Сегодня в столице РТ начинается 36-й Международный балетный фестиваль им. Рудольфа Нуриева Сегодня в столице РТ начинается XXXVI международный балетный фестиваль им. Рудольфа Нуриева Фото: Алексей Белкин

Исчезающий вид

Афиша отечественных балетных фестивалей сегодня вполне разнообразна, и большинство форумов отвечает своей исходной задаче — демонстрации новой музыки и пластики. Одни крупные смотры, к примеру Сontext. Diana Vishneva, на этом специализируются. Они проводят конкурсы современной хореографии, где молодые авторы могут экспериментировать и прокладывать себе путь на большую сцену. Другие, вроде Dance Open или «Дягилев P.S.», работают уже с топовыми труппами и мастерами, демонстрируя публике лучшие достижения в области современного танца. Третьи, наподобие красноярского форума «Балет XXI век», одновременно хранят традиции жанра и ищут новые формы их выражения.

«Нуриев-фест» же продолжает принадлежать к ныне исчезающему типу ультраклассических форумов — такие сейчас остались в Сыктывкаре, Чебоксарах, Йошкар-Оле и еще нескольких российских городах. В Казани продолжают держаться за этот формат, поймав три десятка лет назад «птицу счастья» в виде аншлагов и имени самого Рудольфа Нуриева в названии.

Причем в распоряжении ТАГТОиБ им. Джалиля есть профессиональный, чуткий оркестр и перспективная труппа, голодная до нового репертуара. Но в программе нынешнего форума вновь редакции классических балетов от худрука балетной труппы Владимира Яковлева — «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» Чайковского, «Баядерка» и «Дон Кихот» Минкуса, «Жизель» и «Корсар» Адана, «Анюта» Гаврилина. На сцене вновь будут творить кукольные принцессы, скромные жрицы, уличные кокетки, благородные пираты, инфантильные принцы и, конечно, лебеди.

Печально, что в этом году фестиваль пройдет вообще без премьер, а театр лишится возможности пополнить свой репертуар. Хотя афише театра им. Джалиля, очевидно, не хватает своего лица. Даже те нетиражированные спектакли, которые есть в наличии — «Шурале», «И воссияет вечный свет», Dona Nobis Pacem, — идут крайне редко. А оригинальные, по сути, таковыми не являются. Та же «Золотая Орда» Резеды Ахияровой и Георгия Ковтуна, которую покажут на форуме, не национальный эксклюзив, а характерный перепев образцов сталинского драмбалета.

«Анна Каренина» в Казани — это будет отнюдь не эксклюзив, а часть гастрольного «чеса» белорусов по России. Как минимум, этот спектакль покажут еще в Уфе и Челябинске «Анна Каренина» в Казани — это будет отнюдь не эксклюзив, а часть гастрольного чеса белорусов по России. Как минимум этот спектакль покажут еще в Уфе и Челябинске Фото: Алексей Белкин

Белорусы вместо Эйфмана

В татарском театре оперы и балета привыкли на любую критику отвечать традиционным набором аргументов. Во-первых, 100-процентной заполняемостью зала, хотя напомним, что в Казани обычно дают не более 10 спектаклей в месяц. Во-вторых, тезисом о вечной актуальности золотой классики. Но зрителя нужно не только баловать хитами, но и просвещать отборными новинками — в этом суть любого фестиваля. А аккуратно готовить публику к ним лучше всего спектаклями топовых хореографов-неоклассиков и авангардистов прошлого века. В ТАГТОиБ их отсутствие в репертуаре объясняют тем, что Нуриевский — форум классического балета. Но ведь многие шедевры Джорджа Баланчина, Ханса ван Манена, Иржи Килиана давно стали классикой и вошли в афишу многих российских трупп.

В отсутствие необходимых движений со стороны руководства звезды местной балетной труппы Олег Ивенко и Алессандро Каггеджи по личной инициативе, каждый по-своему, начали двигать в Казани вперед современную хореографию.

Обычно в этой связи с надеждой смотрят на гала-концерты Нуриевского фестиваля, их режиссером в этом году назначен худрук балета ТАГТОиБ Яковлев. Уже известно, что гуру казанского танцевального модерна Марселя и Марию Нуриевых, номинантов на «Золотую маску – 2023», собравших восторженные отзывы столичных критиков, в этом году ничего поставить не пригласили. Зато на балетном гала вроде бы должен… спеть Михаил Казаков.

«Громоздкие театры – это заводы по производству прекрасного», – считают гуру contemporary dance в Казани

Огорчает и спектакль – гость форума. Все же тот же балет Бориса Эйфмана или даже скромные европейские труппы вроде «Дортмунд-балета» давали какую-то живую струю Нуриевскому фестивалю. В этом же году хедлайнером смотра (по сути, и делающим его международным) выступит Большой театр Республики Беларусь, который сложно назвать игроком даже на уровне европейского балетного искусства. Правда, они везут современную хореографию — «Анну Каренину».

Пластическую версию шедевра Толстого казанцы увидят в прочтении Ольги Костель, выступившей либреттистом и хореографом балета. Масштабное двухактное полотно развернется под музыку Чайковского и обозначит духовный конфликт между Карениной-матерью и Карениной-любовницей. Задача интересная, но для автора сложная. В том числе ввиду творческой конкуренции. Искушенные балетоманы наверняка будут сравнивать спектакль с «Анной Карениной» Джона Ноймайера, который уже является мировой классикой, или одноименным балетом Эйфмана, самого русского хореографа современности, которого очень любят в Казани. Уже не говоря о «Карениной» Родиона Щедрина, где блистала Майя Плисецкая. И не факт, что преимущество окажется на стороне спектакля из Минска.

Добавляет скепсиса и тот факт, что «Анна Каренина» в Казани — это будет отнюдь не эксклюзив, а часть гастрольного чеса белорусов по России. Как минимум этот спектакль покажут еще в Уфе и Челябинске.

Главный интерес традиционно вызывают артисты Большого театра. Сюрпризом для местных театралов станет выход Дмитрия Выскубенко (Дезире) в «Спящей красавице» на открытии форума Главный интерес традиционно вызывают артисты Большого театра. Сюрпризом для местных театралов станет выход Дмитрия Выскубенко (Дезире) в «Спящей красавице» на открытии форума Фото: © Владимир Вяткин, РИА «Новости»

Парад звезд

В этом году ТАГТоБ в очередной раз сделал ставку на балетных звезд, собрав около 20 этуалей из лучших театров страны. Они остаются главной и, по сути, единственной «приманкой» фестиваля как для искушенных балетоманов, так и для рядовых зрителей, пару раз в год посещающих театр им. Джалиля. И, хотя основной массив звезд представят коллективы из Москвы и Петербурга, публика насладится многообразием российских исполнительских школ. Благо последние два года это возможно благодаря закрытым «культурным границам», позволяющим на три недели аккумулировать в столице РТ лучшие силы отечественного балета.

К тому же стоит это недорого. На всю организацию нынешнего Нуриевского фестиваля театр им. Джалиля, судя по сайту госзакупок, потратил всего 16 млн рублей. Достаточно сказать, что только на приезд Мариинки со своей «Хованщиной» зимой на Шаляпин-фест было потрачено 10 миллионов. Да и гонорары у балетных звезд, как оказалось, довольно скромные. К примеру, приезжавший в Казань танцевать Спартака Денис Родькин получил за это порядка 250 тыс. рублей, в ТАГТОиБ такой гонорар за спектакль получают приглашенные оперные солисты средней руки, здесь же речь идет о премьере Большого театра.

Именно его артисты традиционно вызывают главный интерес. Сюрпризом для местных театралов станет выход Дмитрия Выскубенко (Дезире) в «Спящей красавице» на открытии форума. Солист, в прошлом году перешедший  в ГАБТ из Государственного балета Баварии, еще не был в Казани, но уже впечатлил московскую публику полетными вращениями и природной элевацией (способностью зависать в воздухе на прыжках). Кружевной партерной техникой в «Жизели» балетоманов удивят Елизавета Кокорева, недавно дебютировавшая в главной партии балета, и только вступивший в ранг премьера труппы Дмитрий Смилевски (Альберт).

Парад опытных звезд Большого театра выйдет на казанскую сцену в «Анюте». Фактурные Мария Виноградова (Анюта) и Игорь Цвирко (Модест Алексеевич) привезут с собой рельефные «говорящие» позы и сочную пантомиму. Владислав Лантратов (Студент) даже самых пристрастных ценителей жанра порадует умением «очеловечивать» классические балетные па. Конкуренцию ему составит Денис Савин (Петр Леонтьевич), один из самых пластичных танцовщиков нашего времени.

МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко второй год подряд представят танцовщики-актеры Оксана Кардаш и Иван Михалев. В ТГАТОиБ они исполнят главные партии в «Лебедином озере». Самый известный русский балет позволит Кардаш представить свои фирменные актерские переключения между нежной Одеттой и коварной Одиллией, а ее партнеру — воплотить облик пассивного принца-мечтателя.

Могучие прыжки, эффектные поддержки и другие балетные трюки представят в «Корсаре» солисты Мариинского театра Кимин Ким (Конрад) и Рената Шакирова (Медора). Любимцы казанской публики — одна из самых сыгранных пар фестиваля: они танцуют вместе еще со времен второго сезона телепроекта «Большой балет», где стали лучшим дуэтом. Их коллеги Мария Ширинкина (Китри) и Владимир Шкляров (Базиль) выступят в «Дон Кихоте» и, напротив, способны разбавить искрометный балет утонченной лирикой: оба артиста выразительно «поют» руками.

В одном Казань точно переплюнула Йошкар-Олу, там точно не готовы платить за билет в партер на балет по 3,5 — 4 тыс. рублей В одном Казань точно переплюнула Йошкар-Олу, там явно не готовы платить за билет в партер на балет по 3,5–4 тыс. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Из Михайловского театра пожалует петербургская прима Анжелина Воронцова. Любимица Николая Цискаридзе с юности показывает филигранную чистоту танца и сможет козырнуть ею в «Баядерке». Особенно вместе с таким чутким, надежным партнером, как Эрнест Латыпов. На сцену ТАГТОиБ артисты выйдут в заглавных партиях Никии и Солора.

Впрочем, и здесь говорить о какой-то эксклюзивности Нуриевского фестиваля не приходится. Собрать такой набор солистов — дело нехитрое. К примеру, в апреле 2023-го в Йошкар-Оле прошел очередной балетный Улановский фестиваль, для него артистов собирал все тот же промоутер Айдар Шайдуллин, который делает это уже много лет в Казани. И что же мы видим? На сцене Марийского театра оперы и балета им. Сапаева те же самые «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот» и т. д. А в главных партиях — те же Лантратов, Кардаш… Был в Йошкар-Оле и знаменитый Иван Васильев, недавно рассорившийся с Михайловским театром. Но до «Нуриев-феста» он в этом году не доехал.

Впрочем, в одном Казань точно переплюнула Йошкар-Олу, там явно не готовы платить за билет в партер на балет по 3,5–4 тыс. рублей.

P. S. Как оказалось, перед самым началом форум лишился нескольких больших звезд и фестивальных дебютов. Вместо Кима и Шакировой в «Корсаре» выступят Екатерина Первушина (Медора) и Марчелло Пелиццони (Конрад). Замена неравноценная даже не столько в медийном плане (хотя виртуозы из Мариинского театра больше известны широкой публике), сколько в образном. Прима «Кремлевского балета» при хорошей технической оснащенности все же солистка лирического плана, и огненная Медора не самая козырная партия в ее репертуаре. Да и утонченный итальянский премьер по фактуре и темпераменту больше принц, чем пират.

Вопросы у зрителей вызвала и другая рокировка — в «Жизели» вместо  недавно вспыхнувшей звездочки Большого театра Кокоревой (Жизель) выступит опытная солистка МАМТа Ксения Шевцова, а вместо ее молодого партнера Смилевски (Альберт) — старожил ГАБТа Семен Чудин.  В репертуарном плане замена адекватна: свои партии артисты танцуют давно и отточили их почти до совершенства. Однако часть казанской публики упускает возможность познакомиться с восходящими этуалями российского балета. Да, Кокорева вместе с коллегой по труппе Алексеем Путинцевым (который станцует Базиля вместо Шклярова) выступит в «Дон Кихоте» и заменит солистку Мариинского театра Ширинкину. Но для тех, кто купил билет на «Жизель», это небольшое утешение.

При этом в составах появились и неожиданные приобретения. В «Корсаре» на сцену Казанской оперы выйдет воспитанница КХОУ, а ныне солистка театра Станиславского и Немировича-Данченко Камилла Исмагилова. Ее появление не может не радовать — 6 лет назад казанцы не успели насладиться техникой и артистической харизмой соотечественницы: в родной труппе девушку не пропустили дальше кордебалета. Зато, покинув ТГАТОиБ, в Ростове и Астрахани Исмагилова исполнила главные партии почти во всех известных классических балетах, а сейчас продолжает наращивать репертуар в МАМТе. При этом кажется, что в театре им. Джалиля солистку до конца так и не оценили — в фестивальном «Корсаре» она исполнит небольшую партию невольницы Гульнары.