IMG_0986.jpg
Представитель инициативной группы садоводов, доцент КНИТУ (КАИ) Рево Хаиров убежден, что что водоем ни при каких обстоятельствах не должен был попасть в частные руки, потому что является федеральной собственностью

ВОДОЕМ - В ЧАСТНЫЕ РУКИ

Речь идет о пруде вблизи бывшей деревни Тверетиновка (5,5 км восточнее села Гильдеево). Мелким его не назовешь – в длину занимает ни много ни мало 2,1 км, при этом вмещает в себя около 1,74 млн. кубометров воды. Водоем с плотиной на реке Шемелка (впадает в Мешу) в этих местах появился еще в 1983 году - в бытность первого президента РТ Минтимера Шаймиева министром мелиорации и водного хозяйства - для компенсации недостатка стока реки. Долгое время пруд находился на балансе ГУП «Зверосовхоз «Кощаковский». Но зверосовхоз, в конце концов, обанкротился, и его имущество пошло с молотка.

Именно на конкурсных торгах земельный участок с прудом 9 августа 2002 года приобрело ООО «Торговый дом «Ивановский». Его гендиректором был небезызвестный Геннадий Мамонтов – депутат Госсовета РТ, председатель правления ЖСО «КазКам» и руководитель строительной фирмы «ТРООИВС», а также председатель правления региональной общественной организации «Единство во имя России» и член политсовета реготделения партии «Единая Россия».

Мамонтов успел возвести на берегу пруда особняк, но так его и не обжил – ему вскоре стало не до пестречинских красот. Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», в 2006 году экс-депутат стал фигурантом уголовного дела и спустя три года был осужден за хищение средств дольщиков (15,7 млн. рублей ред.) на шесть лет (в декабре прошлого года освободился условно-досрочно).

Водоем после этого прошел цепочку перепродаж и сейчас находится в частной собственности Наили Фахрутдиновой - по некоторым данным, дочери Марата Фахрутдинова, входящего в совет московского НП «Национальная гильдия арбитражных управляющих» (НГАУ). Ей же принадлежат и около 24 га земли вокруг пруда.

IMG_0994.jpg
Борьба за водоем, который стараниями садоводов вновь наполнен водой, идет в двух инстанциях - Пестречинском райсуде и Арбитражном суде РТ

ТО ЛИ ПРУД, ТО ЛИ СЕЛЬХОЗУГОДЬЯ

Новый собственник водоема и близлежащей земли решил распорядиться ими самым выгодным образом – размежевать на участки и распродать для последующей застройки.

Еще в августе 2008 года образованное для этих целей садовое некоммерческое партнерство (СНП) «Тверетиновский» обратилось к главе Пестречинского района с просьбой изменить разрешенный вид использования земли - с сельхозназначения на категорию «для ведения садоводства», при которой возможно строительство. Кроме того, СНП подало на согласование и сам план застройки береговой линии.

Местная администрация столь радужные перспективы не разделила и вынесла «отказное» постановление. Но арбитраж признал правоту СНП «Тверетиновский» и обязал исполком «устранить нарушение прав». Такое судебное решение было принято еще в конце 2009 года. Пестречинские власти сопротивляются ему до сих пор. Только владелец земли и воды, судя по всему, не теряет надежд на победу.

Летом 2011 года пруд неожиданно для местных осушили - якобы для очистки от ила. Однако садоводы полагают, что новый собственник сделал это намеренно, чтобы подстраховать себя от споров по категории земли: если водоема не будет, принадлежность участка с прудом к землям водного фонда можно будет утаить. На эти размышления их навело то, что были уничтожены также и задвижки плотины, регулирующие сток пруда, – их попросту демонтировали и увезли на металлолом. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» представитель местных садоводческих обществ Наиль Хаиров, в итоге вся земля, включая дно пруда, была разбита на участки – в общей сложности более 90.

Садоводы расположенных поблизости семи товариществ - а их не меньше 3,5 тыс. человек - забили тревогу. Чувства людей понять можно – они лишились доступного водоема, являвшегося излюбленным местом отдыха. «Купаться с детьми сюда приезжали даже из Казани. А какая отменная была рыбалка!» - с нескрываемым сожалением рассказывают о потере пайщики. Кроме того, был нанесен непоправимый ущерб природе. В результате слива воды погибло много разной живности. Ущерб от истощения пруда, по данным института проблем экологии и недропользования, составил в ценах 2011 года 84,8 млн. рублей.

Они обращались к главе Пестречинского района, в прокуратуру. Писали письма даже в МЧС – пруд относится к числу резервных водоемов на случай чрезвычайных ситуаций.

Хаиров говорит, что было получено порядка 30 ответов из разных инстанций о том, что никаких нарушений нет. «Так продолжалось, пока отчаявшиеся люди не обратились во фракцию КПРФ в Госсовете РТ», - рассказывает он. Коммунисты вынесли этот вопрос на отдельную депутатскую комиссию, председателем которой, кстати, является бывший министр земельных и имущественных отношений республики Валерий Васильев.

Она дала поручение МВД проверить законность действий конкурсного управляющего зверосовхоза «Кощаковский» Ирека Латыпова, при котором пруд и был продан на торгах.

IMG_1010.jpg
Тот самый особняк Мамонтова

«ЭТО ПРОСТО КАКАЯ-ТО ДОСАДНАЯ ОШИБКА»

Пайщики садовых товариществ в окрестностях Тверетиновского пруда убеждены, что водоем ни при каких обстоятельствах не должен был попасть в частные руки. По той простой причине, что является федеральной собственностью.

«Этот пруд – часть реки Шемелка, и значит, составляет с ней неразрывное целое. А все реки и ручьи в РФ, согласно водному кодексу, являются федеральной собственностью», - говорят они.

Их точка зрения подкреплена авторитетными мнениями специалистов из отдела водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового управления и ГБУ «Институт проблем экологии и недропользования академии наук РТ»: водотоком пруда является река Шемелка.

Люди убеждены, что водоем не может являться чьей-то собственностью, им имеют право пользоваться все. Однако они не сомневаются, что реализация планов СНП «Тверетиновский» закроет им доступ к пруду.

«Я считаю, что водоем попал в частную собственность вследствие кадастровой ошибки. То, что федеральная собственность на него не установлена, – это просто какой-то недогляд, досадная недоработка», - говорит Хаиров. Исходя из этого, 20-метровая береговая полоса реки и пруда, а также прибрежная защитная полоса шириной 50 метров никакой застройке также не подлежат.

Хаиров считает, что покупатели участков в СНП «Тверетиновский» - обманутые дольщики, такие же, как в ЖСО «Казкам», ведь от них просто-напросто скрыли эту информацию. При этом, по некоторым данным, среди покупателей спорной земли - достаточно известные персоны. Так, в их числе называют первого заместителя предправления АКИБАНКА Васиму Ашрапову, директора МУП «Казлифтсервис» Андрея Обухова, гендиректора и владельца "КЭР-Холдинга" Хамиса Махянова и президента федерации конькобежного спорта и гендиректора ООО «ПСО «Казаньнефтехиминвест» Рустема Лихачева

ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОТКАЗА НЕ БЫЛО И НЕТ

Тем временем представители СНП «Тверетиновский», которому ныне земля под прудом и береговая полоса переданы в доверительное управление, ничуть не сомневаются в своей правоте.

Константин Кубицкий, представляющий в арбитраже интересы СНП «Тверетиновский» и Фахрутдиновой, утверждал, что «отказное» постановление пестречинского исполкома по поводу изменения вида разрешенного использования земли «было вынесено незаконно и необоснованно». По его словам, оснований для отказа не было: собственник действовал в соответствии с земельным кодексом и законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Нет их и на сегодняшний день.

В СНП водоему большого значения не придают. По их данным, этот пруд искусственный – согласно рабочему проекту (СНП представило его в суд), в свое время строился хозспособом на средства «Татводмелиорации». И хотя, согласно этому документу, он должен был возводиться на ручье Шемелка, с одноименной рекой пруд никакой гидрологической связи не имеет.

По мнению Кубицкого, об этом свидетельствует и закон. В частности, водный кодекс 1995 года, который относит пруды, построенные на ручьях, к искусственным и обособленным водным объектам. Еще один приведенный им «железный» аргумент: «Если участок предоставлен в частную собственность, он не может находиться в федеральной или муниципальной собственности».

СУДЬБА ПРУДА - В РУКАХ СУДА

Быть или не быть коттеджам на берегах и, не исключено, месте самого пруда предстоит решить суду. Сейчас борьба за водоем, который стараниями садоводов вновь наполнился водой, идет в двух инстанциях - Пестречинском райсуде и Арбитражном суде республики.

Исполком Пестречинского района подал заявления в арбитраж о пересмотре ранее принятых в пользу СНП «Тверетиновский» решений об изменении вида разрешенного использования земли и согласования проекта застройки. И первое из них 3 мая было отменено - дело отправлено на новое рассмотрение с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

Кроме того, исполком обратился в райсуд с заявлениями о признании более 20 сделок купли-продажи участков Фахрутдиновой новым собственникам недействительными. По словам представителя исполкома в суде Валерия Медведева, в данном случае была нарушена процедура отчуждения - федеральный закон «Об обороте земель сельхозназначения» предусматривает преимущественное право их покупки за РТ и муниципалитетом. Точно с такими же требованиями в райсуд обратился и кабинет министров. Рассмотрение этого объединенного дела назначено на 18 мая.

Не осталось в стороне и территориальное управление Росимущества. 5 мая по его иску Пестречинский райсуд признал право собственности РФ на земельный участок, включающий в себя водоем. Однако битва еще не окончена – это решение может быть обжаловано. Газета «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.