Новая отправка гуманитарного груза из Мензелинска проходила в четверг на территории филиала строительной компании «Татавтодор» Новая отправка гуманитарного груза из Мензелинска проходила в четверг на территории филиала строительной компании «Татавтодор»

Отправка из Мензелинска

Новая отправка гуманитарного груза из Мензелинска проходила в четверг на территории филиала строительной компании «Татавтодор». На просторную площадку внутреннего двора пригнали военный «КАМАЗ» и тягач с грузовым тралом. Вокруг них то и дело суетились водители, а недалеко свои вещи раскладывали волонтеры в камуфляжных одеждах.

В 26-тысячном Мензелинске активизмом, кажется, занимаются все — от мала до велика. Среди волонтеров были как обычные домохозяйки и учителя, так и предприниматели — они на свои плечи взяли весомую часть работы по финансированию и организации. Поговаривают, что в частном порядке помощь оказывают и представители местной администрации. Среди неравнодушных затесался и православный священнослужитель, который первое время предоставлял волонтерам помещения своего храма под хранение гуманитарки.


В числе партнеров у активистов — елабужская «Планета добра» и челнинское объединение «Своих не бросаем 16». С теми же, кто ездит за «ленточку», они постоянно на связи, дабы не поставлять подряд грузы одним и тем же полкам.

В списке постоянных запросов теперь запчасти для машин, тепловизоры, беспилотники В списке постоянных запросов теперь запчасти для машин, тепловизоры, беспилотники

Как рассказала нам активистка Марина Зайнетдинова, в небольшом городе все стоят друг за друга горой и готовы отдать ушедшим «туда» все, что потребуется. По ее словам, многие, в том числе она, начали заниматься гуманитарной деятельностью после начала СВО, когда в стране образовался острый дефицит военного обмундирования. Жители города занялись отливкой свечей, пошивом разгрузочных жилетов и маскировочных сетей.

«У меня уже 21-я ходка „за линию“, — рассказал нам Эдуард Гафаров, один из волонтеров, уроженец Мензелинска, который 20 лет жил в Казани и с началом СВО вернулся в родной город, в быту предприниматель. — Я военный в прошлом, ветеран чеченской войны. Когда началась спецоперация, я не мог оставаться в стороне и пришел к тому, что надо нашим ребятам помогать. Сначала начал с сопровождения грузов, потом начали уже сами собирать. Кто, если не мы?!»

За все время нашим бойцам они отправили свыше 30 т гуманитарного груза.

Груз в этот раз отправляется разнообразный. По традиции идут вещи первой необходимости: генераторы, минеральная вода, продукты питания, инструменты, стройматериалы Груз в этот раз отправляется разнообразный. По традиции идут вещи первой необходимости: генераторы, минеральная вода, продукты питания, инструменты, стройматериалы

Что ушло в зону СВО

С уходом зимы ушла и потребность в окопных свечах, буржуйках и теплой одежде, стало полегче. Но в списке постоянных запросов теперь запчасти для машин, тепловизоры, беспилотники. «Не все можно обеспечить сразу, все наладится. Очень много призвано бойцов, мы не ожидали, что фронт будет таким большим, длинным. Есть недоработки, но с ними скоро справятся, я думаю. Это война технологий, и мы чуть-чуть недосмотрели, не были готовы, поэтому такая большая нагрузка на волонтеров», — ответил Гафаров на вопрос о том, почему поставками подобных вещей занимаются волонтеры, а не государство.

Груз в этот раз отправляется разнообразный. По традиции идут вещи первой необходимости: генераторы, минеральная вода, продукты питания, инструменты, стройматериалы. Но среди этого затесались и необычные посылки.

Несомненно, главная звезда этой отправки — легкобронированный вездеход ГАЗ-73, он же ГТ-МУ, который легко спутать с легендарной «мотолыгой» Несомненно, главная звезда этой отправки — легкобронированный вездеход ГАЗ-73, он же ГТ-МУ, который легко спутать с легендарной «мотолыгой»

«Танкетка» и генератор. Несомненно, главная звезда этой отправки — легкобронированный вездеход ГАЗ-73, он же ГТ-МУ, который легко спутать с легендарной «мотолыгой» (МТ-ЛБ — советско-российский многоцелевой плавающий бронетранспортер). Транспорт имеет гусеничное шасси, дизельный двигатель, неприхотлив в обслуживании — идеальное средство для нужд бойцов. К сожалению, бронирование у вездехода номинальное — «прошить» его можно со всего стрелкового оружия. Это, как уверят Гафаров, все решается полевой «кастомизацией» — если надо, бойцы сами модифицируют «танкетку». Впрочем, для защиты от коптеров с гранатами сверху приварили металлическую сетку.

«Полк 1232 — оттуда пришел запрос. Жители города собрали, им в этом помогали предприниматели — на эти деньги в течение месяца была закуплена и восстановлена вот эта техника», — рассказал Гафаров. По его словам, в будущем бойцов из Татарстана может ожидать еще один подарок — МТ-ЛБ. Машина стоит на ремонте, решается вопрос с запчастями.

Вместе с ГТ-МУ на грузовом трале поедет и 100-киловаттная подстанция, которая заправляется дизельным топливом.

Тепловизор, рации и дрон. В реалиях современной войны вещь необходимая. Потребность армии в «теплаках», средствах связи и беспилотниках, кажется, неутолима. Ни один запрос не обходится без просьбы привезти дорогостоящее оборудование. Заветный прицел с тепловизором получат бойцы 1232-го полка. А вот кому именно он достанется — решит уже командир. 

Разгрузки, маскировочные сети и костюмы «Леший». Созданием разгрузочных жилетов и маскировочных сетей и жилетов занимаются совершенно обычные женщины, в числе которых домохозяйки, учителя. Над всем работают в рамках швейного цеха «Сәйлән»: кто-то шьет плечики, аптечки, кто-то — «грудь» и «спинку». Процесс небыстрый, но на выходе получается жилет, за которым бойцы, можно сказать, стоят в очереди.

Созданием разгрузочных жилетов и маскировочных сетей и жилетов занимаются совершенно обычные женщины, в числе которых домохозяйки, учителя. Над всем работают в рамках швейного цеха «Сәйлән Созданием разгрузочных жилетов и маскировочных сетей и жилетов занимаются совершенно обычные женщины, в числе которых домохозяйки, учителя. Над всем работают в рамках швейного цеха «Сәйлән»

«Создавали компоновку по запросам. После проведения опытов и экспериментов сделали дополнения, ведь первые ушедшие в войска разгрузки ушли с недоработками. Немного перенесли надгранатники, аптечку. Заявок очень много, на всех не хватает. В первую очередь обеспечивает разведроты, это для них самое то, и штурмовые батальоны», — поделился историей создания жилетов Гафаров.

Сначала женщины, как рассказали активистки Резеда и Елена, шили на обычных домашних швейных машинках. В дальнейшем, благодаря пожертвованию бизнесмена-мецената и казанским волонтерам, у них появилось профессиональное оборудование.

Чак-чак и сублимированные супы. В эту поставку включили и лакомства от предпринимательницы Луизы Токаревой, которая еще во времена начала мобилизации отправляла бойцам в танковое училище и полигон выпечку и сладости. Ее чак-чак успели оценить бойцы 1232-го и 1231-го, 430-го полков, бойцы Б.А.Р.С.

Порадуют бойцов и домашними блюдами. Девушки из движения «Вкус дома» (их наставляли волонтеры из челнинского «Вкус дома НЧ») приготовили коробку сублимированных супов, салатов и чаев из натуральных трав. По словам активисток, в будущем они расширят меню вторыми блюдами — гречневой и гороховой кашами.

Волонтеры «Вкус дома НЧ» из Челнов: «При замешивании читаем молитвы, чтобы солдаты вернулись живыми»

Окопные свечи, буржуйка и эрзац-перископ. Среди присутствующих был и наш старый знакомый — предприниматель Андрей Касаткин. Зимой его окопные свечи и буржуйки обогревали бойцов на передовой, в этот раз же он пришел на отправку с импровизированным перископом. Устройство сделано из трубы и зеркал, оно предназначено для безопасного обзора поля боя.

Перед отправкой машины были благословлены священником и мулой, а бойцы, присутствующие на встрече, поблагодарили волонтеров за старания — без них бы им пришлось несладко Перед отправкой машины были благословлены священником и муллой, а бойцы, присутствующие на встрече, поблагодарили волонтеров за старания — без них бы им пришлось несладко

Перед отправкой машины были благословлены священником и муллой, а бойцы, присутствующие на встрече, поблагодарили волонтеров за старания — без них бы им пришлось несладко. 

Броневик и подстанция отправятся на обыкновенном тягаче «КАМАЗ», который волонтерам на безвозмездной основе выделила компании ООО «УТК».

«Не дадим ребятам замерзнуть!»: как бизнесмен из Мензелинска делает окопные свечи для СВО

Поездка на бронированном «КАМАЗе»

Гуманитарный груз, как и в прошлые разы, везут на экспериментальной версии полноприводного «КАМАЗ-6350» 8×8. Машину волонтерам предоставил челнинский автогигант. У грузовика бронированная кабина, которая в теории может защитить водителя от пуль и осколков. Не MRAP, конечно, но в зоне СВО это практически незаменимая вещь. Начинка у него полностью отечественная, от мостов до двигателя.

Путь у ноу-хау грузовика лежал сначала до Челнов, где ему предстояло дозагрузиться в «Челныводоканале» и «Татэнергосбыте». Корреспондент «БИЗНЕС Online» получил уникальную возможность прокатиться на камазовском прототипе. Благо было по пути.

Гуманитарный груз, как и в прошлые разы, везут на экспериментальной версии полноприводного «КАМАЗ-6350» 8×8. Машину волонтерам предоставил челнинский автогигант Гуманитарный груз, как и в прошлые разы, везут на экспериментальной версии полноприводного «КАМАЗ-6350» 8×8. Машину волонтерам предоставил челнинский автогигант

Первое, что стоит отметить: слабым телом людям с машиной не совладать. Укрепленные двери кабины можно закрыть и открыть только при заметном усилии — хилые руки корреспондента с трудом справлялись с данной задачей. Делать это каждый раз приходилось с помощью специального рычага, который поддавался манипуляциям только с божьей или водительской помощью.

В кабине комфортно настолько, насколько вообще может быть в грузовиках «КАМАЗ»: кондиционер работает, сидишь без сворачивания в клубок, а во время езды тряски, как в других моделях, практически не ощущается. Одним словом, приемлемо. Спальное место, впрочем, таковым считалось только номинально и годилось, по нашим наблюдениям, для складирования предметов, что, собственно, наши сопровождающие и делали.

Везли нас, кстати, достаточно матерые кадры. Рустам работает водителем-испытателем на челнинском автогиганте. По его словам, с КАМАЗом он связан с 15 лет, успел за жизнь объездить всю Россию — от Калининграда до Владивостока, побывал во множестве стран. Машина, уверяет водитель, чувствует себя на дорогах прекрасно: управляется легко, ничего лишнего — все оптимизировано. Проходимость безупречная, а сам грузовик еще ни разу их не подвел.

Собеседники оказались людьми идейными и прямо заявили в разговоре, что, несмотря на риски, отказываться от своих обязанностей не собираются. «Я не скажу, что страшно, — мы же к своим все-таки едем, везем то, что нужно. У нас есть задача — ее надо сделать. Если честно, мы туда приезжаем, общаемся с ребятами — они так радуются нам, землякам. А когда уезжаем, им плохо, нам — тоже, мы с Рустамом потом можем по полдня не общаться, переживаем за всех», — рассказал «штурман» и представитель КАМАЗа Рауф.

Бойцы, как они считают, за месяцы в зоне СВО постепенно свыклись с суровой действительностью. У многих в блиндажах есть зоны отдыха, бойцы, когда нет дронов над головами, стараются заниматься активным видом отдыха. От мышей, конечно, покоя нет, и периодически солдаты заказывают с «большой» земли отраву.

Сотрудники «Челныводоканала» не в первый раз собирают для мобилизованных гуманитарный груз. В этот раз для них подготовили медикаменты, расходники, еду и воду. При погрузке участвовал председатель профкома Игорь Хлопунов. На полях битвы у мужчины погибли близкие и просто знакомые.

Здесь же наши пути с водителями и разошлись. Их путь держался на «Татэнергосбыт» на очередную дозагрузку, а затем — прямиком в зону СВО, к ждущим их бойцам.