Патриарх Кирилл: «В этом городе мечети соседствуют с храмами, развивается мусульманское и православное богословие, здесь христиане и мусульмане вместе трудятся на общую пользу» Патриарх Кирилл: «В этом городе мечети соседствуют с храмами, развивается мусульманское и православное богословие, здесь христиане и мусульмане вместе трудятся на общую пользу»

«Казань символизирует плодотворное взаимодействие людей разных убеждений»

Уважаемый Рустам Нургалиевич! Уважаемый муфтий Татарстана Камиль хазрат! Уважаемые мусульманские духовные лидеры и участники форума! Сердечно приветствую вас и радуюсь возможности быть сегодня вместе с вами на благословенной казанской земле и участвовать в нынешней важной встрече.

Россия имеет очень богатый опыт взаимоотношений с мусульманским миром. С момента создания группы стратегического видения «Россия – исламский мир» Русская православная церковь активно участвует в ее работе. Наше заседание проходит в Казани, в столице Татарстана. И, пожалуй, никакое другое место в России зримым образом не символизирует плодотворное взаимодействие людей разных убеждений и принадлежащих к православию и исламу на благо нашей страны, нашего народа. В этом городе мечети соседствуют с храмами, развивается мусульманское и православное богословие, здесь христиане и мусульмане вместе трудятся на общую пользу. Хотел бы поблагодарить Рустама Нургалиевича за организацию этого важного мероприятия. Уже стало традицией, что Русскую церковь в группе стратегического видения «Россия – исламский мир» представляет глава Казанской митрополии. Много потрудился на этом поприще приснопамятный митрополит Феофан. В настоящее время в состав группы входит его преемник, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.


«В России сложились уникальные межрелигиозные отношения»

Обращая свой взор на происходящее в мире, мы не можем не замечать печальных последствий грубого вмешательства Запада в дела других стран, в частности государств Ближнего Востока. Менее месяца назад исполнилось 10 лет с момента похищения террористами митрополитов сирийского города Алеппо Павла из Антиохийской православной церкви и Григория Иоанна. Мы до сих пор не знаем, какова участь этих замечательных духовных лидеров. Так называемая арабская весна принесла лишь горе народам этих стран, большинство из которых мусульмане. Разрушение государственности сопровождалось настойчивыми попытками западных сил использовать религиозный фактор, стремлением внести вражду и разделение общества по религиозному признаку. Все это вызвало всплеск жестокости и насилия, привело к росту террористических актов, исполнители которых прикрывались религиозными лозунгами. Уроки нашей собственной истории и истории других стран свидетельствуют о недопустимости такого подхода.

Перед христианами и мусульманами стоит задача противостоять экстремизму. В данном контексте деятельность группы стратегического видения представляет особую ценность и важность. Московский патриархат много десятилетий поддерживает братские взаимоотношения с исламскими лидерами и организациями. Последние годы эти контакты значительно активизировались, каждая встреча проходит в обстановке взаимопонимания. Много лет этим занимается отдел внешних церковных связей Московского патриархата. В ноябре 2018 года создан экспертный совет при патриархе Московского и всея Руси по взаимодействию с исламским миром. Это уникальная организация, которая играет важную роль, в том числе в разработке теоретических позиций, изучении богословских взглядов ислама и установлении реального сотрудничества как на уровне практическом, когда люди, принадлежащие к православию и исламу, живут рядом друг с другом и работают, так и на уровне теоретическом, когда, очень полезно сравнивая доктрины, можно делать важные выводы о наличии общих духовных и нравственных ценностей.

В нашей стране существует межрелигиозный совет. И мы с моими собратьями, лидерами исламских общин, основали его в декабре 1998 года. Совет помогает лидерам традиционных религий координировать свою деятельность, обращаться к властям и обществу от лица наших верующих. Некоторые мои коллеги на Западе недоумевают и говорят: «Почему вы создали такой межрелигиозный союз, где православные, мусульмане, иудеи и буддисты, а почему вы не развиваете его по линиям взаимодействия с христианскими конфессиями?» Мы, конечно, развиваем эти отношения, потому что христиане, принадлежащие к разным конфессиям, живущие в России, занимают близкие к православию позиции по общественным и политическим вопросам. Но я отвечаю на заданный вопрос вот каким образом: мы вместе с мусульманами на протяжении всей истории принадлежали этой стране, жили в этом месте вместе, и этот исторический опыт способствовал созданию совершенно особой атмосферы доверия и расположенности к диалогу друг с другом. В России сложились уникальные межрелигиозные отношения, и, полагаю, все мы, христиане, мусульмане и представители других традиционных религий, всячески должны поддерживать сложившиеся традиции этих отношений.

Мы стремимся сохранить традиционный, богом заповеданный семейный уклад «Мы стремимся сохранить традиционный, богом заповеданный семейный уклад»

«Мы в хорошем смысле консервативны»

Почему Русская православная церковь поддерживает столь тесные отношения с мусульманской уммой в России и за рубежом? Потому что наши фундаментальные ценности не просто похожи, а практически являются одними и теми же. Православные, как и мусульмане, стремятся поступать так, как Бог велит, мы предаем себя в волю Божию. И это самая главная отправная точка, а все остальное вторично. Мы оцениваем себя как религиозных людей настолько, насколько наши дела совпадают с волей Божией. Именно это стремление составляет основу нашего бытия.

Мы в хорошем смысле консервативны. Православные и мусульмане решительно отвергают апокалиптичную тенденцию — попытки утвердить грех как некую социальную норму или как один из вариантов человеческого поведения. Наверное, самое страшное и опасное для душ человеческих и судьбы мира всего является смешение понятий, которое сейчас становится нормой в западной цивилизации. Нет понятия «греха», а есть понятие «вариативности человеческого поведения» — человек имеет право выбирать варианты своего поведения вне всякой связи с идеей Бога и вне всякой связи с божественной заповедью. То есть что хочу, то и творю. А есть какие-то ограничения? Есть. Законодательство. Но никаких норм, ограничивающих человеческую вседозволенность, основанных на нравственных принципах, не существует в современной западной цивилизации. Мы этим отличаемся от них и именно поэтому так много общего сегодня в позиции православных и мусульман, живущих в нашей стране.

Поскольку мы это отвергаем, то для нас абсолютно неприемлемо, противоестественно смешение полов и ЛГБТ-идеология. А для них приемлемо, один из вариантов поведения. Мы говорим, что этот вариант не соответствует воле Божией, а они говорят: «Не отсылайте ничего к Богу, потому что кто-то в него верит, а кто-то нет. И поскольку большинство из нас не верит в Бога, мы сами устанавливаем нормы».

И вот одна из норм, на мой взгляд, является опаснейшей, разрушительной — идеология ЛГБТ. Мы стремимся сохранить традиционный, богом заповеданный семейный уклад. Чем бы себя ни оправдывало эгоистическое отношение, очевидно, что оно подменяет служение Богу служением страстям, превращающим человека в узника собственных пороков. Верность духовным идеалам позволяет нам вместе противостоять изощренной пропаганде индивидуализма и человекопоклонничества, когда человек — высшая норма, имеет право сам себе устанавливать законы и соблюдать их или не очень соблюдать.

Православные и мусульмане призваны бережно хранить свои нравственные ценности, следовать идеалам добра, любви, милосердия и взаимного уважения. Мы, православные и мусульмане, знаем и исповедуем, что Бог есть истинный творец мира и единственный законодатель. Там, где о Боге забыли, царит зло как норма человеческого поведения. А там, где Бог, там божественная норма, которая помогает нам отличать добро от зла. Великий русский писатель, оказавший огромное влияние на формирование нашего сознания, Федор Достоевский сформулировал эту простую, но очень глубокую мысль: «Если Бога нет, то все дозволено. Если нет Бога, то я Бог».

«Взаимодействие православного христианства с исламом может обеспечить создание общего фронта борьбы за выживание человеческой цивилизации. Хотел бы выразить надежду на то, что Россия и исламский мир будут расширять свое сотрудничество»

«Мы можем вместе противостоять тенденции развития человеческой цивилизации, которая вытесняет Бога»

Основы модели этого мышления были заложены еще в эпоху европейского Ренессанса. В светской исторической науке Ренессанс воспринимается как положительное явление, а на самом деле это был очень опасный поворот в развитии западной цивилизации. Потому что в Средние века, которые еще называют мрачными (называют их те, кто является сторонником того, что произошло во время Ренессанса), в центре человеческой жизни был Бог. Многие из вас, наверное, путешествовали по Западной Европе и видели эти огромные готические романские соборы, которые были доминантами в архитектуре средневековых городов. Это свидетельствовало о том, что вера в Бога была в центре жизни людей. И сама архитектура готики (устремленные к верху шпили) свидетельствовала о динамике развития человеческой личности, что целью является Бог, все устремляется к Богу.

А наступил Ренессанс, Возрождение. Возрождение чего? Возрождение языческой римской культуры, и вместо готических соборов стали строиться храмы, которые напоминали античные сооружения. Кто встал в центре всего? Возникла новая идея — в центре всего человек. Эту идею хорошо подхватили последователи коммунистической идеологии, которые словами писателя Максима Горького говорили: «Человек — это звучит гордо». Очень странная фраза. А что такое гордо, к чему привязывается гордость, каков критерий, который определяет ценность гордости?

Я уже говорил, что главный вызов XXI века — это вызов со стороны безбожного секулярного мира. Если христиане и мусульмане вместе будут способны об этом говорить, то это будет свидетельствовать о том, что мы, практически отталкиваясь от своих религиозных убеждений, можем вместе противостоять трагической тенденции развития человеческой цивилизации, которая вытесняет Бога. Чтобы противостоять этому вызову, нам нужна консолидация всех традиционно настроенных сил общества. Если мы не хотим победы зла, установления всемирного культа греха и эгоизма, то должны дать духовный отпор этому вызову. Именно совместные усилия способны остановить мир от саморазрушения.

Взаимодействие православного христианства с исламом может обеспечить создание общего фронта борьбы за выживание человеческой цивилизации. Хотел бы выразить надежду на то, что Россия и исламский мир будут расширять свое сотрудничество. Русская православная церковь, представляющая интересы миллионов верующих, готова этому всемерно способствовать, открыта к обмену опытом и знаниями. Думаю, что сегодня, в условиях кризиса международных отношений, у нас открывается новая возможность так повлиять на мировую повестку, чтобы забота о сохранении непреходящих нравственных ценностей стала одним из ее приоритетов.