Республиканские ТОСЭРы пополнятся инвестициями на 5,6 млрд рублей. Таковы итоги вчерашнего заседания кабмина РТ, на котором были рассмотрены заявки шести компаний Республиканские ТОСЭРы пополнятся инвестициями на 5,6 млрд рублей. Таковы итоги вчерашнего заседания кабмина РТ, на котором были рассмотрены заявки 6 компаний Фото: tatarstan.ru

«Набережные Челны», «Нижнекамск» и «Зеленодольск» не подводят ни по инвестициям, ни по резидентам. А «Чистополь» и «Менделеевск» отстают

Республиканские ТОСЭРы пополнятся инвестициями на 5,6 млрд рублей. Таковы итоги вчерашнего заседания кабмина РТ, на котором были рассмотрены заявки 6 компаний. Большинство из них уже присутствуют в ТОСЭР, но намерены увеличить мощности, расширить продуктовую линейку или иначе изменить формат работы, что потребовало внести изменения в ранее заключенные соглашения. В итоге стоимость их проектов выросла примерно на 40%.

Как отметила на пресс-подходе по итогам заседания глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, суммарно рабочие места будут увеличены на 1 340 единиц. Однако ситуацию на рынке труда она назвала тревожной. Причина в маятниковой миграции, вахтовом методе работы и «очень низком уровне безработицы, который тоже характеризует инвестиционную привлекательность не с лучшей стороны». Поэтому работодатели переманивают сотрудников у конкурентов, готовят кадры совместно с вузами либо привлекают их соцпрограммами.

«Поэтому, когда идет пересмотр проектов с точки зрения понижения количества рабочих мест, мы особо не переживаем, — поделилась Минуллина. — Производство размещается с учетом робототехники, и вроде бы говорим, что мы инновационно-технологическая республика и должно высвобождаться за счет робототехники много персонала, но на деле такого не происходит».

Как отметила на пресс-подходе по итогам заседания глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, суммарно рабочие места будут увеличены на 1340 единиц Как отметила на пресс-подходе по итогам заседания глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, суммарно рабочие места будут увеличены на 1 340 единиц Фото: «БИЗНЕС Online»

Главу АИР также волнует неравномерное развитие ТОСЭРов. По ее оценке, «Набережные Челны», «Нижнекамск» и «Зеленодольск» не подводят ни по объему инвестиций, ни по количеству резидентов. А «Чистополь» и «Менделеевск» отстают. Но для развития необходима инфраструктура, отмечает Минуллина.

«Тура 2.0»: 25 миллиардов инвестиций, 5 тысяч рабочих мест, КАМАЗ и «Нэфис»

Полуфабрикаты от Муслимы Латыповой и новый завод

Кто же принесет республике почти 6 миллиардов? Начнем с резидента ТОСЭР «Зеленодольск» (с 2020 года) ООО «Саэльра», принадлежащего Эльвире Харламовой — дочери владелицы сети «Бахетле» Муслимы Латыповой. Ее производственный комплекс будет выпускать замороженные полуфабрикаты мощностью 30 т в сутки с возможностью наращивания объемов. Как отметила Минуллина, компания уменьшила количество рабочих мест, но увеличила объем инвестиций. Напомним, в 2020 году сообщалось, что в результате реализации проекта в бюджеты всех уровней в ближайшие годы поступит 2,3 млрд рублей.  

ООО «Саэльра», принадлежащее Эльвире Харламовой — дочери владелицы сети «Бахетле» Муслимы Латыповой. Ее производственный комплекс будет выпускать замороженные полуфабрикаты мощностью 30 т в сутки с возможностью наращивания объемов ООО «Саэльра», принадлежащее Эльвире Харламовой — дочери владелицы сети «Бахетле» Муслимы Латыповой. Ее производственный комплекс будет выпускать замороженные полуфабрикаты мощностью 30 т в сутки с возможностью наращивания объемов Фото: © Валерий Левитин, РИА «Новости»

«Меняем сферу деятельности — мы отказываемся от логистически-складского направления и будем заниматься конкретным производством, в связи с этим у нас изменения и в численности персонала, — объяснил директор производственного комплекса Владимир Фомин. — Объемы вложений в проект не уменьшены, а увеличились и составили 356 миллионов рублей. 140 рабочих мест».

«Саэльра» намерена расшириться в Поволжье. Глава АИР подтвердила, что регионы уже выходили с предложением разместить у себя производство «Бахетле». «Компания рассматривала бы офсетный контракт, если бы республика смогла собрать эту финансовую модель. Сегодня финансирование происходит через муниципальные бюджеты, а им нужен кто-то один от региона, чтобы заключил с ним этот контракт, и внутри него гарантийные обязательства можно было бы перебрасывать между районами. Пока такой схемы ни правовой, ни финансовой нет», — добавила Минуллина.

Еще один проект на заседании рассматривался от ООО «Тэск». Эта компания в 2017 году стала 7-м по счету резидентом ТОСЭРа Челнов, вложив в производство 147 млн рублей и создав 36 рабочих мест. Ее представители презентовали проект расширения производства асфальтобетонных смесей с привлечением 71 рабочего и объемом инвестиций в 168 млн рублей. В прошлом году «Тэск» показал выручку в 67,5 млн рублей и чистую прибыль в 68,9 миллиона. В числе руководителей фирмы значится Артем Капустин, который также является управляющим «Камавтодора», активного строителя дорог, в 2023 году освоившего на ремонте дворов по программе «Наш двор» 1,2 млрд рублей.

Еще один проект на заседании рассматривался от ООО «Тэск». Эта компания в 2017 году стала седьмым по счету резидентом ТОСЭР Челнов, вложив в производство 147 млн рублей и создав 36 рабочих мест Еще один проект на заседании рассматривался от ООО «Тэск». Эта компания в 2017 году стала 7-м по счету резидентом ТОСЭРа Челнов, вложив в производство 147 млн рублей и создав 36 рабочих мест Фото: «БИЗНЕС Online»

Гендиректор ООО «Каманефтемаш» Сергей Кузнецов, резидент челнинского ТОСЭРа, рассказал о строительстве завода по производству нефтяного оборудования. С его слов, инвестпроект рассчитан на 15 лет, срок окупаемости составит 5–6 лет. Они планируют вложить 360 млн рублей, из них 270 млн займет строительство самого завода, 50 млн — закупку оборудования, еще 40 млн пойдет в оборотный капитал.

«Мы будем производить мобильные буровые установки от 140 до 250 тонн. Выпуск планируется на IV квартал 2024 года, по одной установке в месяц. Будет 117 рабочих мест, средняя зарплата составит 67,5 тысячи рублей», — комментирует руководитель. Он также отмечает, что его установки будут как минимум на треть дешевле, чем у зарубежных предприятий за счет отечественных комплектующих. Однако цену не стал называть из-за коммерческой тайны. В успешности завода Кузнецов не сомневается, поскольку ближайший конкурент, ООО «Идель Нефтемаш» из Башкортостана, загружен на год вперед. В числе учредителей компании значится удмуртская геолого-разведочная компания «Геосервис», которой руководит семейство Ахмадуллиных. В частности, Булат Ахмадуллин в 2022 году входил в топ-100 самых богатых людей Удмуртии по версии Udm-info.

Под «городом селлеров» появилась земля, склад «Нэфиса» может уйти на М12, «зашевелился» «Дэн Сяопин»

Ставка на микрофибру и газоперекачивающие установки

Компания «Бикотекс» (в прошлом «Микрофибра») уже три года базируется в Нижнекамске и выпускает текстильные ткани — салфетки, полотенца, коврики, ткани и пр. Общая стоимость их проекта выросла с 2,8 млрд рублей до 3,6 миллиарда. Заместитель гендиректора Георгий Схритладзе в кабмине представил проект «создания уникального для России производства изделий из микрофибры». В связи с этим они расширяют штат с 341 до 665 человек и вкладывают еще 48 млн рублей.

Компания «Бикотекс» (в прошлом «Микрофибра») уже 3 года базируется в Нижнекамске и выпускает текстильные ткани — салфетки, полотенца, коврики, ткани и пр. Общая стоимость их проекта выросла с 2,8 млрд рублей до 3,6 млрд Компания «Бикотекс» (в прошлом «Микрофибра») уже три года базируется в Нижнекамске и выпускает текстильные ткани — салфетки, полотенца, коврики, ткани и пр. Общая стоимость их проекта выросла с 2,8 млрд рублей до 3,6 миллиарда Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы рассчитывали, что часть нашей продукции в виде полотен будет уходить на экспорт, например в Восточную Европу. Конечный передел так называемого полуфабриката мог происходить где-то еще. Сейчас ситуация такова, что производимые полотна будем переделывать сами. Это увеличение количества наименований готовых изделий, упаковочного оборудования и других», — заметил Схритладзе. Собеседник издания признает, что конкурировать с производителями из Юго-Восточной Азии и Китая тяжело. Однако льготы резидентства дают возможность «играть» с ценой.

ООО «Литейно-механический завод» (резидент ТОСЭР «Чистополь» с 2019 года) увеличило объем капиталовложений с 3 млн до 39,7 млн рублей, а количество сотрудников с 10 до 51 человека. Выручка компании за 2022 год, по данным «Контур.Фокуса», составляет 64,7 млн рублей, чистая прибыль — 21 миллион. В разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online» гендиректор Андрей Протасов рассказал о вводе новой продуктовой линейки для газоперекачивающих установок (поршень, силовой цилиндр) и выпуске запчастей для судовых двигателей и дизель-генераторных установок, корпусов адаптеров и редукторов для машиностроения. С момента запуска проекта объем реализации составлял 158 млн без НДС, а после расширения до 2025-го компания планирует выйти на 92 млн рублей в год. На вопрос, будет ли цена изделий ниже, чем у зарубежных фирм, Протасов отвечает так: «Наверное, российский производитель более управляемый, надежный».

Последняя компания в списке — ООО «Меттэм автомобильные компоненты», выпускает компоненты цифровых систем и интеллектуальных телематических решений для управления транспортом. Директор по организационному развитию ГК «Меттэм транспорт» Елена Лиманская сообщила, что новые производственные задачи в связи с изменениями глобальной стратегии автомобильного рынка после марта 2022 года заставляют углублять импортозамещение и локализацию, выполнять собственные НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Поэтому нужно больше рабочих мест (рост с 219 до 300 человек), что ведет к увеличению капитальных вложений и изменению продуктовой линейки. Инвестиции вырастут на 250 млн рублей, а общий объем вложений составит 1,1 миллиарда.

Основные заказчики продукции «Меттэм» — ПАО «КАМАЗ» и ГАЗ. Помимо блоков управления и комбинации приборов с ЖК-дисплеем для коммерческого транспорта в течение полутора лет они планируют выпускать рабочее место водителя с рулем и кнопками управления. «Новое поколение наших блоков будет с функцией удаленного мониторинга состояния транспорта, удаленного обновления ПО. Благодаря нашим системам наш автобус стал уже как компьютер», — подытожила Лиманская.

Минуллина же заметила, что поначалу «никто не верил, то есть были сомнения в адрес компании, а сейчас оказалось, не зря поддержали», намекая на общий ориентир страны на импортозамещение.