Рейтинг индекса административного давления — традиционная часть большого ежегодного доклада, который уполномоченный по правам предпринимателей РФ Борис Титов представляет президенту России Рейтинг индекса административного давления — традиционная часть большого ежегодного доклада, который уполномоченный по правам предпринимателей РФ Борис Титов представляет президенту России Фото: «БИЗНЕС Online»

Количество проверок снизилось на 70%

«Помните, с чего мы начинали? Больше 2 миллионов проверок еще 10 лет назад. Сколько было жалоб на контрольно-надзорную деятельность! Теперь поднимите руку те, у кого снизилось число жалоб на проверки в прошлом году», — обратился к залу исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. Почти все сидящие в зале подняли руки, тем самым демонстрируя главный вывод исследования по административному давлению на бизнес — жить предпринимателям в России определенно стало лучше.

Рейтинг индекса административного давления — традиционная часть большого ежегодного доклада, который уполномоченный по правам предпринимателей РФ Борис Титов представляет президенту России. Индекс высчитывается по итогам деятельности за год 9 ведомств, на долю которых приходится наибольшее количество проверок: Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, МЧС, Росздравнадзор, Ространснадзор и ФНС России.

В основу рейтинга заложены три основных показателя:

  • доля предупреждений в общем числе наказаний (чем больше — тем лучше);
  • доля субъектов предпринимательства, подвергнутых контролю и надзору, в общем числе подконтрольных субъектов (чем меньше — тем лучше);
  • доля профилактических мероприятий от общего числа контрольно-надзорных и профилактических мероприятий (чем больше — тем лучше).

Главный вывод по итогам 2022-го: количество проверок снизилось на 70% — 292 тыс. против 976 тыс. годом ранее. А общее число контрольно-надзорных мероприятий (включая проверки) за 2022-й — всего 325 тысяч. Как отметил Титов, контрольно-надзорные органы стали чаще использовать предупреждения, поэтому за год их доля в числе всех форм реакций по результатам контрольно-надзорных мероприятий выросла с 22,49 до 41,7%. Также увеличивается доля профилактических мероприятий: уже сейчас это 68,4%, тогда как годом ранее было 43,85%.

Бизнес боится даже профилактических визитов

По мнению Титова, все это стало возможным благодаря введенному и пока продлеваемому правительством мораторию на проверки. «Огромное количество мероприятий, которых раньше не было, теперь введено в практику. Ведомства взяли себе в обязанность проводить в первую очередь профилактические мероприятия», — добавил бизнес-омбудсмен.

Однако оказалось, что бизнес возмущен даже профилактическими проверками. «Многие нам звонили и говорили о том, что нарушают мораторий. Начинаем разбираться — оказывается, это профилактическая проверка, — рассказал глава департамента госполитики в сфере лицензирования, КНД, аккредитации и саморегулирования минэкономразвития РФ Александр Вдовин. — Не все профилактические визиты проходят так, как мы бы хотели, но при этом нам все равно удалось внедрить в деятельность контрольных органов новый институт. Это кажется важным для того, чтобы менять сознание контролера. Чтобы он, приходя с проверкой, относился к бизнесу как к тому, с кем он вместе должен добиться одной задачи — обеспечить соблюдение требований». По словам спикера, профилактические проверки позитивно воспринимаются только на социальных объектах. «Рассчитываем, что постепенно история будет масштабироваться, чтобы плановые проверки у нас заменялись профилактической деятельностью с ключевой идеей, что мы не штрафуем бизнес. Это действительно не наша самоцель», — заверил представитель минэкономики.

Вдовин рассказал, что до 2030 года будут проводить внеплановые проверки только в отношении объектов чрезвычайно высокой и высокой категории риска. По инициативе контролируемых органов могут прийти с профилактическим визитом. Но в этом случае предприятие уведомят за два месяца. Если контрольный орган не обнаружит критических нарушений в ходе профилактической проверки, он может в дальнейшем не приходить с плановой проверкой. «Наша главная цель — чтобы требования соблюдались, проверки проводились минимально или не проводились вообще. Если это через несколько лет достигнем — будет успех», — резюмировал Вдовин.

Рекордсмены по выписанным штрафам — ФАС (более 26 млрд руб.) и ФТС, у которой сумма штрафов выросла со 189 млн до 8,5 млрд руб Рекордсмены по выписанным штрафам — ФАС (более 26 млрд рублей) и ФТС, у которой сумма штрафов выросла с 189 млн до 8,5 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Рост штрафов, рекордсмены — ФАС и ФТС

Зато объем штрафов по итогам года увеличился и составил, по данным Росстата, 53 млрд рублей, что на 23 млрд больше, чем в 2021-м. Но и у этого есть объяснение: было несколько крупных наказаний за нарушение конкуренции, которые и подпортили в целом благостную картину. «Там было несколько больших оборотных штрафов на несколько миллиардов, которые накладывались на корпорации, к примеру на Google. Это и исказило статистику. По остальным статьям по промышленной, пожарной безопасности увеличения не было. А кое-где было и снижение», — пояснил Свириденко.

Тем не менее рекордсмены по выписанным штрафам — ФАС (более 26 млрд рублей) и ФТС, у которой сумма штрафов выросла с 189 млн до 8,5 млрд рублей. Виной тому — «таможенная» статья 16.1 («Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств международной перевозки»).

Однако еще есть к чему стремиться. Например, нечеткость формулировки об угрозе жизни, здоровью и безопасности приводит к тому, что под это определение подводят «все что угодно». «Мы видим, что в этом случае предупреждения назначаются гораздо реже штрафов», — отметил Свириденко.

«В то же время предприниматели отмечают рост административной нагрузки за рамками контрольно-надзорной деятельности, проводимой по №248-ФЗ, — напомнил Титов. — Тут работает три фактора: усиление налогового контроля; подмена контрольно-надзорной деятельности правоохранительными органами (возбуждение уголовных дел следствием), а также расширение сферы действия государственных автоматизированных систем контроля, которые зачастую дублируют друг друга».

Свириденко подчеркнул, что в целом по результатам рейтинга разрыв баллов между регионами небольшой Свириденко подчеркнул, что в целом по результатам рейтинга разрыв баллов между регионами небольшой Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстан — второй, а Москва — на 40-м месте

В итоге первое место в рейтинге индекса административного давления на бизнес сохранила за собой с прошлого года Смоленская область. Зато Татарстан поднялся на две строчки, оказавшись вторым. «Республика Татарстан подросла на два места. Тут большие усилия делаются по этой линии, но есть возможности у руководства республики, это надо понимать», — указал Свириденко. Отметим, что по итогам 2020 года республика в этом рейтинге вообще была на 60-м месте.

При этом Свириденко подчеркнул, что в целом по результатам рейтинга разрыв баллов между регионами небольшой. «Все улучшали свои показатели, просто кто-то шел быстрее, а кто-то медленнее», — добавил он.

— Удмуртская Республика в топе пятый год подряд, — прокомментировал Свириденко третье место.

— Второе место отдали, — посетовал бизнес-омбудсмен из Удмуртии Александр Прасолов.

— Давай, попробуй обижаться, что ты не в двойке теперь, — язвительно ответил ему Свириденко.

Также в пятерку лидеров вошли Воронежская область (поднялась сразу на 74 места), а замкнула ее Чувашия. Любопытно, что Москва оказалась лишь на 40-м месте, потеряв 32 строчки, а Санкт-Петербург расположился на 11-м, прибавив 59 позиций. Еще из резких взлетов стоит отметить Дагестан, который уверенно с 60-го места скакнул на 8-е, и Ингушетию — с 82-го на 17-е.

«Индекс прижился как инструмент, его ждут. Федеральные органы ждут в целом картину по России, регионы ждут своего места, это неправильно, — сообщил Свириденко. — В прошлом году мы провели более 45 совещаний с губернаторами. Там, где все хорошо обсуждено, ситуация улучшается, индекс работает».

Бизнес-омбудсмен РТ особо отметил, что его главная цель — вовсе не рейтинг возглавить (он лишь подсказка, на что обратить внимание). Главное — показать реально снижение контрольно-надзорной деятельности Бизнес-омбудсмен РТ особо отметил, что его главная цель вовсе не рейтинг возглавить (он лишь подсказка, на что обратить внимание). Главное — показать реально снижение контрольно-надзорной деятельности Фото: «БИЗНЕС Online»

«Профилактика — это бесплатный аудит»

Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РТ Фарид Абдулганиев заявил «БИЗНЕС Online», что результатами рейтинга доволен. «Татарстан — регион с развитой экономикой, где происходит много процессов. Для региона с большой базой любое движение на один балл туда или сюда — это не то же самое, что происходит в регионах, где все скромнее», — отметил он. По его словам, в 2022 году была поставлена задача — воспользоваться введенным мораторием на проверки. Поэтому прокуратура республики совместно с контрольно-надзорными органами решила: если нет угрозы жизни и здоровью, то и не отправлять проверку.

Еще одно направление — профилактика. «Не надо бояться профилактических мероприятий. В их рамках никакие санкции не применяются, — подчеркнул Абдулганиев. — Профилактика — это бесплатный аудит. Специалисты посмотрят и скажут, где есть проблемы. Если совсем все плохо, то пломбы повесят, но вероятность такого мала. Предприниматели этого еще не оценили. Если бы мы в данном направлении работали лучше, то, нет сомнений, были бы в лидерах».

При этом бизнес-омбудсмен РТ особо отметил, что его главная цель вовсе не рейтинг возглавить (он лишь подсказка, на что обратить внимание). Главное — показать реально снижение контрольно-надзорной деятельности. «В компаниях есть GR, а во власти должен быть BR — business relations. Это должен быть свободный игрок, его цель — выстроить у власти отношения с бизнесом, быть переводчиком. Мы такую задачу уже начинаем себе ставить», — заключил Абдулганиев.