Развитие международного транспортного коридора «Север — Юг» сегодня обсуждали на утренней сессии международного экономического форума «Россия — исламский мир: KazanForum 2023» Развитие международного транспортного коридора «Север – Юг» сегодня обсуждали на утренней сессии международного экономического форума «Россия – исламский мир: KazanForum 2023» Фото: rais.tatarstan.ru

«Вынуждены перестраивать логистические цепочки и потоки»: укрепит ли Россия геополитическое влияние в Евразии?

Развитие международного транспортного коридора «Север – Юг» сегодня обсуждали на утренней сессии международного экономического форума «Россия – исламский мир: KazanForum 2023». Эта транспортная связь охватывает государства Каспийского региона, Южной и Юго-Восточной Азии, Персидского залива. 

Фактически речь идет о прямой транспортной конкуренции с Суэцким каналом. Как заявил накануне президент России Владимир Путин на церемонии подписания соглашения о строительстве участка железной дороги Решт – Астара, доставка грузов из Санкт-Петербурга до индийского Мумбаи займет около 10 суток. А время традиционного сейчас торгового маршрута через Суэц — месяц-полтора. 

Ключевым элементом транспортного каркаса Евразии назвал коридор «Север – Юг» президент РТ Рустам Минниханов.

Рустам Минниханов: «Запуск коридора способствует макрорегиональной транспортно-логистической системы евразийской транспортной структуры. Это закладывает основу для развития торговых, инвестиционных отношений внутри Евразии» Рустам Минниханов: «Запуск коридора способствует совершенствованию макрорегиональной транспортно-логистической системы евразийской транспортной структуры. Это закладывает основу для развития торговых, инвестиционных отношений внутри Евразии» Фото: rais.tatarstan.ru

«Это альтернативный коридор экономического развития, ответ на экономическое и политическое влияние Евросоюза, — сказал Минниханов и отметил потенциал соединения коридора „Север – Юг“ широтными маршрутами, развития сухих портов, индустриальных парков, особых экономических зон вдоль транспортных связей. — Запуск коридора способствует совершенствованию макрорегиональной транспортно-логистической системы евразийской транспортной структуры. Это закладывает основу для развития торговых, инвестиционных отношений внутри Евразии, отвечает долгосрочным экономическим интересам стран евразийского континента, в частности не имеющих выхода к морю».

Коридор «Север – Юг» начали развивать в 2005 году после подписания соглашения между Россией и Индией. К тому моменту в РФ уже подвели железную дорогу к астраханскому порту Оля. «Но потом он не развивался, — вспомнил историю помощник президента РФ, экс-министр транспорта страны Игорь Левитин. — Почему? Ориентировали свою грузовую базу на порты европейских государств, по сути, своей грузовой базой развивая порты Гамбурга, Роттердама и других».

В ущерб собственным интересам через европейские порты по транспортному коридору «Север – Запад» ежегодно шло свыше 400 млн т грузов. «Теперь из-за санкций туда проехать не можем», — констатировал Левитин.

«Кардинально изменилась геополитическая ситуация, вынуждены перестраивать логистические цепочки и потоки», — согласился с Левитиным и вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

К 2025 году грузооборот коридора «Север – Юг» планируют увеличить вдвое до 30 млн т грузов, а к 2030-му — до 35 млн тонн. «Говорим о 30 миллионах тонн. У нас дефицит! Необходимо вывезти 200 миллионов тонн, так же как и привезти», — продолжал Левитин.

«Работаем над повышением товарооборота с дружественными странами, заинтересованы в развитии этого коридора», — отметил Хуснуллин.

Объем бюджетных инвестиций в коридор «Север — Юг» с 2022 по 2030 год составит 280 млрд рублей. Это, кстати, совсем немного — например, одна только трасса М12 Москва — Казань стремится к триллиону инвестиций Объем бюджетных инвестиций в коридор «Север – Юг» с 2022 по 2030 год составит 280 млрд рублей. Это, кстати, совсем немного — например, одна только трасса М12 Москва – Казань стремится к триллиону инвестиций Фото: «БИЗНЕС Online»

Нужны деньги: до 2030 года вложат 280 млрд рублей

Объем бюджетных инвестиций в коридор «Север – Юг» с 2022 по 2030 год составит 280 млрд рублей. Это, кстати, совсем немного — например, одна только трасса М12 Москва – Казань стремится к триллиону инвестиций. Уточним: эта платная дорога относится к коридору «Запад – Восток» с выходом в Казахстан, Монголию и Китай.  

Деньги тратят на развитие трех главных мультимодальных маршрутов коридора «Север – Юг»:

  1. Западный — через Дагестан автомобильным и ж/д транспортом в Азербайджан, Иран. В планах строительство автомобильных обходов Астрахани, Дербента, Хасавюрта, ремонтируют автодорогу «Кавказ». Также строится железнодорожный пункт пропуска «Дербент», реконструируют пункт пропуска «Яраг Казмаляр», «Верхний Ларс». Строится железная дорога Астара – Решт – Казвин, которая свяжет действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана.
  2. Транскаспийский — по Волге к портам Астрахань, Оля, Махачкала и далее в иранские и туркменские порты по Каспию. Идут дноуглубительные работы в акватории Волго-Каспийского канала, в планы поставили углубления участков дна Волги для прохода судов с осадкой 4,5 метра.
  3. Восточный — через Казахстан и Туркмению автомобильным и железнодорожным транспортом. По этому маршруту синхронизировали расширение дорог, пропускных пунктов. Ведутся переговоры и с Таджикистаном.

«Задача — связать Центральную Азию единой дорожной и автомобильной сетью, — сказал Хуснуллин, уточнив, что грузы должны перемещаться без препятствий. — Совместно с партнерами надо пересмотреть формальности и требования к документации по перевозке импортных, экспортных и транзитных грузов. Важно обеспечить бесшовную логистику».

Мешают не только технико-экономические вопросы. «Но и политические, связанные с неровным отношением ряда стран друг к другу, а также безопасностью и другими вопросами», — заявил Минниханов. И подчеркнул, что Россия настроена преобразовать Евразию в единое пространство, что невозможно без экономически-транспортных взаимосвязей.

Россия настроена преобразовать Евразию в единое пространство, что невозможно без экономически-транспортных взаимосвязейФото: rais.tatarstan.ru

Что думает бизнес

Отношение бизнеса к новому проекту первым озвучил председатель совета директоров группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев. «Не можем не приветствовать усилия президента и правительства России», — сказал Шишкарев.

В коридоре «Север – Юг» бизнес хочет увидеть:

  • долгосрочные правила игры для инвесторов;
  • прозрачные схемы тарифообразования;
  • недискриминационный доступ к транспортной инфраструктуре — коридор должен быть открыт для всех;
  • страховые механизмы защиты инвестиций, защиты возврата вложенного капитала;
  • стабильность налогового режима.

«Предлагаю не останавливаться на достигнутом и смотреть на проект шире», — сказал Шишкарев и предложил строить широкую железнодорожную колею через Азербайджан к портам Персидского залива, назвав ее «Суэцким каналом XXII века».

Грузы могут идти не только с севера на юг, но и наоборот, считает гендиректор DP World Russia Сергей Чемарда. «Обходить Суэцкий канал, направления через Африку — это существенно короче и лучше, — сказал Чемарда. — Преимущества очевидны — короче, надеюсь, дешевле. Конечно, пойдем нашими грузами, если появится такая возможность. А она должна появиться, потому что основной поток товаров предполагает север – юг. Обратно есть большая грузовая база».

«В короткое время стоит наладить морской путь, чтобы реализовать 30-миллионный потенциал», — сказал первый заместитель министра сельского хозяйства Ирана Алиреза Пейманпак о грузоперевозках по воде, рассказав о планах купить 20 судов при потребности в 800Фото: rais.tatarstan.ru

Туркменистан рекламирует восточный маршрут, Иран — по Каспию, ОАЭ предлагает выход к Африке, Россия строит контейнеровозы

А что думают о развитии коридора «Север – Юг» представители иностранных государств? Например, Туркменистан становится важной точкой транспортного коридора с восточной стороны. Гендиректор агентства транспорта и коммуникации при кабмине Туркменистана Мамметхан Чакыев рассказал, что готовится документ о присоединении государства к соглашению о развитии коридора, важным транзитным звеном которого станет уже построенная транснациональная магистраль Казахстан – Туркменистан – Иран.

«Восточный маршрут, по экономической оценке, потребует меньше капитальных затрат», — отметил Чакыев и рассказал об уже начатой работе по бесшовному сервису, единому сквозному тарифу.

О бесшовных решениях говорил и государственный министр внешней торговли ОАЭ Тани бин Ахмед Аль-Зеюди, отметив потенциал коридора «Север – Юг» для связи с Африкой. В ОАЭ ожидают устойчивый рост общего грузопотока до 2030 года. «Проект позволит и развивать наш рынок, и сотрудничать с другими странами», — сказал Ахмед Аль-Зеюди о транспортных потоках с севера.

Важную роль в транспортном коридоре «Север – Юг» занимает Иран. «В короткое время стоит наладить морской путь, чтобы реализовать 30-миллионный потенциал», — сказал первый заместитель министра сельского хозяйства Ирана Алиреза Пейманпак о грузоперевозках по воде, рассказав о планах купить 20 судов при потребности в 800. Сегодня водный путь требует вливаний в инфраструктуру для полного раскрытия потенциала этого пути, подчеркнул Пейманпак. Например, дноуглубительные работы нужны не только в портах России, но и в Иране. Там также настроены на создание совместных транспортных компаний, подключение к коридору международных компаний.

О новом торговом флоте говорил и губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин. В этом регионе создается транзитный узел коридора «Север – Юг». Входящие в Объединенную судостроительную корпорацию Астраханские верфи начали строить первые четыре сухогруза-контейнеровоза со сдачей в 2024 году. В планах 25 таких судов. В числе преимуществ универсальность — кроме контейнеров такие суда могут перевозить сухие грузы: зерно, пиломатериалы.

«Уникальная возможность для портов Персидского залива — это зерновые продовольственные хабы. Негде хранить зерно и удобрения. Надо хранить в портах Персидского залива, — говорил Левитин и в завершение с сожалением заметил трудный путь коридора „Север – Юг“ с 2005 года. — Задержались с развитием этого направления, не уделяли ему достаточного внимания».