Появление Александра Дугина в стенах вуза было настоящим сюрпризом для студентов КФУ Появление Александра Дугина в стенах вуза было настоящим сюрпризом для студентов КФУ

«Цивилизация» vs «цивилизации»

Настоящим сюрпризом для студентов КФУ стало появление в четверг, возможно, самого известного философа современной России Александра Дугина в стенах шоурума вуза. До самого начала мероприятия имя гостя было засекречено, в вузе при этом говорили, что действительно хотели сделать сюрприз. Но, скорее всего, дело в безопасности спикера и его слушателей. От автомобиля до дверей шоурума Александр Гельевич шел в сопровождении охраны, а коридоры здания при этом были «чисты» от людей и зазевавшихся студентов. Все было по-эфэсошному строго.

За пару минут до появления в шоуруме Дугина модератор встречи, руководитель Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций вуза Леонид Толчинский все же проговорился студентам о том, кто сегодня будет «читать лекцию». Эффект «вау» оказался слегка подпорчен, но тем не менее появившийся в помещении Дугин сорвал овации, заняв место под рокот аплодисментов. Что даже немного удивило (в приятном смысле): значит, современные первокурсники и чуть постарше, оказывается, знают одного из самых влиятельных интеллектуалов страны. И, надеемся, не из-за недавней трагической гибели его дочери.

«Сейчас решается главная проблема. И она не решена. Отсюда столько неопределенностей. Если она будет решена в одну сторону, то все предшествующее настоящее, будущее и прошлое окажется одним, а если мы решим ее в другом ключе, то прошлое, настоящее и будущее станет другим», — начал свое выступление Александр Гельевич. Он приехал не один. В паре с ним был сенатор Юрий Федоров, который тоже беседовал со студентами. Например, давал оптимистичный экономический прогноз для России и приводил в пример среднегодовой рост экономики СССР в 13,8% с 1920 по 1953 год — самый сложный этап в истории страны. Но солировал, конечно же, Дугин.

Сейчас, по словам философа, в нашем мире неопределенность, которая может создать ощущение хаоса, но если приглядеться к этой неопределенности, то можно увидеть, как разыгрывается некая «партия» Сейчас, по словам философа, в нашем мире неопределенность, которая может создать ощущение хаоса, но если приглядеться к этой неопределенности, то можно увидеть, как разыгрывается некая «партия»

Сейчас, по словам философа, в нашем мире неопределенность, которая может создать ощущение хаоса, но если приглядеться к этой неопределенности, то можно увидеть, как разыгрывается некая «партия». «Настоящее может быть определено двумя способами. Есть две принципиальные точки зрения, которые между собой находятся в оппозиции. Они воюют сейчас. То, что происходит на Украине, — это война двух точек зрения», — рассказывает философ.

По словам главного евразийца страны, конфликт настолько глубокий, что если его заметить, то сознание человека будет расщеплено: ему придется выбирать между двумя позициями, у которых нет компромисса. «Между нами будет окоп, гибель, смерть. Это касается и тех, кто понял происходящее, и тех, кто не понял происходящее», — говорит он.

Что это за позиции? Философ постарался объяснить студентам самым, по его мнению, простым способом. «Спор идет между представлениями, что есть цивилизация и есть цивилизации. Этот спор в американском обществе начался в 90-е годы, когда говорили о конце истории, что цивилизация проделала определенный путь и стала настолько всеобщей, что не будет иметь конфликта. Это либеральная позиция профессора Фрэнсиса Фукуямы (американский философ — прим. ред.). Такая же позиция есть у Байдена, у Столтенберга, у Макрона, такая же у НАТО, Белого дома, такая же у совета по правам человека», — рассказывал Дугин.

Всеобщность цивилизации заметить можно, приехав в арабские страны, увидев там те же отели, магазины, приехав в Африку и увидев то же самое, Россию и т. д., говорит профессор. Однако есть нюанс. В эту всеобщую цивилизацию не приходили страны и не предлагали что-то свое, создав многообразие. Все это было навязано. «Одни и те же гаджеты, одни и те же ценности с небольшими локальными особенностями, которые стираются», — продолжал оратор. Цивилизация устанавливает свои ценности, критерии и требует от других стран ее принять. Смысл этой цивилизации — освобождение индивидуума от всех форм коллективной идентичности, так появились трансгендеры, феминизм, ЛГБТ и т. д.

Александр Дугин: «Есть две принципиальные точки зрения, которые между собой находятся в оппозиции. Они воюют сейчас. То, что происходит на Украине, — это война двух точек зрения» Александр Дугин: «Есть две принципиальные точки зрения, которые между собой находятся в оппозиции. Они воюют сейчас. То, что происходит на Украине, — это война двух точек зрения»

На всем этом пути, по словам Дугина, осталось сделать последний шаг — освободиться от коллективной идентичности человечества, когда искусственный интеллект полностью заменит естественный. Это уже началось, говорит философ, когда нейросети превосходят человечество, решая задачи за доли секунд.

Причем эта цивилизация одна — и она западная. «Все остальные цивилизации приглашаются интегрироваться в западную», — размышляет Дугин. Но есть одна страна, которая умудряется брать полезное от Запада, а «яд» фильтровать, — Китай, заявляет философ. По его словам, эта страна тратит всю интеллектуальную энергию, играя при этом «в очень опасную игру», когда можно допустить ошибку, и страна развалится, превратится в троецарствие.

Вторая точка зрения — существует не цивилизация в единственном числе, а цивилизации. Есть западная цивилизация, а есть незападные. «Это представление о том, что цивилизация есть во множественном числе, требует пересмотра всего. Вообще всего. Если существует несколько цивилизаций, то они, возможно, вообще не должны идти в одном направлении, потому что они разные. У них могут быть свои системы ценностей, понимание, что такое человек», — рассуждает Дугин.

Дугин вспоминал, что в 90-х социолог Сэмуэл Хантингтон в споре с Фукуямой говорил, что будет несколько цивилизаций: исламская, где мир создан Аллахом, а не бактериями, индийская с кастовым устройством, китайская с «инь и янь», русская цивилизация. «Существует множество цивилизаций, каждая из которых считает, что ее направление самое главное. Сейчас это и решается: если есть одна цивилизация, то мы будем двигаться по ее логике, которая практически вся ясна, — говорит Дугин. — Осталось последнее звено. Если 30 лет назад говорили, что есть мужчина, женщина, коллективная идентичность, семья, пол, то сейчас мы говорим, что это все индивидуально: пол можно выбрать, пересадив органы, поменяв сознание. 68 гендеров существует. О чем это говорит? Что нет коллективной идентичности у этой модели. Последняя коллективная идентичность, от которой предстоит избавиться на новом этапе, — человеческая идентичность, оттуда искусственный интеллект, генная инженерия, внематочная беременность в колбе. Как в „Матрице“. И это не фантастика».

А если есть цивилизации, то они говорят, мол, почему Запад навязывает то, чего они не хотят? «Постепенно этот диалог „цивилизации“ и „цивилизаций“, которые бросают ей вызов, приобретает жесткий характер. Характер культурной, идеологической войны. То, что мы видим на Украине, — это борьба цивилизации России за то, чтобы быть признанной цивилизацией. Мы ведем войну за то, что есть цивилизации, а не одна цивилизация. Наши союзники — индусы, китайцы, латиноамериканцы», — говорил Дугин.

Война, по словам Дугина, была неизбежна, так как есть две абсолютно разные точки зрения. И какая-то из них должна проиграть и уничтожиться Война, по словам Дугина, была неизбежна, т. к. есть две абсолютно разные точки зрения. И какая-то из них должна проиграть и уничтожиться

А за кого элиты?

При этом на том же Западе, по его словам, есть группы, которые считают, что американская цивилизация сама по себе и она отличается от других. «Тех, кто за многополярность, больше, но есть и плохая новость: элиты вне Запада в основном думают как глобалисты. То есть наши элиты за западную модель. Другими словами, элиты против народа, против человечества. Элиты, которые стоят за единственную цивилизацию против обществ, которые интуитивно защищают множественность цивилизаций», — рассказывал философ.

В России произошел сбой в этой системе, считает Дугин, когда к власти пришел Владимир Путин. «Человек представлял частично элиты, а частично народ. И он стал изучать это уравнение в своей собственной судьбе. Что такое Россия? Это часть глобального западного мира или самостоятельная цивилизация? Это внутреннее уравнение он решал три года и решил его 24 февраля 2022 года, понял, что если не будет определенности Москвы в этом вопросе, то нас катком глобалистский мир просто уничтожит. Он бросил вызов этой системе», — сообщил спикер.

Александр Дугин: «Человечество балансирует на грани. История может кончиться вот-вот»

Иными словами, Россия встала на защиту своих традиционных ценностей, мол, если враг будет им противостоять, то мы станем бороться. «И вот она, война в своем фундаментальном объеме. Она идет везде: в России, в арабском мире, в каждой семье. Есть те, кто интуитивно принимает глобалистские элиты, а есть те, кто этому противостоит. Здесь не вопрос „за Россию или против“, здесь вопрос: за человечество в его культурном многообразии либо это механическая цивилизация, которая уничтожит всех», — говорит он.

Причем война, по словам Дугина, была неизбежна, т. к. есть две абсолютно разные точки зрения. И какая-то из них должна проиграть и уничтожиться.

Содержание альтернативной Западу цивилизации может быть различным, оно не должно быть единственным, считает Дугин Содержание альтернативной Западу цивилизации может быть различным, оно не должно быть единственным, считает Дугин

Есть ли у нас идеология и кто победит

Значительную часть встречи Александр Гельевич посвятил ответу на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, есть ли у России своя идеология. То есть существует навязываемая всем странам американская, глобалистская, а Россия может что-то противопоставить, предложить миру альтернативу?

«У Запада есть идеология, и она великолепно прописана и внедрена. Мы живем внутри этой операционной системы, потому что западный либерализм — это операционная система. Сегодня либералы не хотят признавать, что либерализм — это идеология», — начал Дугин.

По его словам, внутри либерализма мы закодированы похищенными желаниями. «Нам диктуется не только предложение, но и спрос, мол, мы должны хотеть. Это действительно идеология, но она погружена в нас. Она стала вещами, эмоциями. Мы еще можем прорваться, можем проснуться. Это все еще программа, которую мы можем стереть и загрузить свою. Вопрос в том, есть ли у нас программа. Есть ли у нас идеология? В том виде, в котором она была в Советском Союзе, такой идеологии у нас нет. Если мы попытаемся оппонировать либеральному капитализму — марксизм, нацизм, то мы обязательно опять попадем в ту же систему, опять в XX век с его успехом либерализма. Либерализм победил нацизм и коммунизм», — рассказывает Дугин.

По его словам, и коммунизм, и нацизм, и другие «операционные системы» не смогут существовать в нашем мире, т. к. либерализм их уже побеждал, научился побеждать в XX веке. «А если мы взломаем этот либерализм как хакерский код, даже путем отрицания либерализма, заведомо не попав в коммунизм и фашизм, мы должны создать антилиберальную идеологию. Вот задача», — говорит Дугин.

Либерализм, рассуждает он, построен на принципе индивидуума. То есть человек есть индивидуум, свободный от всех форм коллективной идентичности — свободный от религии, нации, сословия, расы, государства, профессии, пола. «Если мы скажем, что понимаем человека по-другому, то мы уже пробрались в самую глубину. Мы говорим, что у нас человек не индивидуум. У нас человек — личность. Это все противоположно философии индивидуума. Личность — это маска актера, а индивидуум — сам актер. Маска одна и та же, а актеры разные. Личность — это отношение человека к ближнему, к обществу, к Богу. А никогда не он сам! Отношение главное! Личностью мы не рождаемся, мы рождаемся индивидуумами, а личностью мы должны стать», — говорил Дугин. В формирование личности входит образование, воспитание, культура, язык, религия, литература, участие в обществе, милосердие, чувства, отношение с людьми, создание семьи и т. д. «Только тогда мы получаем ядро своей операционной системы», — считает философ.

При этом президент Путин издал указ о защите традиционных ценностей, где все они перечислены. «Все они являются прямо противоположными либеральным, например здоровая крепкая семья из мужчины и женщины», — говорит Дугин. Русская идеология, по его словам, заключается во всем, что утверждает дух над материей. Все, что утверждает, что материя сильнее, чем дух, — то не русская идеология, так просто провел черту Дугин.

«При этом необязательно противопоставлять западной системе ценностей что-то универсальное. Мы противопоставим самих себя. Вот у нас, у русских, так: дух над материей, у нас крепкая семья из мужчины и женщины, у нас солидарность, милосердие, сострадание. У нас дети, история, верность нашим корням. А что у вас? Что хотите, так и делайте. Хотите к нам — мы поделимся. Если вам это не надо, то ради бога. И когда мы перебираемся к исламскому миру, то у них же тоже другая система ценностей, не либеральная, перебираемся в Китай — тоже совсем другая, в Индию — касты», — напоминает Дугин о многополярности цивилизаций, где никто никому не навязывает свою идеологию.

Содержание альтернативной Западу цивилизации может быть различным, оно не должно быть единственным, считает Дугин. «В каждой цивилизации эта политическая теория может получать самые разные черты», — говорит он. То есть в различных обществах может быть своя операционная система, не навязанная Западом.

Что касается России, то наша политическая теория уже обозначена указом Путина, доктриной о многополярном мире, что является официальной позицией государства, говорит Дугин: «Эту идеологию не надо придумывать, ее нужно развернуть. Она есть, но мы ее должны развернуть, вдохновляясь опытом российской культуры, чем-то из советского периода. Это не на пустом месте написано, это не коллектив докторов что-то написал. Идеология должна вызреть. И сейчас она оформляется, развертывается. Ее элементы в России есть в документах, в официальных речах. Мы ее начинаем постепенно понимать и внедрять».

Андрей Ильницкий: «Наша армия занимается на Украине демилитаризацией НАТО»

Еще один вопрос Александру Гельевичу касался того, кто же все-таки победит в нынешнем конфликте, учитывая актуальную фазу его развития.

«Это зависит от нас. Потому, что эта война проходит в сердце каждого человека. Ядерный гриб вероятен, но это не единственное и предопределенное решение. При этом надо понимать, что примирение в нынешних условиях невозможно. Примириться мы не можем. Если это все сложить, что ядерный гриб непредопределенно возможен, а примирение невозможно ни по каким обстоятельствам, то остается только побеждать. Но каждый из нас должен в своем внутреннем состоянии, пробуждении ответить на этот вопрос. Этот вопрос не дается извне. Он дается вами. Вы можете его отложить, но он все равно вас найдет», — завершил Дугин.