Директор Института истории им. Марджани АН РТ Радик Салихов Директор Института истории им. Марджани АН РТ Радик Салихов Фото: «БИЗНЕС Online»

Когда не стыдно гордиться буржуазией

Проводником газеты в мир казанского купечества и предпринимательства XVIII – нач. XX века стал директор Института истории им. Марджани АН РТ Радик Салихов — главный эксперт среди татарстанских историков по данной теме, защитивший в свое время докторскую диссертацию по теме «Татарская буржуазия Российской империи: взаимодействие с обществом и властью (вторая половина XIX – начало ХХ в.)». Впрочем, в нашем списке не только татарские купцы, редакция принципиально решила сохранить здесь национальный паритет, ведь в развитии региона принимали участие представители различных этнических групп. Кроме того, мир предпринимателей Казанской губернии не ограничивается десятью фамилиями, так что, возможно, редакция еще вернется к этому разговору и детально расскажет о каждой династии.

А пока мы можем удивляться, сколько создали рабочих мест, построили больниц, школ, сиротских домов, церквей и мечетей бизнесмены прошлого. Многими из этих зданий и учреждений казанцы гордятся до сих пор.

Муртаза Азимов Муртаза Азимов

Династия Азимовых

Основатель династии: Назир бин Азима бин Кульмамет

Считается, что самая красивая мечеть Казани — Азимовская, она ныне расположена по адресу Фаткуллина, 15. Ее возвел представитель известной купеческой династии Азимовых Муртаза Азимов (1812–1887). Основоположником же предпринимательской династии являлся Назир бин Азима бин Кульмамет, имевший в 1800 году кожевенный завод в Казани.

Его сын Мустафа Азимов (1780–1865) существенно приумножил богатства семьи, основав мыловаренное производство и две китаечные фабрики в Плетенях. Он считался одним из самых влиятельных купцов мусульманской Казани и избирался городским головой Татарской Ратуши. Дело отца и продолжил и его сын Муртаза, который за многолетнюю успешную предпринимательскую и меценатскую деятельность получил в 1871 году звание потомственного почетного гражданина. Наследники последнего по мужской линии — братья Мухамет и Абдулкадыр — официально не состояли в купеческом сословии, но тем не менее в начале XX  века сумели существенно модернизировать доставшееся по наследству производство. Старинная китаечная фабрика их усилиями превратилась в современное предприятие. 

Династия Аитовых Династия Аитовых

Династия Аитовых

Основатель династии: Сулейман Аитов

Эта купеческая семья происходит от богатого татарского предпринимателя второй половины XVIII века, мурзы Аита Бикиевича Заманова (Аита бин Бики «ибн аз-Заман Таматук») (1731–1797), занимавшегося мыловаренным производством и кожевенной торговлей. Двое старших сыновей коммерсанта Исхак и Дауд дали начало известному купеческому роду Замановых. Сын первого из братьев Ахмет Заманов прославился строительством в 1788 году каменной мечети в Старо-Татарской слободе (ныне Голубая мечеть) на Большой Мещанской улице (ныне ул. Нариманова, 98). Во второй половине XIX века Замановы по разным причинам уже не играли заметной роли в торговом и промышленном мире губернии.

Шестеро других сыновей мурзы Аита, получившие фамилию от его имени, торговали продукцией своих кожевенных предприятий. Вековые традиции рода к началу XX столетия смогли достойно продолжить потомки Сулеймана Аитова (1764–1844). Его сын Мухаметзян, вошедший во вторую гильдию купечества, торговал сырьем и кожами и выделялся среди местного купечества своими ярко выраженными интеллектуальными интересами, а также был другом Шигабутдина Марджани. Много времени он посвящал и общественной работе, являясь гласным городской Думы. 

Сын Мухаметзяна, полный тезка деда Сулейман Аитов (1862–1922), в 1892-м продолжил семейное дело по торговле сырьем и пушниной в Казани, Сибири, Средней Азии. Ежегодный валовой доход одного только казанского коммерческого предприятия Аитова превышал 1 миллион рублей. Соответственно высоким было и общественное положение предпринимателя. Он с начала 1890-х вплоть до 1917-го избирался гласным городской Думы, состоял почетным членом Казанского губернского попечительства детских приютов (1897–1917) и т. д. Общественная деятельность купца неоднократно поощрялась властями. 30 января 1897-го за содействие в проведении всеобщей переписи у татар его наградили темно-бронзовой медалью и 9 января 1898-го золотой медалью с надписью «За усердие» на Станиславской ленте. За пожертвование в пользу неимущих предприниматель 4 июля 1913-го заслужил благодарность императрицы.

Аитов-младший был женат на Фатихе Яушевой (1866–1942) — дочери троицкого купца-миллионера. Эта женщина известна в истории татарского народа тем, что в 1908-м создала в Казани первую национальную женскую гимназию. Муж специально для этого учебного заведения отстроил прекрасное кирпичное здание и снабдил его всем необходимым. Сам он решительно выступал за реформу татарских медресе и участвовал в создании первой мусульманской политической партии в России «Союза мусульман».

Ольга Гейнс Ольга Гейнс

Династия Александровых

Основатель династии: Сергей Александров

Главой семьи, заложившим основы финансового могущества фамилии, стал приехавший из Перми в начале XIX века Сергей Александров (1787–1870). К середине века, торгуя чаем практически на всех крупнейших ярмарках России, он приобретает славу крупнейшего в империи предпринимателя, специализировавшегося на операциях, связанных с куплей и продажей этого товара. Вместе со своим зятем Иваном Алафузовым (о нем ниже в нашем материале) Александров имел льнопрядильную и полотняную фабрики с общим оборотом в 700 тыс. рублей, а также кожевенный завод. Дважды он избирался Городским головой. Работал директором общественного банка.

Александровский Пассаж Александровский Пассаж Фото: «БИЗНЕС Online»

Дело купца продолжил сын Александр Александров (1844–1883), проживший недолгую, но очень достойную и яркую жизнь. В истории Казани он навсегда останется как создатель Казанского купеческого банка и строитель красивейшего здания на Воскресенской улице (ныне Кремлевской) — «Александровского Пассажа».

В конце XIX века наследницей всего состояния семьи стала его сестра Ольга Александрова, вышедшая впоследствии замуж за отставного губернатора Казанской губернии А.К. Гейнса. Эта добрая, щедрая, милосердная женщина использовала все свои силы и доставшийся в наследство капитал на благотворительные цели. Основные из деяний Александровой-Гейнс: строительство здания для Ксенинской гимназии, Александринского детского приюта (ныне известного как «Дом ученых» по адресу ул. Бутлерова, 30), учреждение Забулачной больницы (здание ныне утрачено), содержание этих учреждений, помощь в создании Мусульманского благотворительного общества, передача в дар городу здания Пассажа и многое другое.

Дауд Апанаев Дауд Апанаев

Династия Апанаевых

Основатель династии: Дауд Апанаев

Это самая древняя, богатая и разветвленная татарская торговая фамилия Казани. По версии историка Людмилы Свердловой, ее основателем стал служилый татарин Дауд Апанаев, младший сын которого Исмагил в конце XVIII века вошел в купеческое сословие и чьи потомки впоследствии составили гордость и славу рода.

Апанаевская мечеть Апанаевская мечеть Фото: «БИЗНЕС Online»

Например, Абдулла Апанаев в 1913 году выступил с очень интересной инициативой. Он предложил создать Национальный музей, фонды которого бы составили древние книги, рукописи и другие реликвии, сохранившиеся у старинных татарских семей Казани. Известно также, что Апанаев проявлял живейший интерес к развитию национального просвещения и культуры. Именно по его совету и, очевидно, не без его помощи первая татарская библиотека «Китапханаи Исламия» и библиотека «Восточного клуба» стали систематически пополняться новыми изданиями и произведениями русской классики. Занимался он и благотворительностью: в 1916-м купец пожертвовал на нужды 2-й соборной мечети Казани принадлежавший ему земельный участок в размере 40 десятин, который находился у деревни Зюзино Спасского уезда. Ныне 2-я соборная мечеть носит имя Апанаевская.

«Апанаевы были попечителями мечети и сделали пристрой к ней. Одна ее часть относится к XVIII веку, другая к XIX, последнюю как раз возвела известная семья. Сама мечеть была построена в 1768–1769 годах на средства купца Якупа Султангалеева, — напоминает имам-хатыб Апанаевской мечети, кандидат исторических наук Нияз Сабиров. — Апанаевы, кроме того, что были основными спонсорами, содержали также Апанаевское медресе. Поэтому народ стал называть нашу мечеть Апанаевской, хотя она была и 2-я соборная, и Байская, и Пещерная. Но закрепилось название Апанаевская».

Иосиф Крестовников Иосиф Крестовников

Династия Крестовниковых

Основатель династии: Кузьма Крестовников

Развитие капитализма в России вывело на сцену особый вид предпринимателей, благодаря которым началось не только экономическое процветание страны, но преобразования коснулись всех сторон жизни. Например, Крестовниковы. Основателем этой купеческой династии считался «коммерции советник» Кузьма Крестовников (1753–1814), сыновья которого Александр (1794–1850), Ксенофонт (1796–1837), Константин (1796–1841) на протяжении первой половины XIX века занимались предпринимательской деятельностью в Москве под фирмой «Братья Крестовниковы», «А. Крестовников с племянниками».

Во второй половине XIX века семейное дело продолжили сыновья Константина Кузьмича — Николай, Константин, Сергей, Иосиф, Александр и Владимир, чьи потомки и возглавили возникшее в 1871 году «Фабрично-торговое товарищество братьев Крестовниковых на паях» с уставным капиталом в 2 млн рублей. Товариществу принадлежал казанский завод и бумагопрядильная фабрика в с. Поляны Московского уезда. Директором правления товарищества в 1887 году стал Григорий Крестовников (1855–1918) — выдающийся промышленник и общественный деятель.

Завод Крестовниковых Завод Крестовниковых Фото: «БИЗНЕС Online»

Стеарино-мыльный завод в Казани, получивший в семидесятые годы XIX века название «Стеариново-химический и мыловаренный завод Фабрично-торгового товарищества братьев Крестовниковых», в течение нескольких десятилетий превратился во «флагман» крупной химической индустрии не только Казани, но и всего поволжского региона. Сегодняшний флагман бытовой химии Татарстана — предприятие «Нэфис» — детище братьев Крестовниковых.

Любопытна история его создания. По словам директора Института истории АН РТ Радика Салихова, что называется, «заманить» в Казань его смог татарский купец Мухаметсадык Бурнаев. «Крестовниковы первоначально хотели построить завод по обработке животных жиров, потому что мыло, сало для свечей производилось из животных жиров, — рассказывает Салихов. — Они его первоначально хотели построить в Оренбурге, так как сырьевая база была там рядом в казахских степях, но их отговорил Бурнаев. Они дружили, и, когда ехали братья в Оренбург, они остановились у него. И Бурнаев сказал: „Зачем вам туда ехать, вся логистика уже налажена, более искусных мыловаров, искусных специалистов, работающих с животными жирами, чем среди татар, вы не найдете нигде, и, самое главное, здесь Казанский университет“. И они остановились на Казани. Сейчас же люди одного цеха вне зависимости от национальности, вероисповедания  дружат, сотрудничают, советуются, помогают друг другу. То же самое и в этой среде было и тогда».

Что касается купца Бурнаева, хоть он и не попал в наш список, но его детище — Бурнаевская мечеть в Казани — до сих пор является жемчужиной Старо-Татарской слободы. Причем это был чисто благотворительный проект, ведь Дом Аллаха был построен в небогатом районе Казани, где жил в основном рабочий люд, недавно переселившийся из окрестных аулов.

Династия Крупениковых

Основатель династии: Артемий Крупеников

Родоначальник купеческой фамилии — Артемий, ремесленник-крупеник XVII века. Разбогатели Крупениковы в XVIII веке на торговле чаем, козловыми шкурами, кожами, сукном и другим. В XIX в. в Казани владели домами, торговыми лавками, кожевенными и кирпичными заводами. В губернии существовали торговые дома: «Леонтия Крупеникова сыновья» (1839–1863), «Крупеников и Ко» (1864–1917). В конце XIX – начале ХХ в. их предприятия пришли в упадок.

Детский приют Детский приют Фото: «БИЗНЕС Online»

Леонтий Крупеников (1755–1839) — купец I гильдии (1812), участвовал в обороне Казани от войска Емельяна Пугачева. Пожертвовал средства на строительство колокольни при Воскресенской церкви (сейчас на месте церкви здание химфака КФУ). 7 сентября 1833 года принимал у себя Александра Пушкина и делился с ним воспоминаниями, которые были использованы поэтом при написании «Истории Пугачевского бунта».

Его сын Александр Крупеников (1788 или 1791 – 1855) — казанский купец I гильдии, потомственный почетный гражданин (1833), в 1839–1841 годах казанский городской голова. Пожертвовал средства на строительство домовой церкви при военном госпитале, на открытие Николаевского детского приюта (1844) — в здании бывшего городского магистрата на нынешней улице Баумана. В 1852 году подарил городу 96 лавок на Воскресенской улице (ныне — Кремлевская). Его брат Константин Крупеников (1801–1885) в 45 лет отошел от коммерции и посвятил себя церкви. При доме Крупеникова была построена и освящена домовая церковь во имя Спаса Нерукотворного (1867). По его инициативе и на его средства в Казани был открыт Александринский детский приют для девочек-сирот и дочерей малообеспеченных родителей (был избран его первым почетным старшиной). После его смерти на завещанные им городу 78 тысяч рублей была открыта городская богадельня имени господ Крупениковых (1891).

Мечеть «Нурулла» Мечеть «Нурулла» Фото: «БИЗНЕС Online»

Династия Юнусовых

Основатели династии: Ибрагим и Исхак Юнусовы

Среди татарских купцов №1, несомненно, династия Юнусовых. «Говоря о татарах, надо назвать Ибрагима и Исхака Юнусовых, они „коммерцсоветники“, — рассказывает доктор исторических наук Салихов. — Это важное почетное звание для предпринимателей, установленное в Российской империи. Они единственная семья среди татар, кто носил это звание. Оно приравнивалось к личному дворянству и давалось за успехи в коммерческой, промышленной и благотворительной деятельности. Братья известны также как попечители Соборной мечети, которая сегодня известна как мечеть Аль-Марджани. Они же построили особняк, который ныне формирует Юнусовскую площадь, неслучайно их именем названа эта площадь. Построили мечеть, которая сегодня известна как „Нурулла“, или мечеть на Сенном базаре».

Дом Юнусовых Дом Юнусовых Фото: «БИЗНЕС Online»

В 1844 году братья Юнусовы основали в Казани Мусульманский детский приют — первое в истории татарское благотворительное заведение, благополучно просуществовавшее до 1917-го. На его нужды братья пожертвовали 14 каменных лавок на Сенной площади и отстроили для приюта двухэтажный каменный дом на Екатерининской улице (ныне ул. Тукая, 89, сейчас там располагается БФ «Закят» ДУМ РТ — прим. ред.). Это первоклассное богоугодное заведение, второе по времени возникновения в истории Казани после Николаевского детского приюта, быстро превратилось в предмет гордости не только местных мусульман, но и всего городского населения. Здесь ежегодно находилось до 30 мальчиков-сирот магометанского вероисповедания от 7 до 16 лет, которые получали бесплатную одежду и питание, неплохое по тем временам образование, включавшее в себя обучение основам веры, шариата, арифметике, арабскому, персидскому и русскому языкам.

Иван Алафузов Иван Алафузов

Иван Алафузов (1837–1891)

Еще один крупный предприниматель наряду с братьями Крестовниковыми, чья династия создала промышленные гиганты, которые сразу вывели город в число крупнейших индустриальных центров Российской Империи, — это Иван Алафузов. «У Казани был такой архитектурный ландшафт провинциального городка, но благодаря им выросли промышленные гиганты с трубами. Все это поменяло и архитектурный облик, и инфраструктуру города. По сути, началась история промышленного индустриального центра. Алафузов в Ягодной слободе построил кожевенное предприятие, он в основном работал на ВПК, эти крупные предприятия-гиганты насчитывали по несколько тысяч рабочих», — говорит Салихов.   

Театр Алафузова Театр Алафузова Фото: «БИЗНЕС Online»

Особого внимания заслуживает благотворительность коммерсанта. Он пожертвовал 4 тысячи рублей для отпуска провианта голодающим в северных губерниях (апрель 1868-го), за что ему была объявлена Высочайшая благодарность; 3 тысячи рублей на постройку здания для женской рукодельной школы императрицы Марии Александровны (1882); 7 тысяч рублей на учреждение в память священного коронования Их Императорских Величеств на постоянное содержание из процентов шести стипендий для фабричных рабочих при богадельне Императорского Человеколюбивого общества в Казани (1883).

Ахмед Хусаинов (1837–1906)

Ярчайший представитель татарского купечества, купец первой гильдии родился в Сеитовском Посаде (Татарской Каргале) под Оренбургом. Еще в молодые годы вместе со своими братьями Гани и Махмудом открыл собственное предприятие по торговле мелочным товаром и сырьем в Оренбурге, которое впоследствии превратилось в одну из самых процветающих компаний в татарском мире. Представительства фирмы Хусаинова, кроме крупнейших центров России и Средней Азии, были открыты в Берлине и Лондоне.

При этом Ахмеда Хусаинова по праву можно назвать выдающимся деятелем национального возрождения начала XX века, финансировавшим реформу народного просвещения. Хусаинов, так и не освоивший в стенах кадимистского мектебе элементарных навыков чтения и письма, главную причину народных бед, нищеты и невежества видел в архаичных порядках, царивших в тогдашней конфессиональной школе. Он не раз повторял, что достойное образование помогло бы ему добиться еще более громких успехов на коммерческом поприще. Вот почему он осознанно и целеустремленно финансировал именно джадидские учебные заведения, оплачивал работу прогрессивно мыслящих мударрисов и мугаллимов по всей стране, не жалел средств на строительство школ, издание необходимой учебной литературы.

Медресе Хусаинова Медресе Хусаинова

По инициативе Хусаинова в 1889 году в Оренбурге появилось медресе «Хусаиния» — одно из крупнейших мусульманских училищ нового типа, в котором работали и учились выдающиеся представители татарской интеллигенции: Гаяз Исхаки, Шариф КамалМуса БигиевСагит Рамеев, Муса Джалиль и многие другие. Вместе с братьями Ахмед-бай возвел десятки мечетей в различных губерниях России с прекрасно оборудованными зданиями медресе при них.

Как писал муфтий ЦДУМ Ризаэтдин Фахрутдин, «в течение десяти лет, проведенных в Казани, он, выделяя с каждого своего дохода 3000 и более рублей, построил 20 зданий мечетей и медресе, оплатил работу мугаллимов в 40 мектебе, обеспечил 200 школ необходимыми учебниками». В конце жизни Ахмед-бай завещал на нужды национального образования почти полмиллиона рублей.

Вообще, имя Ахмед-бая было нарицательным, одну историю, связанную с Хусаиновым, часто упоминает в своей проповеди верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Говорят, что Хусаинову сообщили, что корабль с его товаром утонул, на что тот парировал, дескать, такого не может быть, ведь он исправно платит закят — мусульманский налог в пользу неимущих. Так оно и оказалось, кормовая часть судна пошла под воду, а вот носовая, где и был закреплен груз Ахмед-бая, оказалась нетронутой. «Ахмед-бай — символ бескорыстия, стремления обеспечить национально-культурные нужды, вероисповедальные нужды татар в то время», — считает директор Института истории им. Марджани Салихов.

Яков Шамов Яков Шамов

Яков Шамов (1833–1908)

Яков Шамов — казанский купец первой гильдии, почетный гражданин. Крупный хлеботорговец Поволжья, председатель правления Казанского купеческого банка, глава старообрядческой общины Казани.

Пожертвовал средства на строительство городской больницы, долгое время носившей название Шамовская, она служила в качестве лечебного учреждения вплоть до середины 2000-х. В 2016-м турецкая компания «Полимекс» превратила здание в пятизвездочную гостиницу Kazan Palace by Tasigo, но все равно, когда коренные казанцы объясняют, как пройти куда-то в районе центра города, то говорят «доходите до Шамовской, потом направо» и так далее.

Шамовская больница Шамовская больница Фото: «БИЗНЕС Online»

Вообще, имена старообрядцев Шамова и Кекина по-прежнему на слуху у горожан, ведь их имена носят примечательные здания в столице Татарстана. Тот же купец Леонтий Кекин построил примечательный дом на улице Горького, который так и называют — Дом Кекина.