«РАЗ КИРПИЧ, ДВА КИРПИЧ… БУДЕТ АБРИКОС»

- Ренат Марсович, в 2009 году в Казани срок согласования эскизных проектов составлял 40 дней, затем он сократился до 19 дней. Тогда длительность этих сроков была причиной недовольства мэра Казани. Как обстоят дела сейчас?

- Начну с того, что именно в 2009 году, когда управление архитектуры и градостроительства возглавил Владимир Фомин, мы полностью переделали наш сайт и открыли максимально информацию, необходимую для застройщиков, заказчиков и проектантов. И сегодня при правильном оформлении документов гражданину достаточно прийти в управление всего пару раз – чтобы подать и забрать документы. Но проблема в том, что не все хотят отправлять эскизные проекты на предварительное рассмотрение в онлайн-режиме и по старинке приходят лично к архитектору. У тех, кто подает документы дистанционно, появилась возможность предварительного рассмотрения эскизных проектов. В этом случае срок рассмотрения сокращается до 3 - 7 дней.

- Какое программное обеспечение взято за основу для работы?

- Как известно, Дмитрий Медведев активно призывал и призывает использовать свободное программное обеспечение. Мы пошли как раз по этому пути. В 2009 году началась совместная работа по приведению в порядок информационной базы управления архитектуры. Нашей первоочередной задачей стало создание полнофункционального информационного сайта УАиГ.

- И что изменилось на вашем сайте?

- Сначала у нас была всего одна страничка на сайте мэрии города. Мы попросили, чтобы нам разрешили существовать не просто как страничка на сайте, а как полнофункциональный блок на портале мэрии (uag.kzn.ru). При этом ни копейки денег из бюджета мы для этой работы не просили. Взяли за основу свободное программное обеспечение (СПО), и на его базе сейчас и развиваемся. Сервера у нас находятся на базе СПО Linux Debian (Apache2, MySQL, PHP).

С помощью новой IТ-платформы, которую мы назвали «Абрикос», удалось максимально раскрыть саму градостроительную тематику управления. Мы теперь можем размещать на сайте всю информацию, которая нужна как обыкновенным жителям, интересующимся какими-либо историческими фактами, так и застройщикам, заказчикам, проектировщикам, которые занимаются проектированием и строительством. На сайте есть полная информация, касающаяся генплана, истории, того, кто был главным архитектором в Казани, есть карта зонирования, которую до нас никто не размещал. Любой город разделен на определенные зоны, например, Ж2 – индивидуальное, Ж4 – многоэтажное строительство. Мы сделали так, чтобы вся необходимая для застройщика информация по зонам, требованиям к эскизным проектам, нормативным документам и т.д. была на сайте, и ему не приходилось лишний раз обращаться к нашим специалистам с письменными запросами. Например, есть график проведения публичных слушаний, там же любой желающий может подать заявку на выступление на публичных слушаниях. Время работы, электронные адреса и телефоны специалистов, постановления, проекты и многое другое размещаются на сайте.

mustafin.jpg
Ренат Мустафин: «С помощью новой IТ-платформы «Абрикос» мы теперь можем размещать на сайте всю информацию, которая нужна и застройщикам, и заказчикам, и проектировщикам»

- А почему «Абрикос» назвали?

В 2007 году, когда только создавалась платформа, назвали ее CMS Brick, что означает «Система управления контентом «Кирпич». Потому что за идеологию строительства сайта была взята идеология построения дома, где в качестве основного стройматериала – кирпич, Brick. Целый год думали над названием платформы. И когда через год вышла операционная система (OS), которая работает в браузере на базе этой платформы, перебирая очередной раз варианты названия, случайным образом сложились три слова: Alexander Brick OS (Александр Кузьмин – программист, основатель платформы и сотрудник УАиГ). Так и получилось ABricOS, в русском просто "Абрикос".

- Сколько программистов, разработчиков работают в вашем управлении?

- Есть один центральный разработчик, остальные программисты – приходящие и уходящие. Все зависит от поставленных задач. У нас есть IT-служба, которая отвечает за серверы, компьютеры, а программист-разработчик – один. Сам сайт сделан на нашей платформе «Абрикос», дизайн, программная часть и начинка также были сделаны силами наших специалистов.

И ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ, И «АК БАРСОВЦЫ»

- Для чего было необходимо создавать свою собственную платформу?

- Как вы сами упоминали, у нас есть электронный документооборот, и в нем сидит вся Казань. Общение с обращающимся населением идет через эту систему, в которой зарегистрирован каждый наш специалист, и все письма, которые приходят из исполнительного комитета или от мэра, по ступенькам спускаются по этой системе. На все вопросы мы обязаны подготовить ответы и отправить заявителю.

Чтобы предоставить максимальное количество информации, нам нужен был свой инструмент. Поэтому, запустив свой сайт с различными функциями, основанный на СПО, мы добились того, что нам стало поступать гораздо меньше обращений, потому что ответы на большинство вопросов люди начали получать на сайте управления. Подготовка ответов на вопросы, задаваемые через электронное правительство, электронные приемные исполкома и мэрии, занимает определенное время, а сейчас люди знают, что на сайте УАиГ есть практически вся информация, и обращаются только со специфичными вопросами. Мы сняли большой объем лишних вопросов, которые отвлекают от основной работы. Функционал получился такой, что любое управление, комитет или структурное подразделение при желании может взять это наше «коробочное» решение и, поставив себе, организовать свой сайт.

- А какие системы электронного документооборота используете?

- Используем систему электронного документооборота органов государственной власти РТ. Все заявки, письма, поручения регистрируются в этой системе, и каждый специалист нашего управления работает в ней.

- Почему было выбрано именно свободное программное обеспечение? Выгодно ли делать платформу открытой и бесплатной?

- У каждого государственного учреждения много внутренней специфической работы и информации, которую необходимо донести до жителей нашего города. Если все делать централизованно, нужно кому-то «жить» в управлении, собирать каждый день материал и размещать его на портале. Это практически невозможно: тогда в каждое управление придется внедрять специального сотрудника, который будет собирать информацию, передавать для размещения на сайте кому-то еще. Чтобы постоянно модифицировать платформу, нужно постоянно просить деньги из бюджета, нанимать разработчиков.

Платформа «Абрикос» полностью открыта, т.е. любой желающий может бесплатно установить ее на свой сервер и что-то самостоятельно доработать. Вся идея изначально основывалась на том, чтобы в госучреждениях работало как можно больше открытых продуктов, тогда исчезнет зависимость от каких-то разработчиков и в случае необходимости можно будет изменять, дополнять и править. Например, какое-либо управление взяло платформу, дополнило ее модулем, допустим, интернет-приемной, после чего мы получаем дополненный продукт. Когда все объединяются, вкладывают по чуть-чуть, получается удобный продукт. Концепция открытого ПО наглядно работает на сайте управления архитектуры и градостроительства. Примерно каждый месяц приходят дополнения от других разработчиков. В итоге уже сегодня, используя наработки других программистов, мы развиваем свой сайт, обогащая его новыми функциональными возможностями.

- Где сегодня используется ваша платформа?

- Сама платформа концептуальна, интерес ее создания был в том, чтобы с минимальными затратами максимально получать результаты. Сейчас у этого инструмента есть определенное сообщество, команды из других городов, которые используют его.

К нам поступает много обращений. Сама платформа «Абрикос» широко используется и по России. Ее можно применять не только для госучреждений, но и для интернет-магазинов, поднятия порталов.

Какие именно госучреждения взяли платформу и установили ее для своих сайтов, мы не знаем, потому что она бесплатная и любой желающий может взять ее без нашего ведома, скачать, установить и выстроить свой сайт. А обратной связи, которая позволяла бы проследить, кто ее использует, нет.

Можем привести примеры, о которых знаем: в Новосибирске сейчас идет проработка архитектуры портала госучреждения и его подведомственных учреждений «Управление культуры города Новосибирск», который будет работать на платформе «Абрикос».

Из компаний нашу платформу используют на своих сайтах велофестиваль «Казань-Велосфера-2011», холдинг «Сервис-агро», спортивный клуб «Тимерхан» (верфь «Олимп», относится к структурам холдинга «Ак Барс»), компания «Ваш декоратор» и другие.

«КОРОБОЧНОЕ РЕШЕНИЕ» - ЧИНОВНИКАМ БЕСПЛАТНО

- Какие еще разработки были сделаны вашим управлением?

- Система «Архипак». Это дистанционное предварительное рассмотрение эскизных проектов – другая наша разработка. Эту онлайн-систему по управлению проектами и задачами мы разместили на отдельном портале, который назвали «Планета задач».

Это очень интересный проект. Например, дизайнеры нарисовали на листе проект. К нему прикладывается целый ряд документов: постановление о земле, техническое условие и т.д. Для того чтобы главный архитектор согласовал проект, документы должны присутствовать. Раньше люди долго согласовывали проект, приходили по несколько раз из-за мелочей.

Мы придумали вот что: в системе «Архипак» проектировщик прикрепляет весь проект и приглашает нашего специалиста посмотреть документы. На электронную почту проектировщику приходит уведомление о необходимости исправить какие-либо ошибки. Уже рассмотренный комплект приносится один раз. Этот проект говорит о том, что комплектность проекта, из-за которой растягивалось рассмотрение, теперь рассматривается электронно. Этот механизм работает с августа 2011 года. Мы не навязываем систему, а предлагаем, и более продвинутые дизайнеры работают в ней.

В итоге выяснилось, что дизайнеры, которые работают с этим проектом, могут согласовывать проекты со своими заказчиками дистанционно, приглашая их в систему. Под проектом идет переписка и обсуждение. Система защищена паролем, представляет собой коллективный инструмент онлайн-обсуждения проектов. Уникальность еще в том, что при онлайн-рассмотрении проекта можно пользоваться инструментом «карандаш» и буквально самому нарисовать на представленном проекте или более точно и доходчиво объяснить замечания и предложения.

- Какова статистика посещаемости вашего сайта?

- У нас 8 тысяч визитов за последний месяц, 27 тысяч просмотров и 5 тысяч уникальных посетителей. Через систему «Архипак» подали заявки и получили доступ на работу в системе 53 архитектора и дизайнера.

- Будете предпринимать какие-то шаги, чтобы сделать свои разработки популярными в госучреждениях?

- Мы собрали специализированную «коробку» для госучреждений, собрали дистрибутив, любое госучреждение может установить на своем сервере инсталлятор и создать ряд специфичных разделов (интернет-приемная, стадия рассмотрения, предварительное рассмотрение и т.д.).

Сейчас готовим методическое пособие, в котором делимся опытом, как нужно организовать процесс, чтобы создать такой обширный портал. Чтобы поднять управленческий сайт, нужна большая внутренняя работа.

У нас был казус: однажды федеральная служба, которая следит за картами, сказала нам, что мы не имеем права размещать определенную карту Казани на сайте. После предписания мы убрали карту, и тут же начался шквал недовольных писем и обращений от посетителей сайта с требованием вернуть ее. Есть люди, которые работают с ней каждый день, так как на ней указаны определенные градостроительные зоны. В итоге был суд, и он решил, что мы не нарушаем федеральное законодательство.

Сейчас начали больше делать упор на то, чтобы призывать активистов из других городов, чтобы они пользовались системой, делали свой вклад в развитие системы. Если эту систему установят у себя хотя бы 10 - 20 организаций и создадут свои порталы, то можете себе представить, какой бюджет будет сэкономлен? Это миллионы рублей. Многие хотят создавать сайты, предоставлять информацию и услуги, но отсутствие средств, чтобы заказать разработку сайтов программистам или фирмам, очень сдерживает этот процесс. Мы же предлагаем готовый продукт на базе СПО - берите, устанавливайте и развивайте информационные услуги.