Балет «Корсар», показ 2019 года Балет «Корсар», показ 2019 года Фото: республика21век.рф

«Считаю мошенничеством продавать билеты на звезд Большого и Мариинки, а затем просто поменять составы!»

Казанский «Корсар» еще до начала форума успел обрасти сложными обстоятельствами. В главных партиях балета были заявлены звезды Мариинского театра Рената Шакирова и Кимин Ким. Часть подкованных в теме зрителей шли именно на них. И хотя идти только на конкретных артистов в кругу профессионалов ныне моветон, воодушевленную публику можно понять. Ким и Шакирова не только хорошо известны по телепроекту «Большой балет», где стали лучшим дуэтом, но и ехали на форум в статусе одной из самых станцованных пар (а это почти автоматически гарантирует глубину образов и качество ансамблей). Увидеть этих солистов вживую — особое удовольствие: Шакирова с юности аккуратно танцует классику, а о невероятном прыжке Кима говорят все, от рядового любителя до экс-директора Парижской оперы Брижит Лефевр.

Однако чаяниям балетоманов было не суждено сбыться: перед самым стартом смотра пару заменили на Марчелло Пелиццони и Екатерину Первушину. Вопреки тому, что первый тоже участвовал в «Большом балете», а вторая — прима «Кремлевского балета», некоторые сочли замену неравноценной. «Считаю мошенничеством продавать билеты на звезд Большого и Мариинки, а затем просто поменять составы!», «Состав на „Корсар“ вообще сменили за неделю до спектакля! Видимо, чтобы люди уже билеты сдать не успели…», «Из других городов приехали ради них [Шакировой и Кима]. Надо быть честными по отношению к своим зрителям!» — звучало в комментариях на «БИЗНЕС Online» и странице театра во «ВКонтакте». А еще один наш читатель обратил внимание, что после этих выпадов в афише на сайте ТАГТОиБ им. Джалиля в анонсе каждого спектакля появилась ремарка «Дирекция театра оставляет за собой право замены исполнителей». Понятно, что балетные тоже люди и ситуация может быть любой, но заявления о возможности полноценной сдаче билетов (по закону всю сумму человек может вернуть, сдав квиток не позже чем за 10 дней до спектакля) от театра не поступало.

Балет «Корсар», показ 2019 года Балет «Корсар», показ 2019 года Фото: республика21век.рф

«Все большое в казанском «Корсаре» становится маленьким»

Впрочем, в свершившемся есть свои плюсы. Тому же Киму (по технике и харизме он уже приблизился к Вацлаву Нижинскому и Рудольфу Нуриеву) в казанском «Корсаре» было бы просто тесно. Масштабное творение Петипа, Адана, Делиба и еще ряда авторов в театре им. Джалиля выглядит скромно, если не сказать куцо. Что, учитывая любовь руководства к помпезным зрелищам, удивляет. Насыщенные события балета со странствиями, похищениями, отравлениями, праздниками в редакции шефа местной труппы Владимира Яковлева умещаются в 2 часа 20 минут, сюда же входит слово ведущего вечера и длинный антракт. Для сравнения: в Большом театре «Корсар» Юрия Бурлаки с парой коротких антрактов идет 3 часа 35 минут. Но дело даже не во времени — длина партитуры, сложенной из музыки 5–7 композиторов, в разных театрах варьируется. И не в отсутствии важных для романтического сюжета сцен — к примеру, той, где Медора соглашается на брак с Сеид-пашой, чтобы спасти Конрада.

А в том, что все большое в казанском «Корсаре» становится маленьким. Это касается и тонких картонных скал, о которые якобы разбивается корабль. И пространства, кое сценограф Андрей Злобин постоянно режет. В гроте пиратов артистам не дает развернуться каменная перегородка, за которой плещется залив. В покоях паши — широкая арка, откуда приходит работорговец Лакендем. В «Оживленном саду» — ступени, ведущие к архитектурному ландшафту. Это, в свою очередь, сокращает число танцовщиков и статистов, превращая толпу восточного базара в несколько рядков зевак, команду корсаров — в кружок пиратов на детском утреннике, а «Оживленный сад» — в одинокую клумбу (68 артистов в ГАБТе и в 3 раза меньше в театре им. Джалиля). Усилиями художника по костюмам Анны Ипатьевой мельчает и тайна заморских красавиц: тюники многих невольниц едва доходят до колен, не скрывая их прелестей.

Монументальный парусник, выезжавший на сцену в спектакле Мариуса Петипа, авторы заменили бюджетной компьютерной графикой Дмитрия Шамова. Из-за этого роковую катастрофу, после которой Конрад встречает Медору, и финальную идиллию влюбленных, уплывающих навстречу своему счастью, плохо видно даже из второго ряда партера. Что уж говорить о втором ярусе балкона. Зато музыкантам некуда спрятаться от густого дыма. Он клубится прямо в оркестровую яму, отгораживая от дирижера, и попахивает паленой резиной. Если в прологе это еще можно объяснить последствиями крушения судна, то в эпилоге — лишь отсутствием добротных спецэффектов.

В таком антураже порой меркнет даже искусная, кружевная пластика Петипа и Сергеева. Вдруг фиксируешь досадные повторы, незаметные при наличии эффектной «картинки»: например, что по кругу бегают и пираты, и невольницы, и псевдодервиши, и цветы в «Оживленном саду». Хотя, возможно, они (повторы) принадлежат уже руке Яковлева. В премьерном буклете худрук признавался, что в «Корсаре» выступил «не столько как хореограф, сколько как режиссер». 

Марчелло Пелиццони Марчелло Пелиццони Фото: © Владимир Вяткин, РИА «Новости»

И хочется, и колется

Хотя основное внимание, конечно, приковывают вариации и ансамбли. «Корсар» — балет не только больших масштабов и страстей, но и больших солистов. Недаром в нем задействован весь цвет казанской труппы — Олег Ивенко (раб Али), накручивающий виртуозные гранд-пируэты, Антон Полодюк (Бирбанто), выделяющийся рельефной статью, Вагнер Карвальо (Лакендем), разрезающий сцену витиеватыми жете. С таким составом спектакль становится увлекательным состязанием в гибкости, технике и обаянии. А негласно лидировать в нем должен Конрад-премьер, сочетающий в себе все эти качества.

Кстати, у Пелиццони, в отличие от всех коллег-солистов, на афишах в соцсетях и сайте ТАГТОиБ им. Джалиля не был обозначен театр, в котором он работает, только страна — Италия. Видимо, это должно было подчеркнуть солидность и международность Нуриевского фестиваля. А тот факт, что молодой танцовщик служит в Красноярском театре оперы и балета, напротив, по мнению организаторов, как-то не звучит на фоне Большого или Мариинки. В общем, вполне детсадовская попытка пустить пыль в глаза. И это притом, что именно в Красноярске выпустили главный балетный блокбастер сезона в России — «Катарина, или Дочь разбойника». О таких федеральных инфоповодах казанской труппе времен Яковлева остается только мечтать.

Так вот, дебютант нуриевского форума Пелиццони, обладая приятной внешностью и прекрасным чувством ритма, пока мало похож на ловкого красавца-пирата. Мешает 23-летнему итальянцу из Красноярска не столько небольшой опыт (хотя видно, как он отрабатывает свою новую партию «по учебнику»), сколько недостаток пластики. Он невысоко взлетает над землей, угловато переходит из позиции в позицию и носит партнершу над головой, как штангу. Эти вещи, в отличие от техники, зачастую даются природой: тот же Нуриев в 20 лет, исполнив вариацию Конрада на Московском балетном конкурсе, заявил о себе всему миру. Поэтому в слова ведущего Сергея Коробкова о том, что Пелиццони, возможно, тоже будущая звезда балета, верить и хочется, и колется.

Гораздо убедительнее на сцене выглядели дамы. Первушина в вариациях оживила Медору искрометными фуэте и вращениями по кругу. А в любовных дуэтах, где ощущала себя как рыба в воде, раскрыла ее чувства с помощью эстетичных поз. Конкуренцию приме «Кремлевского балета» составила уроженка Казани Камилла Исмагилова (Гюльнара). Солистка МАМТа тоже выделилась техничными стопами, музыкальностью и справедливо заслужила овации, но не до конца раскрылась актерски. В первую очередь из-за невнятно прописанного авторами образа. Гюльнара в казанском «Корсаре» — своеобразный двойник Медоры (сперва даже сложно понять, кто есть кто). Она не получает контрастной танцевальной характеристики и отличается от подруги лишь цветом костюма: у Гюльнары он бирюзовый, у Медоры — розовый.

«Не по-нашему точные и быстрые ножки»: пишут о балерине из Казани. Театр им. Джалиля брал ее в массовку

Не выделил девушку из общего каста и Коробков. Интересно, ведущий просто плохо подготовился к вступительному слову или его об этом попросило руководство театра? Представляя солистов, он не упомянул, что Исмагилова — выпускница Казанского хореографического училища и экс-артистка ТАГТОиБ, где ее упорно задвигали в кордебалет, и не поздравил солистку с возвращением домой в новом статусе. Но то, что в театре им. Джалиля Исмагилову до конца не оценили, понятно и без того, иначе бы дали более индивидуализированную партию. Благо в репертуаре балерины такие есть.

Коренной казанец, 38-летний дирижер Кашаев, уже показавший себя и в работе с национальной оперой на проекте «Кави-Сарвар», — это и один из тех людей, кто может стать лицом театра им. Джалиля, когда в его руководстве все же начнется смена поколений Коренной казанец, 38-летний дирижер Кашаев, уже показавший себя и в работе с национальной оперой в проекте «Кави – Сарвар», — это и один из тех людей, кто может стать лицом театра им. Джалиля, когда в его руководстве все же начнется смена поколений Фото: ГАСО РТ

По ходу действия «Корсара» волей-неволей приходишь к неутешительному выводу: самый остросюжетный балет XIX века в Казани просто скучно смотреть. Зато интересно слушать. Айрат Кашаев и оркестр театра вновь сделали ставку на симфонизм и превратили сборную партитуру в цельное полотно. Пестрые номера маэстро из Большого театра скрепил драматическим нервом, олицетворяющим грозную морскую стихию, и щемящей лирикой, под которую рождаются и крепнут чувства героев. Эти сферы в «Корсаре» предстают как главные константы романтического балета — действительность и мечта.

Хочется помечтать, что еще один коренной казанец, 38-летний дирижер Кашаев, уже показавший себя и в работе с национальной оперой в проекте «Кави – Сарвар», — это и один из тех людей, кто может стать лицом театра им. Джалиля, когда в его руководстве все же начнется смена поколений. Такие же мечты распространяются и на героя фестивального «Лебединого озера», танцовщика и хореографа Алессандро Каггеджи.