haier, ОЭЗ «Алабуга», муниципалитетов, общественных организаций. Хозяйка вечера Талия Минуллина поделилась, что о «корпоративной социальной ответственности» (КСО) узнала во время учебы в Великобритании: «Я была поражена количеством примеров и денег, которые компании тратят на социальные цели добровольно, а не потому, что им кто-то сказал это делать».

Слово «инвестиции» здесь, отметила Минуллина, нужно брать в кавычки. Потому что в случае с социалкой с одного рубля компания получит не 3 рубля завтра, а 23 рубля через 15 лет. Что же мешает РФ на пути к корпоративному гражданству, где бизнес и государство несут взаимную ответственность перед обществом? «Руководители компаний в России мало понимают, как связана корпоративная социальная ответственность с улучшением их позиций на рынке, возможностью получения прибыли. Есть отдельные крупные компании, которые это делают. Но большинство не видят этой связки и считают, что социальные инвестиции отвлекают ресурсы от решения коммерческих задач», — обозначила она проблему. 

Талия Минуллина: «Руководители компаний в России мало понимают, как связана корпоративная социальная ответственность с улучшением их позиций на рынке, с возможностью получения прибыли» Талия Минуллина: «Руководители компаний в России мало понимают, как связана корпоративная социальная ответственность с улучшением их позиций на рынке, возможностью получения прибыли» Фото: Диана Авакян

Дискуссия закрутилась вокруг исследования московского центра социального проектирования «Платформа» о социальной роли бизнеса. В нем Татарстан получил высокую оценку, но внутри региона ситуация складывается по-разному. Респондентов просили ответить, есть ли в их городе условия для комфортной жизни и развития. В республике утвердительно ответили 78% участников (в других индустриальных регионах — 70%). В Казани этот показатель достиг 93%, в Челнах, Альметьевске и Нижнекамске — 83%, а в других городах РТ — всего лишь 43%. «Как быть городам, где нет крупных индустриальных инвесторов? Есть две логики ответа. Либо раскулачивать, но это не рыночный путь. Либо настраивать эти муниципалитеты на то, чтобы работать с федеральными и региональными программами и учиться привлекать деньги», — заявил гендиректор «Платформы» Алексей Фирсов. 

Социальное инвестирование решает проблему дефицита кадров, считает Фирсов. Компании приходят к пониманию того, что нужно менять территории, чтобы привлекать людей. Современному высококвалифицированному работнику важно не только сколько он зарабатывает, но и среда, в которой он тратит деньги и где живут члены его семьи. «Последние два года прослеживается переориентация логики инвестиций на то, чтобы создавать средовой фактор и за счет этого выигрывать конкуренцию за персонал. Данный тренд будет нарастать», — полагает эксперт.

Хромает в России практика объединения ресурсов, когда два крупных бренда совместно решают какую-то социальную задачу. «Без таких масштабных объединений среду не изменить. Это очень сложная история — менять города. Одна компания может не вытащить», — полагает Фирсов. Говоря о точках роста в Татарстане, он отметил не слишком формализованные отношения при разработке программ, отсутствие четких границ зон ответственности между бизнесом и властью и «стереотип о специфичности и культурном коде». 

Население в Татарстане больше всего наслышано о социальных инициативах «Татнефти». На втором месте — СИБУР («Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим»). Промышленникам спикер предложить активнее продвигать свой социальный бренд за пределами регионов присутствия — это тоже может помочь в привлечении кадров.

Один из основных проектов «Татнефти» — конкурс грантов по трем приоритетным направлениям — здравоохранение, образование и культура Один из основных проектов «Татнефти» — конкурс грантов по трем приоритетным направлениям — здравоохранение, образование и культура Фото: «БИЗНЕС Online»

СИБУР: «Два ключевых принципа компании — нам нужны партнеры и долгосрочность»

«Татнефть» на круглом столе представили как одну из наиболее раскрученных в РТ компаний с огромным социальным грузом. Как позже рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор благотворительного фонда нефтяной компании Ренат Мамин, несмотря на непростые экономические условия, «Татнефть» ни на копейку не урезала социальные расходы. Объем благотворительной программы составляет более 6 млрд рублей, а общий объем социальных инвестиций нефтяников оценивается в 24 млрд рублей в год. «Для нас важна ответственность за территорию, где мы живем и работаем. У нас не стоит вопрос о перегрузке бизнеса от социальной инфраструктуры и социальных проектов», — отметил Мамин в ходе обсуждения. 

Один из основных проектов «Татнефти» — конкурс грантов по трем приоритетным направлениям — здравоохранение, образование и культура. Подать заявку могут государственные и муниципальные организации, органы местного самоуправления, НКО, физлица. В рамках проекта в том числе строятся и ремонтируются социально значимые объекты в городах присутствия компании, включая Тольятти. Объем поддержки — 1,5 млрд рублей в год. «Нам бы при этом помощь от региональных министерств — посидеть, посмотреть, как можно совместными усилиями… Здесь мы отмечаем определенный перекос. Некоторые министерства говорят [соискателям финансирования]: „У вас же есть рядом „Татнефть“, идите просите у них социальных инвестиций“. Нам хочется, чтобы у нас были партнерские отношения. Мы свои целевые программы конкурса выстраивали под региональные и федеральные [программы], чтобы муниципалитеты и госучреждения могли получать софинансирование», — намекнул Мамин.

Целеполагание внутри СИБУРа делится на две части, рассказал директор по устойчивому развитию холдинга Максим Ремчуков. Первая — развитие и удержание собственных сотрудников, «борьба» за таланты. Вторая — социальные программы в регионах присутствия. Ключевую роль играет проект «Формула хороших дел», созданный в 2016 году по инициативе Дмитрия Конова. Экс-предправления до сих пор вкладывает личные средства в этот благотворительный проект. 

«Два ключевых принципа компании — нам нужны партнеры и долгосрочность. Входя в любую программу поддержки, мы руководствуемся этими факторами. Это вдолгую, это не разовая [акция], — сказал Ремчуков. — Мы здесь договариваемся [с муниципалитетами] так, что мы плечо подставляем, хотим, чтобы было вовлечение коллег с любого уровня власти. Но чтобы оно было не разовым. Это не история „ребята, мы горим, нам нужно что-то сделать, поэтому помогите“. Так мы можем помочь. Но имеет ли это долгосрочный эффект на всю территорию?»

Ремчуков напомнил и о косвенной роли холдинга в поддержке территорий. Несмотря на санкции, СИБУР продолжает принимать крупные инвестиционные проекты на сотни миллиардов рублей, и привлекает под них местных строителей, подрядчиков и поставщиков. Так что имеет место мультипликативный эффект.

Алексей Фирсов: «Идеологическое давление на частный бизнес растет. Мы все это видим: «где крупный капитал, когда родина в опасности?» Алексей Фирсов: «Идеологическое давление на частный бизнес растет. Мы все это видим: «Где крупный капитал, когда Родина в опасности?» Фото: Диана Авакян

Рейтинги «социальности» бизнеса

В странах Запада есть практика рейтинговать компании по социальной ответственности. В России это не распространено, но скоро мы тоже к этому придем, пришли к выводу участники дискуссии. Пока же отечественные компании из-за СВО «вышибли» из мировых рейтингов, несмотря на большие усилия, которые те прилагали для роста позиций. Раньше было понятно, кого должны впечатлить эти рейтинги: потенциальных инвесторов и клиентов. Это было актуально в условиях жесткой конкуренции на экспортных направлениях, заметил Ремчуков. Но на азиатских рынках такие вещи не очень важны, признался представитель СИБУРа.

«Почему компании продолжают это делать? Со временем может стать так, что нашего экспорта в Азию станет так много, что нас начнут просто неконкурентными методами отсекать оттуда. Трансграничное углеродное регулирование в Европе появилось для этого — чтобы сделать более дорогим экспорт из России для определенных отраслей», — сказал он. Ремчуков призвал четко сформулировать, для кого будет составляться отечественный рейтинг, и определить понятную и прозрачную метрику оценивания. Фирсов ответил — первым заказчиком рейтинга будет общественная среда: «Идеологическое давление на частный бизнес растет. Мы все это видим: „Где крупный капитал, когда Родина в опасности?“»

В завершение мероприятия прозвучала идея создать в Казани на базе АИР РТ клуб социальных инвесторов, из которого можно вырастить «нечто серьезное на федеральном уровне». Минуллина предложила начать с малого, с выстраивания коммуникации внутри республики.