Фермер и имам мечети в сгоревшем селе Юлдус Ахмадулла Хабибуллин (в центре на фото) Фермер и имам мечети в сгоревшем селе Юлдус Ахмадулла Хабибуллин (в центре на фото) Фото: islamnews.ru

«Ахмадулла эфенди — фермер, хлебороб, помогает людям»

Накануне всемирный конгресс татар отправил в Курганскую область, серьезно пострадавшую от лесных пожаров, фуру с 20 т гуманитарного груза. Его должны доставить в татарское село Юлдус, известное на протяжении пяти последних веков, еще со времен Сибирского ханства. Здесь в результате пожара погибли 7 человек и сгорело почти три сотни домов.

Не стало и дома местной знаменитости — фермера, мецената, имама мечети Ахмадуллы Хабибуллина, помогающего родному селу уже не одно десятилетие. Вот как о нем говорит писательница и общественный деятель Фаузия Байрамова, написавшая книгу о татарах, живущих в этих краях.

«Говорят, что украинцы поджигают»: как сгорело известное с XVI века татарское село Юлдус

«Каждый раз, когда приезжала в село, останавливалась у Ахмадуллы Хабибуллина, — рассказывает Байрамова. — Он меня встречал на железнодорожном вокзале Шадрино, привозил домой, где его семья гостеприимно встречала, создавала все условия для работы. Ахмадулла эфенди — фермер, хлебороб, помогает людям, в своей деревне, а также в соседних построил мечети, несколько раз был в хадже. Его жена Валя — русская по национальности, выучила татарский язык, встала на намаз, вместе растят трех дочерей». 

«БИЗНЕС Online» поговорил с Хабибуллиным о том, что сегодня происходит в селе Юлдус.

«Предварительную помощь пострадавшие от пожара уже получили, людей обустроили в местной школе и в соседних деревнях у родственников» «Предварительную помощь пострадавшие от пожара уже получили, людей обустроили в местной школе и в соседних деревнях у родственников» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если так будут помогать, то, Иншалла, наш аул восстановим»

— Ахмадулла хазрат, какова сейчас обстановка у вас в селе Юлдус?

 Предварительную помощь пострадавшие от пожара уже получили, людей обустроили в местной школе и в соседних деревнях у родственников. В среду приехали из правительства Курганской области, с каждым индивидуально поговорили. На днях должны дать сертификаты — деньги для постройки дома. Губернатор Шумков сам не приехал, но были его заместители по экономике, социальным вопросам, строительству.

— На какие суммы будут рассчитаны сертификаты?

— Пока еще неизвестно, сейчас подсчитают, сколько может дать государство, в том числе что касается региональной помощи. Но нам также помогает и Татарстан, и всемирный конгресс татар, звонят из различных фондов, даже с Камчатки будут помогать. Перед нашим с вами разговором на меня выходил муфтий Омской области, они тоже хотят помочь финансово. Многие отправляют деньги на мой телефон, который привязан к банковской карте. Кроме того, у нас деньги собирает Марс Тукаев (первый заместитель руководителя исполкома всемирного конгресса татар – начальник комитета по работе с татарскими общественными организациями в регионах Российской Федерации — прим. ред.) из конгресса. Звонят из Чувашии, Удмуртии, Мордовии, Тюмени. Если так будут помогать, то, Иншалла, наш аул восстановим.

— Что еще говорят по ситуации в селе в областном правительстве?

— Сейчас должны определиться со строительной компанией, кто займется стройкой. Надеемся, все будет хорошо, верим в то, что возродим деревню. Пожар был испытанием от Аллаха, мы должны быть довольны, не роптать на судьбу, нужно проявить терпение, чтобы пройти это испытание. Может, после всего народ станет более религиозным, потянется в мечети. Народ-то у нас хороший, все друг другу стараются помогать, особенно когда приходит горе, все стараются помочь односельчанам. 

— Вы для Юлдуса человек легендарный, рассказывают, что много лет помогаете родному селу.

— Я фермер, мне 70 лет, в сентябре должно исполниться 71, земля есть, ее засеиваю пшеницей, ячменем, из этих денег помогаю народу. В 2000 году построил мечеть в Юлдусе, а также в деревне Кызылбай Шатровского района помог воздвигнуть мечеть, восстановил историческую мечеть в селе Сибирки, она очень древняя, мы практически с нуля ее реставрировали.

«У нас чисто мусульманская деревня, где сейчас живет около 800 человек. Все говорят про себя, что «мы — мусульмане», а сами намаз не совершают» «У нас чисто мусульманская деревня, где сейчас живут около 800 человек. Все говорят про себя, что они мусульмане, а сами намаз не совершают» Фото предоставлено председателем правления конгресса татар Курганской области Маратом Юнусовым

«На пятничном намазе появляются 15-20 человек, хотя у нас чисто мусульманская деревня»

— Вы и имам в своей мечети, расположенной в Юлдусе.

— Да, я председатель религиозной организации, имам-хатыб, кроме того, полномочный представитель духовного управления мусульман азиатской части России (ее возглавляет муфтий Нафигулла Аширов — прим. ред.) по Курганской области. Помогал не только мечети, но и школе…

Стараюсь, провел телевидение, чтобы наши жители могли смотреть программы ТНВ, благодаря им у людей проснулась любовь к родному языку, нашей культуре, очень любят здесь ТНВ. Через это у нас началась связь со всемирным конгрессом татар, стали Сабантуй проводить. Что от нас зависит — все развиваем комплексно, хотя программы обучения в школе, к сожалению, с каждым годом все сокращаются. Но, думаю, так вечно продолжаться не может, татары проснутся, Иншалла.

— Говорят, что у вас в школе татарский язык преподается три раза в неделю.

— Нет, один час, и то для галочки, просто для галочки.

— А в мечеть народ ходит?

— К сожалению, в татарских деревнях очень мало народ ходит, на пятничном намазе появляются 15–20 человек, хотя у нас чисто мусульманская деревня, где сейчас живут около 800 человек. Все говорят про себя, что они мусульмане, а сами намаз не совершают…

— Татары, честно говоря, нигде не отличаются глубокой религиозностью…

— Вы это правильно заметили. Бывает, едем в областной центр или, скажем, в Тюмень, а там в мечетях большинство — это выходцы из Средней Азии, кавказских республик. А татар мало. Видимо, у татар имана (веры) поубавилось, совсем ослабела вера. Раньше ведь татары-переселенцы в первую очередь строили не дома для себя, а мечети. Хоть маленькая, но мечеть была. Да, в 90-е годы мы проснулись, наши отцы и деды стали возрождать ислам, мы, предприниматели, тоже тогда проснулись, стали строить мечети, восстанавливать старые. Моя мама ныне покойная была очень религиозной, постоянно ездила в Свердловск к родным, привозила из мечети литературу, обучала родных, соседей, она уже покойная.

«Молодежь уехала в город, так как не было работы. Мы же еще в 1990–1991 годах открыли фермерское хозяйство, цель была — сохранить земли, они бурьяном заросли» «Молодежь уехала в город, так как не было работы. Мы же еще в 1990–1991 годах открыли фермерское хозяйство, цель была сохранить земли, они бурьяном заросли» Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

«Огонь шел прямо на мечеть и внезапно повернул»

— Чем в вашем селе занимается простой народ?

— У нас колхозы же перестали существовать, как исчез СССР. Молодежь уехала в город, так как не было работы. Мы же еще в 1990–1991 годах открыли фермерское хозяйство, цель была сохранить земли, они бурьяном заросли. Стали их осваивать, распахивать, сеять, чем сейчас и продолжаем заниматься.

— Сельское хозяйство в России — это дело не самое прибыльное.

— Да, у нас в Курганской области региональная поддержка очень слабая, если бы жили в Татарстане, там у вас очень хорошая поддержка, мы бы процветали просто с нашим трудолюбием. Нам же не дают заработать. Если бы мы, сельские предприниматели в Курганской области, хорошо зарабатывали, то и деревне больше могли бы помочь, и школе. Я сам по-всякому стараюсь, чтобы сохранить деревню.

А так люди заняты индивидуальным хозяйством, молодежь уезжает на север, в Екатеринбург едут вахтовым методом. Те же, кому 40–50 лет, держат скотину, берут зимой на откорм, покупают в больших хозяйствах молодняк и выращивают. Есть свои трактора, косят сено, если много накосят, то и сено продадут.

— Было ли какое-нибудь предчувствие, что может случиться такой страшный пожар?

— Мы живем недалеко от леса, сейчас стоит сухая погода, поэтому очень боялись, что случится пожар. Думали, если он начнется, то вся деревня выгорит.  Огонь шел прямо на мечеть и внезапно повернул, в результате мечеть осталась целой, ей ничего не было, а вот улицы за мечетью все сгорели. Аллах (Субханаху уа Тагаля) — «Преславен Он и Возвышен» — сохранил нашу мечеть.

— Ваш ведь дом тоже полностью сгорел?

— Полностью сгорел, ничего не осталось, я успел только документы забрать, как был на улице в старых кроссовках, так и остался, даже туфель нет, вся одежда сгорела. Я охотник, такое у меня хобби, так вот, два карабина, два двуствольных ружья Тос-34 и Иж-27, ну все сгорело…

— Сами где ночуете сейчас?

— Два дня ночевал в мечети, потом в соседнюю деревню поехал. Там помылся в бане, мы же все грязные от пепла. Пока буду жить у брата, его дом сохранился, вот сейчас еду в аэропорт его встречать, он в Сочи был. У него просто облицовка расплавилась, сейчас буду заниматься ремонтом. Поживу у него до осени, а летом, Иншалла, построю себе новый дом, если Аллах позволит. У меня еще посевная не началась, все склады с семенным материалом тоже сгорели. И пшеница, и ячмень — все сгорело. Из Кургана звонили, сказали, что помогут с семенами.