Началось заседание штаба с майской статистики собираемости платы за мусор. Она резко — сразу до 67% — снизилась у регоператора западной зоны РТ — УК «ПЖКХ» Началось заседание штаба с майской статистики собираемости платы за мусор. Она резко — сразу до 67% — снизилась у регоператора западной зоны РТ — УК «ПЖКХ» Фото: «БИЗНЕС Online»

Западный регоператор недосчитался трети начислений: это что — коллапс или сверка данных?

Очередной разбор «мусорных» проблем прошел сегодня в госкомитете РТ по тарифам и по накалу страстей и желанию отбиться от ответственности напоминал футбольный матч длиной в четыре года.

Началось заседание штаба с майской статистики собираемости платы за мусор. Она резко — сразу до 67% — снизилась у регоператора западной зоны РТ — УК «ПЖКХ». Для сравнения: собираемость платы за мусор в восточной зоне РТ у «Гринты» составила 102,4%, а в среднем по республике — 81%.

«Полный коллапс по начислениям», — с ходу констатировала зампредседателя госкомитета РТ по тарифам Лариса Хабибуллина, адресовав вопрос УК «ПЖКХ». 

Отражать пас взялся коммерческий директор ООО «УК „ПЖКХ“» Алексей Анисимов. Он не согласился с такой трактовкой начислений представителем регулятора. «Закончили доначисления за три года по данным Росреестра и проводим сверку данных, — объяснял Анисимов. — По собираемости ситуация улучшается. Низкий процент связан с доначислениями. Такого низкого процента больше не будет».

Доначисления «Татэнергосбыт» с подачи регоператора провел в 14 районах на 130 млн рублей. Это втрое больше, чем в предыдущий период. Впрочем, часть доначислений на 14,4 млн рублей западный регоператор уже снял. Выверку планируют закончить до конца года.

Проводится она, по всей видимости, очень просто. К примеру, владельцу домика, где проживает некое неточно известное количество человек, приходит счет с долгами за три года, например тысяч на 8. Хозяин в ужасе бежит доказывать, что он не верблюд: в доме не живет, никто не прописан, объект давно продан, а то и вовсе дома нет, а есть только участок. Доказывать приходится аж в Казани — на местах даже обратиться не к кому. Во всяком случае, в редакцию «БИЗНЕС Online» нередко приходят подобные жалобы на «произвол». 

Груничев победил: «мусорный» оператор закрывает охоту на «кукушек»

Напомним, в начале апреля регоператор снял обвинения в уклонении от платы за мусор с 227 населенных пунктов Татарстана, в том числе с казанского поселка нефтяников. Таким оказался итог объявленной в декабре 2022 года борьбы с неплательщиками. Тогда регоператор заподозрил жителей в трехлетнем уклонении от платы за вывоз мусора. Но по факту оказалось, что в части населенных пунктов отходы не вывозили вовсе, поскольку там нет никакой инфраструктуры. Конечно, это не значит, что там нет мусора, но пока власти и регоператор нашли такой выход из положения. 

Жители поселков теперь устраивают «мусорное» самообложение. Они скидываются, чтобы содержать мусорные площадки в надлежащем виде — или убирают их собственными силами Жители поселков теперь устраивают «мусорное» самообложение. Они скидываются, чтобы содержать мусорные площадки в надлежащем виде или убирают их собственными силами Фото: kzn.ru

«С Нового года ситуация не меняется»: реформа докатилась до «мусорного» самообложения, число жалоб жителей удвоилось

Следом на поле штабной борьбы вышел игрок от уполномоченного по правам человека Сарии Сабурской. Жалобы жителей с фотографиями переполненных отходами мусорных площадок показал участникам совещания начальник отдела координации взаимодействия пользователей «Народного контроля» Рустем Низамиев.

«Мусор не вывозят, территорию не чистят, каждый год одно и то же», — гласила жалоба жителя села Егорьево Лаишевского района.

Число жалоб на вывоз мусора в мае выросло в 2 раза до 266 в сравнении с аналогичным периодом 2022-го. «С Нового года ситуация не меняется, количество обращений увеличивается», — сказал Низамиев, отметив, что бо́льшая часть жалоб —  из западной зоны РТ.

Жители поселков теперь устраивают «мусорное» самообложение. Они скидываются, чтобы содержать мусорные площадки в надлежащем виде или убирают их собственными силами. Ведь в тариф на вывоз мусора этот «сервис» не входит. Так поступили в коттеджном поселке «Никольские луга» Лаишевского района. «Необходим срочный дополнительный вывоз мусора, пока все не разлетелось», — написал житель с места событий. Правда, не помогло: жалоба в «Народном контроле» висит уже два месяца…

«Там постоянно происходит перенакопление и складирование отходов не ТКО», — отвечал директор по сервису ООО «УК „ПЖКХ“» Александр Благосклонный, уточнив, что ежедневно оттуда вывозят 8 евроконтейнеров. Напомним, к «не ТКО» регоператор относит строительные отходы, ветки. Этот момент не уточнен в законодательстве. Например, минприроды России не относит ветки и порубочные остатки к ТКО, а комитет Госдумы утверждает, что это все-таки ТКО. Такая же ситуация со строительными отходами.

Искандер Гиниятуллин о «мусорной» реформе: «Прошло пять лет, а ничего нового не появилось»

Впрочем, законодательные пробелы не помешали решить проблему со стройотходами и ветками в Альметьевске. «Там стоит три контейнера: для „зеленки“, „строяка“ и ТКО. Почему там вопрос решили?» — задалась вопросом Хабибуллина.

Вопросы звучали и к органам местного самоуправления. Напомним, на чьей земле стоит площадка, тот и несет ответственность за содержание и внешний вид. И часто земля под местами сбора ТКО — муниципальная. «Уборка практически нигде не производится», — обращался Низамиев к представителям районов по видеосвязи.

Масса жалоб касается графика вывоза отходов. Но и тут проблемы. Регоператор настаивает на работе согласно реестру контейнерных площадок Масса жалоб касается графика вывоза отходов. Но и тут проблемы. Регоператор настаивает на работе согласно реестру контейнерных площадок Фото: kzn.ru

УК «ПЖКХ» просит от местных властей инициативы, а госкомитет предложил вернуть в районы «смотрящих»

Проблемы есть и в восточной зоне у «Гринты». Например, заменить обнаруженный в апреле треснутый контейнер в Елабуге сначала обещали только в III квартале. Но сегодня на заседании в УФАС операционный директор регоператора Александр Оленин заявил, что контейнер обновят раньше указанного срока — компания уже купила 1,6 тыс. контейнеров для восточной зоны, часть из которых уже передали в районы.

«По словам исполкомов, контейнеры ломают перевозчики при погрузке», — сказала Хабибуллина, обращаясь к обоим регоператорам.

Ответил на обвинение представитель УК «ПЖКХ», согласившись, что местами виноват регоператор, — но отчасти виноваты и жители, которые сваливают в бак строительные отходы. Если навалить кирпичей — «уши» контейнеров просто не выдержат такой нагрузки.

Дмитрий Петров: «Регоператор не может бегать с тряпкой от площадки к площадке – нужен системный подход»

Масса жалоб касается графика вывоза отходов. Но и тут проблемы. Регоператор настаивает на работе согласно реестру контейнерных площадок. В УК «ПЖКХ» напомнили, что направили в районы собственный вариант реестра, но официальный ответ компания получила только от Буинского района. Отдельно работают по реестру с Казанью.

«Готовы идти рука об руку с районами, но нужна инициатива и от районов», — сказал Анисимов.

Реестр позволит подсчитать, где число контейнеров нужно увеличить, а где можно оставить или даже сократить. Но для этого муниципалитету совместно с регоператором надо подсчитать количество пользователей услуги на прикрепленной к площадке территории. Это касается как физлиц, так и юрлиц. 

Муниципалитеты тормозят и не согласовывают графики вывоза отходов. Например, 31 марта УК «ПЖКХ» разослала собственное видение частоты вывоза отходов. Официальный ответ дали только пять из 21 района западной зоны РТ.

«График нас не устраивает, нам необходим ежедневный вывоз», — заявил представитель Лаишевского района по видеосвязи. Санитарные нормы летом этого тоже требуют. Впрочем, официального ответа от района регоператор не получал. В ситуацию вмешалась Хабибуллина и попросила решить вопрос с графиком вывоза по всем районам западной зоны в течение недели.

В числе новых проблем — УК «ПЖКХ» отказалась от своих представителей на местах в районах. А это затрудняет связь с властями, жителями и юрлицами. У «Гринты» пока «смотрящие» остаются. 

«Нет системной работы, — сказала Хабибуллина и напомнила, что с 2019 по 2020 год такие люди в районах работали. — А теперь что происходит? Люди едут в Казань и стоят часами в очереди. Так тоже не должно быть».

Следующее заседание штаба будет через месяц. «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.