Открылся форум в минувшую пятницу «Спящей красавицей» — «балетом балетов», как называл ее Рудольф Нуриев, что вполне закономерно (Фото с показа спектакля в 2021 году) Открылся форум в минувшую пятницу «Спящей красавицей» — «балетом балетов», как называл ее Рудольф Нуриев, что вполне закономерно (фото с показа спектакля в 2021 году) Фото: республика21век.рф

Музей балета

В начале вечера его ведущий, заслуженный деятель искусств РФ Сергей Коробков, заверил публику, что сейчас Казань — балетная столица мира и больше нигде нет такого творчески насыщенного фестиваля. Как это вяжется с тем, что практически вся его нынешняя афиша — это старые спектакли из репертуара театра им. Джалиля, куда за одну репетицию «впрыгивают» приглашенные солисты, оставим на совести господина Коробкова.

Кстати, еще о «творческой насыщенности» мероприятия. До сих пор нет информации о его офф-программе, в последние годы она хоть как-то открытыми репетициями, творческими встречами с участниками, лекциями и кинопоказами оживляла Нуриевский фестиваль. Но, удивительно, подобные параллельные программы, что на Нуриевском, что на Шаляпинском фестивалях, из года в год то есть, то их попросту нет. Вряд ли такую непоследовательность может демонстрировать по-настоящему серьезный культурный форум. Очевидно, что в этом году ТГАТОиБ им. Джалиля не выиграл федеральный грант на офф-программу, а скаредное руководство учреждения пожалело на это денег, умудряясь при этом платить рекордные по меркам российских региональных театров гонорары приглашенным солистам.

Открылся же форум в минувшую пятницу «Спящей красавицей» — «балетом балетов», как называл ее Рудольф Нуриев, что вполне закономерно. Тем более что спектакль относительно новый (2021 года) и балетоманам интересно наблюдать, как сегодня мастера переосмысляют классические шедевры.

Однако авторы казанской «Спящей красавицы» забыли о том, что балет не музей, и превратили динамичную феерию в помпезную выставку интерьеров и кукол. Художник Анатолий Нежный загромоздил сцену золотыми колоннами, креслами, канделябрами, ветвями деревьев и балдахинами (особенно нервирует два мельтешащих туда-сюда внутренних занавеса). Несмотря на то что подмостки Татарского театра оперы и балета достаточно большие, кажется, что массовке катастрофически не хватает места. Тем более Нежный (не в первый раз!) одевает их в многослойные абсолютно небалетные туалеты. Тяжелые кринолины, камзолы, шляпы и парики сковывают движения танцовщиков. Если в прологе-крестинах, где гости неспешно ходят, кланяются и общаются с помощью семафорной пантомимы, это не так заметно, то в финале, где они «при полном параде» пускаются в мелкий пляс, выглядит просто комично.

Чуть лучше дело обстоит на совершеннолетии Авроры. Там артисты переодеваются в романтические тюники и коллеты, играя цветочными корзиночками, которые так любил Мариус Петипа. Однако этого изящного жеста в сторону автора «Спящей красавицы» художнику мало. Он облачает фей в плотные лифы по типу бархатных, укрупняющие силуэт, и яркие объемные пачки с узорами и стразами (к слову, нуриевская пастельная версия балета, идущая в Opera de Paris, выглядит гораздо элегантнее). Солистки искрятся как пышные новогодние ели. На стопы ослепленная публика внимания уже не обращает. Хотя, возможно, это и к лучшему.

Авторы казанской «Спящей красавицы» забыли о том, что балет — не музей, и превратили динамичную феерию в помпезную выставку интерьеров и кукол Авторы казанской «Спящей красавицы» забыли о том, что балет не музей, и превратили динамичную феерию в помпезную выставку интерьеров и кукол Фото: Анастасия Попова

Улыбаемся и пляшем

«Спящую красавицу» на нуриевском смотре, очевидно, задумали подать как элитарную танцсимфонию, аккумулировавшую в себе константы классической техники. Чтобы представить их во всем блеске, ТГАТОиБ пригласил за дирижерский пульт Айрата Кашаева. Маэстро из Большого театра действительно обратил партитуру «Красавицы» в симфонию. Увертюра, где сталкиваются инфернальный драматизм темы Карабос и лучистая кантилена темы Сирени, подобна конфликтному аллегро. Ансамбли Авроры с кавалерами — чувственному адажио. Выход принцессы и странствия Дезире — драматическому скерцо, а свадебный дивертисмент — пестрому финалу. Как и Чайковский, не пренебрегший замыслом в угоду Петипа, Кашаев не пошел на поводу у солистов и держал завещанные автором стремительные темпы. За счет этого партитура звучала стройно и цельно, а оркестр вновь продемонстрировал впечатляющую технику и отзывчивость к дирижерскому жесту.

Однако артисты ТГАТОиБ к этому оказались не готовы. Пока большинство из них просто пытается успеть «в такт». А о том, что по канонам жанра нужно без усилий парить над землей, благополучно забывают. Мужчины тяжело взлетают над сценой и так же тяжело опускаются. Девы не выплывают, а нервно выбегают из-за кулис: их па де бурре (трепетное переступание на пуантах) напоминают банальный топот. Кашаевские темпы разят не только кордебалет (который определяет уровень труппы), но и фей драгоценностей в лице Дины Андроновой, Анны Мельниковой, Аделии Ялаловой и Ланы Халимовой. После каждой комбинации па им требуется отдых (цезура), из-за этого прихотливый узор танца вытягивается и рвется.

Не до конца справились со «Спящей красавицей» и некоторые приезжие солисты (а ведь Нуриевский форум позиционируется руководством как фестиваль звезд). Алина Каичева (Фея Сирени) не обладает идеальной растяжкой, и ее ронд де жамб в сравнении с широкой темой оркестра выглядит куцым. Вдобавок всю партию солистка «Кремлевского балета» танцует с неживой улыбкой, и от этого ассоциация с музеем кукол лишь крепнет. У Итару Нада, приехавшего в статусе этуали Марийского балета, напрочь отсутствует антраша — коронный прыжок Синей птицы со скрещиванием ног в воздухе. Остается только вспоминать, как исполнял его сам Нуриев и гадать: если форум в Казани является классическим (образцовым), почему на нем образцово не танцуют классику?

Фото с показа спектакля в 2021 году Фото с показа спектакля в 2021 году Фото: республика21век.рф

Принц, принцесса и Одиллия-Карабос

Ситуацию отчасти скрасила ведущая пара спектакля. Статная Кристина Андреева обладает не только внешностью балетной принцессы, но и природной музыкальностью (интересно было бы увидеть ее в спектаклях Килиана или Баланчина). Под скерцозные пассажи скрипок она порхает над сценой, услаждая взор легкими прыжками и виртуозными вращениями: не зря первые «браво» раздались из зала только после ее выхода в середине первого акта. Правда, демонстрация апломба (равновесия) приме театра им. Джалиля пока удается не так уверенно, но в родных стенах есть возможность отточить ее до совершенства.

Открытием вечера стал дебютант форума Дмитрий Выскубенко. Артист ГАБТа, недавно прибывший в труппу из балета Баварии, — настоящий балетный принц. Лучше всего он выглядит именно в соло, где демонстрирует аристократичные линии, рельефные позы и героические жете по кругу. В ансамблях же, где нужно ловко «подкручивать» партнершу, пока проседает (здесь вновь уместно вспомнить Нуриева, который в 51 год на сцене Мариинки с Жанной Аюповой творил магию дуэтного танца), но компенсирует это джентльменской скромностью: после свадебного адажио премьер первым ушел за сцену, позволив Андреевой единолично раскланиваться.

Жаль, что солистам не удалось в полной мере показать свою актерскую харизму. К этому не располагает композиция балета, созданная руководителем балетной труппы театра им. Джалиля Владимиром Яковлевым. Хореограф уместил события «Спящей красавицы» в два акта (у Чайковского их три) и некоторые детали сюжета стали непонятны зрителю. В частности, роль принца. Спасая Аврору, он не разрезает сцену в борьбе героическими прыжками и жестами рук, а лишь целует принцессу. Карабос же сдерживает фея Сирени. Из-за этого рыцарский подвиг, купированный хореографом, выглядит не слишком убедительно.

Однако еще большим недоумением стало преображение черной феи. Колоритную старуху в плаще авторы одели в пачку, превратив в двойника Одиллии из «Лебединого озера». В буклете Яковлев пояснил, что это концептуальный момент: зло может быть таким же красивым и притягательным. Но, если красота Одиллии заключена в яркой индивидуализированной пластике, чьим венцом служит знаменитые 32 фуэте, Карабос в «Спящей красавице» не получает новой пластической лексики. Ее партия, за исключением пары прыжков и арабесков, ограничена традиционной пантомимой и осколками па других фей. Воплотившая на фестивале Карабос Олеся Пичугина одна из самых техничных солисток ТГАТОиБ и определенно заслуживает большего.