ЦИПР в этом году стал некой миниатюрной моделью устройства ИТ-отрасли в стране — пусть и с натяжкой ЦИПР в этом году стал некой миниатюрной моделью устройства IT-отрасли в стране, пусть и с натяжкой Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

«Ну что же вы? Не видите — робот стоит один и скучает!»

«Многие знают, что первый ЦИПР проходил в Иннополисе. С удовольствием передаем эстафету Нижнему Новгороду — классно, когда не надо отвечать за микрофоны и стулья», — шутил накануне на открывающей сессии форума «Цифровая индустрия промышленной России» первый проректор Университета Иннополис Искандер Бариев. Одна из главных IT-конференций страны переехала из Татарстана три года назад (в Иннополисе просто не хватало площадей для ее проведения) и укоренилась на «Нижегородской ярмарке», куда в этом году, по оценкам организаторов, съехались около 7 тыс. гостей. 

ЦИПР в этом году стал некой миниатюрной моделью устройства IT-отрасли в стране, пусть и с натяжкой, и в разрезе экспозиции, где больше сотни из 120 стендов принадлежит федеральным гигантам или просто крупным московским компаниям, и в интерактивной части, где катались, летали и устраивали битвы роботы, но больше с декоративной, чем с прикладной целью, и в сквозящих по стендам и сессиям сегодняшним реалиям, где все подчинено импортозамещению, где компании соревнуются в защищенности ноутбуков, с которыми можно «бегать в полевых условиях», где «Касперский» привозит установку подавления беспилотников, а «Рыбарь» рассуждает о гибридной войне. 

«На первых конференциях ЦИПР 50–70 процентов вендоров были иностранцами. Западные компании делали очень крутые стенды, и мне приятно осознавать, что наши точно не хуже, а может, и лучше», — вспоминал Бариев. Что ж, здесь зарубежье ограничилось сессией о судьбе БРИКС (физически приехала китайская делегация во главе с генконсулом поднебесной в Казани Сян Бо, остальные выступили по видеосвязи) и белорусским стендом. Но экспозиция точно получилась не менее красочной. 

«Друзья, ну что же вы? Не видите — робот стоит один и скучает?!», — требовательно подъезжал к делегатам робот «Транснефти» «Друзья, ну что же вы? Не видите — робот стоит один и скучает?!» — требовательно подъезжал к делегатам робот «Транснефти» Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

«Друзья, ну что же вы? Не видите — робот стоит один и скучает?!» — требовательно подъезжал к делегатам робот «Транснефти» и, добившись внимания, предлагал всем желающим погадать или сделать фото на память. «Давайте я вас сфотографирую! Улыбаемся!» — требовал он голосом сотрудника регистратуры районной поликлиники. «Передо мной стоит девушка 24 лет. Перед вами стоит сложный выбор, от которого зависит ваше дальнейшее будущее. Остерегайтесь!» — объявил он чуть опешившей сотруднице минцифры Чувашии. На другом конце зала ездил «спецкор Витя» — робот с логотипом «Нижегородской правды», который допытывался у главы региона Глеба Никитина, когда у того появился мобильный телефон. 

По соседству стенд РЖД демонстрировал экран с генеративной моделью Валерой в униформе железнодорожного рабочего. «Расскажи про стенд!» — попросил кто-то из делегатов. «Я же уже рассказывал», — устало парировал Валера (через час после открытия выставки). Что ж, образ попал в точку. Впрочем, компания на всякий случай вывесила дисклеймер: «Результат может быть выдуманным и не является мнением Валеры или ОАО „РЖД“». Кто их знает, эти нейросети. 

На одном из входов в зал — между «Атомом» и Sollers расположился довольно лаконичный стенд КАМАЗа На одном из входов в зал — между «Атомом» и «Соллерсом» — расположился довольно лаконичный стенд КАМАЗа Фото: Ксения Соколова

«За новыми грузовиками «КАМАЗ» сюда не едут, но…»

На одном из входов в зал — между «Атомом» и «Соллерсом» — расположился довольно лаконичный стенд КАМАЗа. Автогигант выставил на уличной площадке электробус, а внутри рассказывал об индустриальном центре компетенций в сфере автомобилестроения, в который входит УК «Группа ГАЗ», «Соллерс Авто», ФГУП «НАМИ», АО «Кама» и другие компании, возглавляет его Сергей Когогин. Это новый институт, созданный  в прошлом году, который объединяет автопроизводителей. По задумке правительства он должен консолидировать усилия компаний в замещении зарубежных решений и усилия со стороны государства в виде финансовой поддержки или обеспечения гарантированного спроса. 

«ЦИПР — это своего рода отчетная выставка-конференция о совместной работе промышленности, участников IT-рынка и государства, может быть, где-то даже коллегия правительства с отчетом об успехах импортозамещения в сфере IT, — рассуждает директор центра цифровой трансформации КАМАЗа Эльдар Шавалиев, объясняя выбор продукта: — На экспозиции есть и IT-компании, для которых это еще и маркетинговая площадка, и производственные, для которых здесь, возможно, и не совсем целевая аудитория. За новыми грузовиками „КАМАЗ“ сюда не едут, но есть процесс обмена знаниями и опытом. К тому же, хоть у нас пока и нет зафиксированной в стратегии задачи продавать промышленный софт другим предприятиям, мы уже занимаемся его созданием и изучаем такую возможность».

Шавалиев уверен, что ИЦК сыграли не последнюю роль в том, насколько резко в последнее время увеличилась скорость импортозамещения. «Мы познакомились со всеми коллегами по цеху: если раньше все с большим энтузиазмом дружили со смежными предприятиями — своими поставщиками, то сейчас общаемся домами с теми, кого иногда считаем конкурентами», — рассказал он.

Впрочем, у челнинцев на ЦИПР сразу два стенда, второй — «Челнок». На стенде рассказывают об успехах пассажирских перевозок, которые вышли за пределы автограда и работают в связке с департаментом Москвы и Московской области под названием «По пути», а также ведут переговоры с другими регионами. Но расширение географии автобусного «Челнока» не единственная цель автогиганта на нижегородской конференции. 

«Мы хотим попробовать направление логистики грузов. По аналогии с доставкой продуктов из маркетплейсов должна развиваться логистика по требованию, которая позволит комбинировать разные заявки и собирать груз от разных поставщиков. Клиентами такого продукта могут быть промышленные предприятия», — сообщил Шавалиев «БИЗНЕС Online».

На смартфонах, установленных возле автомобиля, был открыт прототип мобильного приложения, позволяющего арендовать электрокар… за какие-то 7,6 тыс. рублей за 4 часа и 70 километров поездки На смартфонах, установленных возле автомобиля, был открыт прототип мобильного приложения, позволяющего арендовать электрокар… за какие-то 7,6 тыс. рублей за 4 часа и 70 км поездки Фото: Ксения Соколова

Бок о бок с КАМАЗом стоял «Атом», начинавшийся как стартап Когогина и бизнесмена Рубена Варданяна. Команда привезла уже знакомый по KazanForum синий прототип и в этот раз сделала акцент на его каршеринговом потенциале. На смартфонах, установленных возле автомобиля, был открыт прототип мобильного приложения, позволяющего арендовать электрокар… за какие-то 7,6 тыс. рублей за 4 часа и 70 км поездки.

«В сравнении с Tesla у нас и вовсе будет беспилотный автомобиль!»: как «Атом» «продавали» на KazanForum

«Это не мы пугаем ценой, это каршеринговые компании пугают», — развел руками представитель компании, советуя не смотреть на ценник — мол, к моменту запуска стоимость все равно изменится. Он проводил взглядом футбольный мяч, который угрожающе летел в направлении авто с соседней площадки «Игры будущего в Казани»: там в качестве интерактива предлагалось попасть мячом в мишени, которые ползали по большому экрану. К счастью, будущее татарстанского автопрома спасла одна из участниц форума в статусе делегата, ловко отбив его туфелькой.

Нияз Халиуллин: «У всех регионов разные условия, разные задачи, разные бюджеты, разные меры поддержки. Должен быть общий федеральный проект в рамках которого должны создаваться региональные решения» Нияз Халиуллин: «У всех регионов разные условия, задачи, бюджеты, меры поддержки. Необходим общий федеральный проект, в рамках которого должны создаваться региональные решения» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы ищем бюджеты. Иначе эта республиканская история будет никому не нужна»

«Это аполитический график! Его нельзя показывать!» — то ли в шутку то ли всерьез возмущался возле стенда РИВЦ один из высокопоставленных чиновников минсельхоза РФ, глядя на кривую цен на молоко, которая безнадежно опускалась вниз. Республиканский информационно-вычислительный центр минсельхозпрода РТ демонстрировал на ЦИПР единую цифровую экосистему данных агропромышленного комплекса и пытался найти партнеров. 

«Сегодня есть трудности с бюджетами, — признался в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ гендиректор РИВЦ Нияз Халиуллин. — Мы выходим на другие регионы, федералов, ищем дополнительные доходы. Иначе эта республиканская история будет никому не нужна». 

Но позволяет ли форум это делать? Пока непонятно. «Kazan Digital Week лучше!» — рассмеялся Халиуллин. Он считает, что создание единой цифровой платформы для АПК всей России — утопическая история, поэтому нужно поддерживать местные проекты. «У всех регионов разные условия, задачи, бюджеты, меры поддержки. Необходим общий федеральный проект, в рамках которого должны создаваться региональные решения, которые решали бы проблемы конкретных субъектов, а не множили беспорядочно информационные системы, которых и без того очень много», — объяснил он. 

Немалую площадь экспозиции занимал стенд ICL, который привез целую палитру самых ходовых ноутбуков и моноблоков, материнских плат и тонких клиентов, не говоря уже о софте. «Мы готовы работать и с „Байкалом“, и с „Эльбрусом“, как только они станут доступными. Образцы у нас уже есть, стоят в моноблоках», — рассказывал директор по продажам компании Владимир Пичугин.

Иннополис отдельный стенд в Нижнем не разворачивал, но мероприятие не игнорировал. «Удалось найти новых резидентов?» — встретила корреспондент «БИЗНЕС Online» гендиректора особой зоны Рената Халимова. «Да! Как минимум двух», — с энтузиазмом в голосе ответил тот, пояснив, что встречи еще продолжаются. Университет Иннополис тоже даром времени не терял: в первый день было подписано четыре соглашения, в том числе с «Дом.РФ», о запуске совместного курса «Цифровая трансформация и сквозные технологии в строительстве». Бариев также подписал меморандум о сотрудничестве с центром компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения и соглашения с компаниями «Аквариус», Naumen и IBS о совместных стажировках, научных исследованиях и других мероприятиях.

Спикеры из Иннополиса участвовали в целом ряде пленарных сессий — от «Импортозамещения ERP+ систем» до «Синергии молодых специалистов социально-гуманитарного и технического профиля в IT» Спикеры из Иннополиса участвовали в целом ряде пленарных сессий — от «Импортозамещения ERP+ систем» до «Синергии молодых специалистов социально-гуманитарного и технического профиля в IT» Фото: Ксения Соколова

«ИИ в ближайшие месяцы точно причинит вред человеку и изменит правила игры!»

Спикеры из Иннополиса участвовали в целом ряде пленарных сессий — от «Импортозамещения ERP+ систем» до «Синергии молодых специалистов социально-гуманитарного и технического профиля в IT». Но, кроме прикладных сессий, изрядная доля дискуссий деловой программы была подчинена технологиям будущего и искусственному интеллекту.

Тон задавала ключевая сессия «Сумма технологий искусственного интеллекта. Тренды и вызовы», где на полном серьезе обсуждали, сможет ли ИИ читать мысли человека. Одни прогнозировали, что инструменты с ИИ станут персональным конкурентным преимуществом для каждого и не пользоваться ими будет просто невозможно. Другие видели в хайпе вокруг ChatGPT карго-культ и элементы шоу. И всех беспокоила цена ошибки. 

«Технологическая революция — про то, чего мы не ожидаем. Думаем, все будет развиваться линейно: сегодня ИИ сможет картину писать, завтра — фильм снимать, послезавтра — еще что-то. Но это не так, —  говорил гендиректор Т1 Игорь Калганов. — Нет ответа, даже обсуждать не хотят, что будет с ИИ, который в ближайшие месяцы точно причинит вред человеку (речь об инцидентах с беспилотными системамиприм. ред.) и изменит правила игры!» Он привел пример, когда нейросеть почему-то решила, что один высокопоставленный человек, который расплачивался картой, проводит мошеннические операции… и заблокировала ему все счета. Но если в банковской системе ошибка — это просто деньги, в производстве — техногенные аварии. 

Еще драматичнее картина будущего звучала на сессии «Трансгуманизм. Новые пределы эволюции», где доцент Иннополиса Сергей Кладько рассказывал антиутопическую сказку об алгокогнитивную культуру на грани слияния с машинами. Спикеры фантазировали на тему рисков реализовавшейся антиутопии, причем если одни ученые считали, что пессимистичный сценарий заключается в глобальном отключении интернета, которое парализует всю жизнь людей, то другие видели главный риск в том, что интернет как раз работает и все управляется алгоритмами, которым человек передаст интеллектуальную деятельность. «Самая страшная вещь, что мы как вид можем утратить возможность развития, — отметил Александр Храмов, главный научный сотрудник балтийского центра нейротехнологий и искусственного интеллекта, доктор физико-математических наук. — Но мы не знаем цели Вселенной. Возможно, она как раз в том, чтобы создать искусственный интеллект, который будет еще более совершенным, чем мы. И, если так хочет вселенная, сможем ли этому сопротивляться?»