Ренессанс — это очень опасный поворот в развитии Запада, потому что тогда была заложена модель мышления «если нет Бога, то я Бог». Об этом, выступая на заседании группы стратегического видения «Россия — исламский мир», заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Великий русский писатель, оказавший огромное влияние на формирование нашего сознания, — Федор Достоевский. Он сформулировал простую, но очень глубокую мысль — „если Бога нет, то все дозволено“. „Если нет Бога, то я Бог“ — так говорил один из персонажей его романа „Бесы“. Основы этой модели мышления были заложены еще в эпоху европейского Ренессанса», — пояснил патриарх.

Он подчеркнул, что в светской исторической науке Ренессанс воспринимается как положительное явление. «А на самом деле это был очень опасный поворот в развитии западной цивилизации. Поэтому Средние века иногда называют мрачными веками…» — объясняет глава РПЦ.

По его словам, на самом деле в Средние века в центре человеческой жизни был Бог — это доказывают готические романские соборы, которые являлись доминантами в архитектуре средневековых городов. Патриарх Кирилл подчеркнул, что неслучайно самыми величественными сооружениями были храмы.

«Это свидетельствовало о том, что вера в Бога — в центре жизни людей. Сама архитектура готики, эти устремленные к небу шпили свидетельствовали о динамике развития человеческой личности, что целью является Бог, все устремляется к Богу. А наступил так называемый Ренессанс. Возрождение чего? Возрождение язычества. Вместо готических соборов стали строиться храмы, которые напоминали античные сооружения. Кто же встал в центре всего? Если раньше был Бог, то в это время возникла новая идея, что в центре всего человек», — подчеркнул патриарх.

Глава РПЦ добавил, что эту идею очень хорошо подхватили последователи коммунистической идеологии, которые словами писателя Максима Горького говорили: «Человек — это звучит гордо».

«Очень странная фраза. Что такое „гордо“? Каков критерий, который определяет ценность этой гордости? Я уже не раз говорил и скажу еще раз, что главный вызов XXI века — это вызов безбожного секулярного мира. Если христиане и мусульмане будут способны вместе это говорить, то это будет свидетельствовать о том, что мы сможем противостоять этой трагической тенденции», — заключил он.