Валерий Бригаднов: «Опыт по «М-7» позитивный, резиденты не просто существуют на одной территории, но и помогают друг другу, работают сообща. Уверен, что и в новых промпарках у нас получится создать комфортную атмосферу для развития бизнеса» Валерий Бригаднов: «Опыт по «М-7» позитивный, резиденты не просто существуют на одной территории, но и помогают друг другу, работают сообща. Уверен, что и в новых промпарках у нас получится создать комфортную атмосферу для развития бизнеса»

«Компании сначала сомневаются, но это дешевле, чем заниматься всем самостоятельно»

В 2023 году вблизи Казани появится три промпарка. Это будет продолжением индустриального парка «М-7», рассказал его директор Валерий Бригаднов.

«М-7» — частный промпарк в формате «гринфилд» (с англ. — green field, «зеленое поле»). Его учредители создали на границе Казани и Зеленодольского района индустриальный парк, в котором предприятиям удобно строить корпуса под производства. «„М-7“ существует более 10 лет. На момент его создания отрасль промпарков только развивалась. Не все понимали, для чего необходимы эти огромные территории с энергоресурсами, которыми можно обеспечить целый населенный пункт. Сейчас никаких вопросов нет», — говорит Бригаднов.

Фото предоставлено индустриальным парком «М-7» (чтобы увеличить, нажмите)

Первыми «резидентами» «М-7» стали завод «Волжанин» и компания «Мультипласт». Они нашли под Казанью старые производственные корпуса и переоборудовали их под себя. Производство развивалось, появилась необходимость расширения. Учредители задумались о создании своего промпарка, который позволил бы расширять свои площади и дать другим компаниям возможность «посадить» производство на площадку с готовыми коммуникациями. Сегодня «М-7» — это 39 га земли промназначения с собственным энергопринимающим устройством и подстанциями (суммарная мощность в парке — 6 МВт), сетями водоснабжения, газа, охраной периметра и прочими бонусами.

Первыми «резидентами» «М-7» стали завод «Волжанин» и компания «Мультипласт» Первыми «резидентами» «М-7» стали завод «Волжанин» и компания «Мультипласт»

Управляющая компания парка берет на себя обеспечение пропускного режима и охрану территории, расчистку дорог, обслуживание коммуникаций, территории промпарка. УК помогает резидентам с подключением к сетям: с ней инженерные коридоры и согласования проходят значительно быстрее. «Это снижает расходы компаний: они приходят и сначала сомневаются: нам же нужно будет „коммуналку“ вам платить какую-то. Но по факту это дешевле, чем заниматься коммуникациями самостоятельно. Это как частный дом и квартира: в частном доме ты все делаешь сам, вкладываешь свое время, деньги и ресурсы, а в квартире платишь „коммуналку“ каждый месяц, но за тебя занимаются всеми вопросами», — объясняет Бригаднов.

Присутствие УК сокращает расходы на штат сотрудников. В «Волжанине», например, отказались от главного инженера, дворников, электриков. «Нужды в этих специалистах нет: чистка снега зимой, откачка жидкостей, ремонт сетей — всем этим занимается УК. Спрос на продукцию у нас большой, из майского плана 50% продукции уже реализовано, наши станки для сварки полиэтиленовых труб расходятся на Россию, Беларусь, Казахстан. На хозяйственные моменты мы не отвлекаемся», — поясняет заместитель технического директора ООО «Волжанин» Александр Глухов.

На один из участков промпарка зашел девелопер, застроил 11 тыс. квадратов, а потом их арендовал «КазаньЭкспресс» На один из участков промпарка зашел девелопер, застроил 11 тыс. «квадратов», а потом их арендовал «КазаньЭкспресс»

«В промпарках с господдержкой нельзя разместить складские помещения, мы более гибкие»

Какова специфика частных промпарков? В отличие от государственных и муниципальных площадок, земля под «М-7» не входит в ТОСЭР или ОЭЗ, участки бесплатно не раздают, их придется приобретать. Но «М-7» аккредитован в минэкономики РТ и ежегодно эту аккредитацию подтверждает, зарегистрированные в парке предприятия могут участвовать в любых региональных программах для резидентов промпарков.

После приобретения земля переходит в полное владение резидента, ее можно использовать как актив. Бумажной волокиты для входа в промпарк не будет, не потребуются и отчеты по КРI* для оправдания льгот. При этом в самом «М-7» подчеркивают: они не конкуренты госплощадкам, ниша у частных парков своя. «Задача частного промпарка — закрыть потребности, которые не может закрыть государственный промпарк. В промпарках с господдержкой есть ограничения по типу производств, которые можно разместить. Мы более гибкие, больше развернуты к бизнесу», — рассказывает директор промпарка.

Но главное отличие частного «М-7» от промпарка с госучастием — в нем можно приобрести землю в собственность. «Земля стоит, образно, 10 млн рублей, а вложить в здание нужно 40–50 миллионов. Риски большие, поэтому люди хотят „заякориться“. Плюс земля сама по себе хороший инструмент», — перечислил плюсы Бригаднов.

Управляющая компания парка берет на себя обеспечение пропускного режима и охрану территории, расчистку дорог, обслуживание коммуникаций, территории промпарка Управляющая компания парка берет на себя обеспечение пропускного режима и охрану территории, расчистку дорог, обслуживание коммуникаций, территории промпарка

Были случаи, когда проекты действующих резидентов «М-7» «не взлетали» или у собственников участков менялись планы и земля была дороже для нового резидента. «Все в итоге в выигрыше оставались», — говорит Бригаднов.

Еще один плюс — в типе промпарка «гринфилд». Специфика промышленного строительства в том, что построить одно здание и заселить его разными по складу бизнеса резидентами не получается. Одному нужна одна высота потолков, другому — другая. «Земли здесь промназначения, все охранные зоны соблюдены, можно расположить здание, какое хочешь. Поэтому резиденты выбирают строиться самостоятельно под свои нужды», — отметил Бригаднов. Бывают и исключения. На один из участков промпарка зашел девелопер, застроил 11 тыс. «квадратов», а потом их арендовал «КазаньЭкспресс». 

Условия в «М-7» «притянули» в Зеленодольский район крупнейшего в России продавца электрооборудования и кабелей ЭТМ. У них порядка 20 тыс. «квадратов» зданий, они расположены за пределами «М-7», но все коммуникации — газ, вода, электричество — от парка. «ЭТМ привлекла возможность „запитаться“ от нас, они потому и „осели“ на этой территории», — указывает Бригаднов.

На территории «М-7» работает «Волгареммаш», единственная в России компания, специализирующаяся на ремонте двигателей электровозов. Еще один сильный резидент — производитель мебели для предприятий торговли «Садида». В числе ее заказчиков были Nike, Adidas, Puma, Reebok. С их уходом из России компания перешла на производство иных изделий и начала строить новый корпус площадью 8 тысяч «квадратов». Таких примеров немало, говорит Бригаднов. Открытие и расширение производств дают эффект синергии: появляются новые рабочие места, растут налоговые поступления в бюджет района, республики.

«Из-за большого количества заявок мы решили строить вторую очередь промпарка через дорогу от действующей «М-7», прямо под «КОСом» «Из-за большого количества заявок мы решили строить вторую очередь промпарка через дорогу от действующего «М-7», прямо под КОСом»

«Вторую очередь разместим прямо под КОСом»

Успешный кейс с «М-7» и растущий спрос на подобные «гринфилды» подтолкнули учредителей индустриального парка запустить три новых проекта: вторую очередь «М-7» и аналогичные площадки в Шалях и в Верхнем Услоне.

Фото предоставлено индустриальным парком «М-7» (чтобы увеличить, нажмите)

Как рассказал председатель правления ООО «Индустриальный парк „М-7“» Руслан Халилов, новые площадки соберут в себе самые успешные практики «М-7». «„М-7“ — наш первый подобный кейс, понятно, что за 10 лет существования площадки мы прошли по-настоящему тернистый путь. Но опыт с „М-7“ — успешный, резиденты довольны размещением, спрос на участки существенно превышает наши возможности. Можно сказать, что с „М-7“ мы достойно выполнили свои задачи, набрались опыта и дальше продолжаем работу уже на новых площадках», — пояснил Халилов.

Руслан Халилов: «С «М-7» мы достойно выполнили свои задачи, набрались опыта и дальше продолжаем работу уже на новых площадках»

«Бывает, что приезжают потенциальные резиденты смотреть „М-7“, видят пустой участок и пытаются его бронировать. Но он уже занят, владелец у него есть. Из-за большого количества заявок мы решили строить вторую очередь промпарка через дорогу от действующего „М-7“, прямо под КОСом. С одной стороны — лес, который мы сохраним, с другой — железнодорожная ветка „Казаньоргсинтеза“», — рассказывает Бригаднов.

Площадь парка составит 18 гектаров, там также проведут водоснабжение, газ, электричество, интернет. Дороги уже прокладывают, в мае работы должны закончить. «Пока заключаем предварительные соглашения, чтобы понять, какие мощности по электричеству, воде сюда заводить. Есть уже 3–4 резидента, которые хотят разместить свои производства в „М-7 2.0“», — говорит директор промпарка.

Фото предоставлено индустриальным парком «М-7» (чтобы увеличить, нажмите)

Еще один промпарк на 39 га появится в Пестречинском районе, между трассой М7 и деревней Шали. В «М-7 Шали» планируют «посадить» сельхозпредприятия и компании, которые занимаются первичной переработкой сельхозпродукции и производством продуктов питания. «На „М-7“ к нам приходили резиденты с производствами конфет, хлебобулочных изделий. Но у нас по соседству производство полипропиленовых труб, а у них охранная зона минимум 50 метров, и производство продуктов питания размещать запрещено. В парке „Шали“ хотим разместить таких резидентов. Там экологически чистый район, нет промышленных производств, находятся всего в 20 километрах от города, на трассе М7, всего в 5 километрах от трассы М12, что крайне удобно по логистике», — объясняет Бригаднов.

Фото предоставлено индустриальным парком «М-7» (чтобы увеличить, нажмите)

Еще один объект поставят в Верхнем Услоне. В промпарке «М-7 Услон» на 18 га приглашают производства 4–5-х классов опасностей, в планах усадить туда складские помещения, производства легкой промышленности, металлообработки, деревообработки. Под оба проекта — и «Услон», и «Шали» — выделены земельные участки, специалисты вышли на земляные работы по устройству дорожного основания. Управлять тремя новыми объектами будет та же УК, что и «М-7». Бригаднов уверен, что спрос на участки будет расти так же, как и темпы выселения промышленных производств из Казани.

«Сейчас производства в Казани располагаются в основном на „браунфилдах“ — переоборудованных старых промбазах. Собственникам промбаз в городе выгоднее отправить строения под снос, а землю продать под очередной ЖК. Так и делают: выгоняют арендаторов, и все, — объясняет Бригаднов. — Построить свое здание займет около полугода, а еще нужно подключиться к коммуникациям. У нас все делается быстро: воду, электричество проводим на этапе стройки объекта, даем необходимое количество киловатт, чтобы процессы не останавливались. Опыт по „М-7“ позитивный, резиденты не просто существуют на одной территории, но и помогают друг другу, работают сообща. Уверен, что и в новых промпарках у нас получится создать комфортную атмосферу для развития бизнеса».