Нормирование материалов, используемых в производстве одежды во время войны, настолько упростило женскую одежду, что, вопреки устоявшимся принципам морали, подол юбок и платьев поднялся до колена, декор исчез, оставив после себя сухой классический стиль «Нормирование материалов, используемых в производстве одежды во время войны, настолько упростило женскую одежду, что, вопреки устоявшимся принципам морали, подол юбок и платьев поднялся до колена, декор исчез, оставив после себя сухой классический стиль»

Из-за дефицита чулок женщины удаляли волосы на ногах и рисовали стрелки карандашом

Мода неизменно следует социальным тенденциям, событиям мировой экономики, политики. Даже Вторая мировая война, оставившая неизгладимый след на жизни всего человечества, тоже потребовала от нее изменений стиля одежды, дизайна. Можно даже сказать, что женская мода 1940-х годов была продиктована самим Адольфом Гитлером. И это касается не только его коварных планов по переносу модной столицы из Парижа в Берлин. Нормирование материалов, используемых в производстве одежды во время войны, настолько упростило женскую одежду, что, вопреки устоявшимся принципам морали, подол юбок и платьев поднялся до колена, декор исчез, оставив после себя сухой классический стиль.

Исчезали манжеты с отворотами, плиссировка и натуральные ткани, которые шли на нужды вооружения. Например, из натурального шелка и нейлона шили парашюты, из шерсти — обмундирование. Их использование в гражданских целях было под запретом! Особенно остро ощущалось отсутствие чулок, взамен которых пришла мода на «тонирование» кожи, удаление волос и рисование чулочного шва карандашом на ноге сзади, имитируя эффект чулок.

Из положительного можно выделить, пожалуй, возвращение талии на законное место и креатив, подаривший нам новые стили, зарождение которых началось по большей части в Америке: африканские мотивы и мода на пеструю ткань, танкетка и пробковая подошва, тюрбаны, милитари-эстетика, свободное ношение брюк для женщин, футболка перестала быть нательным бельем.

Зарождалась и еще одна тенденция — повседневный спортивный стиль. Пока Европа утрачивала статус лидера вкуса и стиля, Америка начала разрабатывать свой собственный образ, используя удобную одежду из трикотажа. Фактически Вторая мировая война привела к эволюции спортивной одежды и новому силуэту как мужской, так и женской одежды. Стали популярны шорты-бермуды, капри, свитера.

Красивая жизнь под властью Третьего рейха невербально транслировалась через шикарные наряды киногероев. Своего рода реклама «Красивая жизнь под властью Третьего рейха невербально транслировалась через шикарные наряды киногероев. Своего рода реклама» Фото: © Cinetext Bildarchiv / www.globallookpress.com

Постепенно из-за закрытых границ, невозможности производить одежду и тотального дефицита сырья мода переместилась в Голливуд. Кинодивы того времени Марлен Дитрих, Ингрид Бергман, Ава Гарднер блистали тогда на экранах. Несмотря на военные действия, кинотеатры были одним из самых желанных мест посещения, а само кино — мощным оружием пропаганды на оккупированных территориях. Красивая жизнь под властью Третьего рейха невербально транслировалась через шикарные наряды киногероев. Своего рода реклама.

Особого внимания заслуживает легендарная «предвоенная» коллекция эпатажного французского кутюрье Эльзы Скиапарелли, лейтмотивом которой стала практичность «Особого внимания заслуживает легендарная «предвоенная» коллекция эпатажного французского кутюрье Эльзы Скиапарелли, лейтмотивом которой стала практичность» Фото: ru.wikipedia.org

В гражданской одежде появились военные детали: эполеты, пряжки, накладные карманы

Предчувствуя начало боевых действий, парижские дизайнеры создавали «костюмы для эвакуации». Появились комбинезоны на застежке, молнии, чтобы быстро переодеваться, и с большими карманами, в которых могли помещаться фонарик, документы и другие необходимые мелочи.

Особого внимания заслуживает легендарная «предвоенная» коллекция эпатажного французского кутюрье Эльзы Скиапарелли, лейтмотивом которой стала практичность. Костюмы с накладными отстегивающимися карманами, с ремешками через плечо, потайными карманами, вшитыми в подол или нижнюю кромку. Даже названия цветов носили тогда военный характер: огнеметный розовый, синий оттенка линии Мажино (система французских укреплений на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона — прим. ред.), самолетный серый, «траншейный» коричневый, красный оттенка Иностранного легиона. Показ коллекции состоялся в октябре 1939 года. Изображение с подиумов разместили в американских журнала Vogue и Harper’s Bazaar, а спустя пять месяцев Париж был захвачен.

Военная эстетика в моде перебралась через океан. Однако американским женщинам легче далась милитаризация моды, для них она была лишь выражением чувства солидарности. В гражданской одежде появились военные детали: эполеты, пряжки, накладные карманы, талии затягивались ремнями, проявилась герметичность силуэта и широкие «мужественные» плечи.

Среди простых парижанок царили другие настроения. Несмотря на утрату статуса модной столицы мира, мода помогала французским женщинам бороться с давлением на жителей оккупированного города. Они утверждали, что немцы могут управлять страной, но не могут уничтожить гордость и чувство превосходства в моде, которое парижанки считали своим. Это чувство подталкивало их создавать наряды из подручных средств: перешивать мужской костюм в женский, шить вечерние платья из портьер, перевязывать, перекраивать, облагораживать и даже обшивать разные пуговицы из той же ткани, что и платье, стараясь оставить свою одежду декоративной. Возможно, благодаря этому и new look («новый облик») Кристиана Диора в 1947 году Франция вновь вернула себе статус законодательницы мод.

В трудные послевоенные годы, когда Италия страдала от экономической депрессии и кожа оставалась контролируемым товаром, креатив главы модного дома, умноженный на дефицит и желание сохранить семейное дело, подарил нам в 1947 году легендарную Bamboo Bag — сумочку из свиной кожи с бамбуковой ручкой «В трудные послевоенные годы, когда Италия страдала от экономической депрессии и кожа оставалась контролируемым товаром, креатив главы модного дома, умноженный на дефицит и желание сохранить семейное дело, подарил нам в 1947-м легендарную Bamboo Bag — сумочку из свиной кожи с бамбуковой ручкой» Фото: By Sailko — Own work, CC BY 3.0, commons.wikimedia.org

Gucci шил сапоги для итальянских пехотинцев

Во время войны мода стала не только способом самовыражения, но, что более важно, и инструментом в борьбе за выживание и поддержание морали и пропаганды. Национальные символы и цвета использовались в одежде, чтобы поднять настроение и поддержать национальный дух. Например, в Великобритании популярными стали красные и белые цвета, которые символизировали страну и ее борьбу за свободу.

Как цензура в кино становится катализатором создания мировых шедевров, так и военные ограничения, меняя угол зрения, провоцируют человеческий гений на неожиданные решения. Известные сегодня гиганты фешен-индустрии вообще прекратили бы свое существование, если бы не государственные контракты и сотрудничество с военным правительством. Наверняка никто из кутюрье не желал жить и работать в условиях военного времени. Относиться можно к этому абсолютно по-разному, и каждая позиция будет по-своему верной, однако все случилось так, как случилось. Нам остается только удивляться изобретательности дизайнеров, вступивших в борьбу за выживание своих модных домов, и охотиться за артефактами того времени в винтажных магазинах и на аукционах.

Всем известный итальянский бренд Gucci, символ роскоши и общественного статуса, когда в 1940 году Бенито Муссолини заключил союз с Германией, выжил лишь благодаря военному контракту, по которому их мастера должны были шить сапоги для итальянских пехотинцев. А в трудные послевоенные годы, когда Италия страдала от экономической депрессии и кожа оставалась контролируемым товаром, креатив главы модного дома, умноженный на дефицит и желание сохранить семейное дело, подарил нам в 1947-м легендарную Bamboo Bag — сумочку из свиной кожи с бамбуковой ручкой. Эта «малышка» стала символом возрождения бренда и «легендой кино», снявшись в фильме Роберто Росселлини, где украшала руку Бергман.

Многое из того, что сегодня мы считаем привычным и даже обыденным, вошло в наш гардероб из соображений практичности. Так появилась танкетка, деревянная платформа и пробковая подошва, тюрбан и обшитые тканью пуговицы.

Мода 1940-х годов прочно вошла в повседневный женский гардероб благодаря своей практичности и гениальности решений: платья-рубашки, комбинезоны, брючные костюмы и облик мужских профессий «Мода 1940-х годов прочно вошла в повседневный женский гардероб благодаря своей практичности и гениальности решений: платья-рубашки, комбинезоны, брючные костюмы и облик мужских профессий»

Из-за дефицита стали появилась обувь из пробки

В 1930-х годах, когда фашистская Италия находилась под международными санкциями, возник жесткий дефицит стали для изготовления супинаторов. Известнейший дизайнер-обувщик Сальваторе Феррагамо, к слову, имеющий 350 мировых патентов на изобретения в области обуви, пробовал альтернативные варианты, но получал от клиенток лишь претензии на быстро ломающиеся каблуки. Тогда он придумал применять для изготовления подошвы доступную и дешевую пробку, которой в то время было в избытке. Так появилась модная обувь на танкетке, которую так любила Ева Браун.

Но и это еще не все новаторские решения предприимчивого ремесленника. Из-за отсутствия качественной кожи Феррагамо решил задействовать целлофан, упаковочную пленку и соломку. Скручивая разноцветные нити в сетку и замысловатые узоры, он получил обувь класса люкс из дешевого материала.

Во время войны был не только дефицит сырья. Элементарные гигиенические процедуры тоже считались роскошью. Предприимчивые женщины, желающие при любых обстоятельствах выглядеть привлекательно, придумали повязывать на голову легкий шарф по форме тюрбана, чтобы скрыть несвежую прическу. Так взамен шляпок с вуалетками в повседневный гардероб военных лет прочно вошел этот незамысловатый и практичный аксессуар, популярный и в наши дни.

Мода 1940-х годов прочно вошла в повседневный женский гардероб благодаря своей практичности и гениальности решений: платья-рубашки, комбинезоны, брючные костюмы и облик мужских профессий. Развитие военной моды — это не только дизайн, отвечающий социальной форме, но и отношение людей. Несмотря на нехватку материалов, тканей и дизайнеров, простых женщин объединяло мощное мотивирующее чувство — продолжать создавать и транслировать в мир красоту. Да, эта красота, может быть, не так роскошна и скорее практична, чем декоративна, но важно было другое — сохранить веру и надежду на лучшее будущее.

Светлана Сафина