Высшее руководство ДУМ РФ во главе с муфтием Равилем Гайнутдином, его первыми заместителями Дамиром Мухетдиновым и Рушаном Аббясовым приехали в мечеть «Аль-Марджани» накануне Высшее руководство ДУМ РФ во главе с муфтием Равилем Гайнутдином, его первыми заместителями Дамиром Мухетдиновым и Рушаном Аббясовым приехало в мечеть Аль-Марджани накануне Фото: Альфред Мухаметрахимов

«Российская умма не может довольствоваться только подготовкой священнослужителей»

Высшее руководство ДУМ РФ во главе с муфтием Равилем Гайнутдином, его первыми заместителями Дамиром Мухетдиновым и Рушаном Аббясовым приехало в мечеть Аль-Марджани накануне в районе 9:30. Московских гостей встречали муфтий РТ Камиль Самигуллин и имам-хатыб самого древнего мусульманского храма Казани Мансур Джалялетдин. К слову, для Равиля хазрата этот Дом Аллаха был первым местом, где он после окончания Бухарского медресе начал служить исламу.

По традиции мероприятие началось с чтения Корана в исполнении Камиля хазрата, дуа совершил сам шейх Гайнутдин, он же стал и первым спикером пленарного заседания форума, посвященного 200-летию со дня рождения богослова, историка, просветителя Хусаина Фаизханова, преподававшего в середине XIX века в Санкт-Петербургском университете, его называют первым татарским ученым-исламоведом.

По традиции мероприятие началоь с чтения Корана в исполнении Камиля хазрата, дуа совершил сам шейх Гайнутдин По традиции мероприятие началось с чтения Корана в исполнении Камиля хазрата, дуа совершил сам шейх Гайнутдин Фото: dumrt.ru

«Здесь, в сердце Старо-Татарской слободы, проявился и окреп талант молодого Хусаина Фаизханова, — рассказывал глава ДУМ РФ. — В нескольких сотнях метров отсюда, в сердце академической Казани — Казанском университете, — этот талант был замечен видными востоковедами Мирзой (Александром) Казембеком, Ильей Березиным, которые стали его учителями уже на стезе академической науки. Впоследствии под сенью Восточного разряда Санкт-Петербургского университета ростки пытливого исследователя превратились в могучее древо системной и последовательной научной работы и интеллектуального творчества».

По мнению Равиля хазрата, профессиональный путь Фаизханова — это пример соединения традиционного и академического подходов в науке. «А также как свидетельство, что еще в середине XIX века государственные мужи, ответственные за научное развитие державы, осознавали необходимость сотрудничества духовных, религиозных и академических школ, воспитания кадров, вобравших в себя традиции обеих этих школ, — указал Гайнутдин. — Ныне этот подход получил мощную поддержку государства и признание общества. Благодаря ему наследие отечественных теологов изучается в крупнейших вузах и научных центрах страны, возрождается отечественная школа мусульманской теологии».

«Татарское богословие плохо изучено»: топ-20 мусульманских ученых всех времен

Один из лидеров российской уммы, опираясь на примеры жизненного пути Фаизханова и его наставника Шигабутдина Марджани, провел параллели и с сегодняшним днем. «Этот процесс начался уже в постсоветской России, около 20 лет назад. Появилось ясное понимание, что российская умма не может и не имеет права довольствоваться только подготовкой священнослужителей. Нам нужны собственные научные кадры, своя научная школа, которая была бы основана на наследии наших великих предшественников», — заключил шейх Гайнутдин.

ДУМ РФ ежегодно проводит «Фаизхановские чтения», в этом году они пройдут в октябре уже в 20-й раз. Пользуясь случаем, Равиль хазрат пригласил собравшихся посетить столь важное мероприятие, которое пройдет в стенах Санкт-Петербургского государственного университета.

Еще перед началом мероприятия «БИЗНЕС Online» поговорил об ученом, прожившем недолгую, но яркую жизнь (он умер после тяжелой болезни в 1866 году, по одним данным, ему было 38 лет, по другим — 43 года), с главным редактором журнала «Туган җир» Дамиром Исхаковым. «Большинство работ Фаизханова было в рукописях, относительно недавно их опубликовали, — сообщил Исхаков. — Среди них есть несколько интересных статей по татарской истории. Он написал отдельные очерки по истории Казанского ханства, Касимовского ханства, даже затеял одну значительную работу по общей истории татар России. Он еще в 1860 году познакомился с будущей работой Марджани „Мустафадель-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар“ и повлиял на Марджани. Фаизханов опубликовал две интересные статьи по булгарскому языку. Фактически он понял, что этот язык родственен чувашскому. Он выстроил теорию, что предки чувашей приняли ислам и через это чувашский язык вошел в структуру булгарского. По его же теории, чуваши затем обратно отошли в язычество». По мнению доктора исторических наук Исхакова, Фаизханов был выдающимся историком своего времени.

Камиль Самигуллин: «Именно в собственном духовном наследии современные российские мусульмане черпают идеи просвещения, национального и религиозного самосознания, дружественности и веротерпимости» Камиль Самигуллин: «Именно в собственном духовном наследии современные российские мусульмане черпают идеи просвещения, национального и религиозного самосознания, дружественности и веротерпимости» Фото: dumrt.ru

«Сейчас, когда идет специальная военная операция, наши ребята сражаются как тигры»

Что касается других вступительных речей VIP-гостей, то муфтий Самигуллин зачитал свой доклад на татарском языке. Он призвал ученых, как религиозных, так и светских исламоведов, глубоко изучать творчество богословов прошлого. «Актуальность вопросов, которые планируется обсудить на этой конференции, заключается в том, что научно-богословское наследие татарского народа, в особенности XIX века, в котором жили и трудились не только Марджании и Фаизханов, но и целая плеяда других крупных ученых, является наиболее значимым в истории татарской и в целом российской уммы. Оно требует научного осмысления, всестороннего теоретического анализа», — уверен Камиль хазрат.

Он также отметил, что возрождение отечественного исламского духовного наследия имеет для всего российского общества практическое значение. «Ведь известно, что традиции российских мусульман зародились и укреплялись в течение многих веков в условиях многоконфессионального общества и воспитывали мусульманина как гражданина, как человека мыслящего, активного, ищущего свое место в российском обществе и ставящего во главу угла мирное сосуществование с представителями других религий, — напомнил глава ДУМ РТ. — Именно в собственном духовном наследии современные российские мусульмане черпают идеи просвещения, национального и религиозного самосознания, дружественности и веротерпимости».

Про принципы веротерпимости вспомнил и председатель нацсовета «Милли шура» Василь Шайхразиев. «Самой главной гордостью татар стало то, что они, будучи в исламе, дружно сосуществовали с представителями других наций и религий. Это стало свойственно нам, и мы всегда с Россией шли вперед, — сказал вице-премьер Татарстана. — Сейчас, когда идет специальная военная операция, наши ребята сражаются как тигры, мы говорим, что сегодня умереть мало, сегодня надо победить. Поэтому мы во всемирном конгрессе татар поддерживаем нашего национального лидера».

В ходе пленарного заседания неоднократно поднимался вопрос о том, кем же все-таки был Фаизханов — историком или богословом В ходе пленарного заседания неоднократно поднимался вопрос о том, кем же все-таки был Фаизханов — историком или богословом Фото: Альфред Мухаметрахимов

«Кто изучит язык другого народа, как минимум обезопасит себя от его вреда»

В ходе пленарного заседания неоднократно поднимался вопрос о том, кем же все-таки был Фаизханов — историком или богословом. Первый зампредседателя ДУМ РФ Мухетдинов отметил, что сейчас принято называть этого ученого востоковедом. Однако и его религиозные познания были на очень высоком уровне, Фаизханов на равных беседовал с выдающимися шариатскими учеными своего времени. Ученого мужа, который не был имамом мечети, не проводил пятничных намазов, коллеги даже называли «мулла» Хусаин. Кстати, Фаизханов не учился в светских вузах, хотя и преподавал в Казанском и Санкт-Петербургском университетах, у него было классическое религиозное образование.

Дамир хазрат привел пример, как мулла Хусаин на основе хадисов доказал своему оппоненту — лидеру кадимистов Исмаилу аль-Кашкари — необходимость преподавания в медресе русского языка. «Он произнес изречение пророка: „Кто изучит язык другого народа, как минимум обезопасит себя от его вреда“. Во время полемики он показывал себя глубоким знатоком хадисов: приводит сам хадис, кто его передал и когда, — рассказывал Мухетдинов. — Он говорил с Кашкари на профессиональном языке, показал себя глыбой знания хадисов. На что Кашкари заметил: „Этот человек переговорит даже шайтана“».

Любопытно, что Марджани на смерть своего ученика Фаизханова написал: «Где же нам теперь найти человека, равного ему в знаниях, работе, сообразительности, проницательности и религиозности».

К слову, с приходом советской власти на долгие годы имя Фаизханова было забыто, первым из забвения его вывел в 1977 году академик Миркасым Усманов. Его дочь, профессор Института международных отношений КФУ Диляра Усманова рассказала, что отец больше всего ценил из богословов именно Фаизханова и Ризаэтдина Фахретдина, считал их равными по знаниям, скромности и внесенному вкладу.