1. В минувшую субботу на территории старого аэропорта близ Елабуги прошел ежегодный межрегиональный фестиваль авиамодельного спорта «На крыльях Победы». Доехать сюда непросто: путь к мероприятию лежал через ухабистую «проселку», найти которую даже на картах непросто.

  2. В 10 утра, за час до начала, здесь уже кипела жизнь. К аэропорту подтягивались зрители и авиамоделисты. Организаторы в небольшом шатре устроили пилотам брифинг: утверждали план и очередность вылетов.

  3. Организатор Андрей Столяров рассказал, что фестиваль на территории аэропорта проводится ежегодно с 2010-го. «Так как мы обладатели федерального гранта от министерства по делам молодежи и спорта Татарстана, мы обратились с открытым письмом к раису нашей республики, и нам одобрили (проведение фестиваля — прим. ред.)», — рассказал мужчина о том, как им удалось получить разрешение на полеты в столь непростое время.

  4. Нынешний фестиваль стал самым массовым в истории. На мероприятие заявились, по словам организаторов, около 400 гостей со всей страны. Многие приехали с семьями, кто-то с трейлерами на прицепе, некоторые развертывали на месте палатки.

  5. Кто-то даже взял с собой домашних питомцев. Например, хозяин этой милой овчарки попросил излишне сострадательных граждан не кормить его питомца.

  6. А вот и хозяин собаки Дмитрий, по профессии инженер. Мужчина считает, что подобные мероприятия — отличный инструмент развития и популяризации моделизма среди подрастающего поколения. «Очень много инженеров и конструкторов вышли из моделизма. Кто может сказать, что тот ребенок не станет изобретателем инновационного „квадрика“, который изменит отрасль?» 

  7. К слову о детях, которых на фестивале было около сотни, — «полетать» им не разрешили. Вместо этого подрастающее поколение отправили развлекаться в шатрах с мастер-классами: проводить химические опыты, конструировать свои собственные самолетики и пускать бумажные ракеты.

  8. Среди участников немало иногородних. Например, Сергей приехал из Ульяновска. По профессии мужчина авиаинженер, на фестиваль он привез самодельный самолет, который собирал несколько лет.

  9. Айдар и Оксана приехали с детьми из Елабуги. На подобном мероприятии семейство впервые. «Им (детям) или у телевизора сидеть с планшетом, или на природе смотреть за самолетами. Надо развиваться!» — поделился мужчина причинами поездки.

  10. А вот компания из Казани. Василия всегда, как он говорит, тянуло к небу. Моделизмом занимается с 10 лет. «Моей мечтой было стать пилотом. И чтобы стать поближе к этому, я начал заниматься авиамодельным спортом», — поделился наш собеседник. Ныне он летает на тепловом аэростате, в планах — стать пилотом самолета. На фестиваль Василий приехал с подругой Олей и ее дочкой.

  11. Авиапарк на мероприятии оказался действительно внушительным. На аэродроме или стендах можно было увидеть модели, стилизованные под советские боевые самолеты из разных временных промежутков. Некоторые экземпляры по размерам были почти с человека.

  12. Были даже «китайцы»…

  13. … и вертолеты.

  14. В 11 часов фестиваль официально открыли символическим запуском миниатюрной версии советского По-2. Зрители, словно завороженные, смотрели за репликой легендарного самолета времен Великой Отечественной войны.

  15. С земли его «прикрывал» такой же миниатюрный КВ-2.

  16. Следом в воздух взмыли вертолеты.

  17. Затем небо вновь «отобрали» самолеты. Один из них в полете оставлял паровой след, рисуя в процессе виражей причудливые узоры.

  18. Некоторые пилоты наворачивали откровенно рискованные маневры — самолеты от земли отделяли считаные сантиметры. Зрители от такого были в восторге. На этом первая часть выступления окончилась.

  19. Среди участников можно было увидеть и людей с причудливыми очками. Это операторы дронов FPV (First Person View — сокращенно FPV): в дроны встроены камеры, к которым напрямую пилоты могут подключаться через специальные приборы. «Здесь стоит интересная система — трекер отслеживания головы. Куда направляет голову пилот, туда же направляется взгляд планера», — рассказал Артем из Уфы.

  20. Он же с одной из своих «ласточек». Технология FPV, как говорят участники, уже активно применяется в зоне СВО. Из-за этого полеты дронов такого типа начали запрещать, а согласование требует немалых усилий.

  21. Станислав преподает управление БПЛА на курсах начальной военной подготовки в Челнах. На подобном фестивале он впервые. «Нужно дать свободу таким движениям. Сейчас трудно этим заниматься в официальном поле. Хотелось бы, чтобы власти предоставляли площадку для данных занятий без ограничений», — отметил мужчина.

  22. По словам сооснователя фестиваля Олега, среди участников немало тех, кто помогает Вооруженным силам РФ в зоне СВО оборудованием и беспилотниками.

  23. После основной части зрителям позволили сфотографироваться возле моделей, а другим участникам — показать мастерство пилотажа.

  24. Вечером прошло формальное награждение — пилотам выдали памятные кубки. «Люди приехали полетать, пообщаться, опытом поделиться. Это такая тусовка единомышленников, и мы, как организаторы, должны им что-то на память дать, чтобы они приехали на следующий год», — рассказал Столяров.