Утром 1 мая появилась новость, что в Брянской области на перегоне Рассуха — Унеча в результате подрыва железной дороги с рельсов сошел грузовой поезд длиной в 60 вагонов. Состав вез нефтепродукты и пиломатериалы Утром 1 мая появилась новость, что в Брянской области на перегоне Рассуха – Унеча в результате подрыва железной дороги с рельсов сошел грузовой поезд длиной в 60 вагонов. Состав вез нефтепродукты и пиломатериалы Фото: © СК РФ, РИА «Новости»

Теракт в Брянске

Утром 1 мая появилась новость, что в Брянской области на перегоне Рассуха – Унеча в результате подрыва железной дороги с рельсов сошел грузовой поезд длиной в 60 вагонов. Состав вез нефтепродукты и пиломатериалы. Впрочем, из-за случившегося никто из людей не пострадал. Губернатор области Александр Богомаз сообщил, что это была диверсия. «В результате происшествия с рельсов сошли два локомотива и 7 вагонов. Остальные вагоны удалось отогнать на расстояние», — сказал он.

На следующий день, 2 мая, точно так же был подорван поезд, на этот раз уже на перегоне Брянск – Карачев. Как сообщил телеграм-канал Baza, ведущий локомотив повреждений избежал, зато опрокинулись другие вагоны. Часть из них была отцеплена, а поезд продолжил движение. В результате на перегоне Снежетьская – Белые Берега на некоторое время было остановлено движение.

Вместе с тем, согласно информации телеграм-канала Mash, на территории региона действовали несколько диверсионных групп. Так, теракт на участке Унеча – Рассуха совершила ДРГ из 3–5 человек, они же с высокой долей вероятности причастны к диверсионной атаке и на перегоне Красный Рог – Почеп, который своевременно предотвратили. Однако теракт, совершенный 2 мая, организовала другая группа. «С места схода состава с нефтепродуктами они скрылись за несколько минут до взрыва», — пишет Mash.

По мнению военного эксперта Алексея Леонкова, скорее всего, подобные террористические атаки будут продолжаться. «Вообще, вероятность, что они продолжат это делать, крайне высокая. Вопрос в том, как будут организованы профилактические работы. Конечно, отыскать такую группу достаточно сложно, но да, они работают в Брянской области. Все знают, что брянские леса крайне густые, там даже фашисты не могли найти партизан. Как следствие, кого-то поймают, кого-то — нет. К сожалению, эта ситуация будет долго сохраняться, до тех пор пока линия боевого соприкосновения не сравняется с бывшей госграницей СССР», — заявил он в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Железная дорога — это кровеносные сосуды воюющей армии, именно по рельсам поставляются к фронту боеприпасы, личный состав и боевая техника Железная дорога — это кровеносные сосуды воюющей армии, именно по рельсам поставляются к фронту боеприпасы, личный состав и боевая техника Фото: «БИЗНЕС Online»

Что это было?

Вопрос, что это такое, вроде бы излишний. Это теракт, т. е. акт запугивания. Однако в реальности все намного глубже. Железная дорога — это не администрация, не магазин и даже не машина с чиновником, уничтожение которых прежде всего демонстрирует неспособность действующей власти держать ситуацию под контролем. Железная дорога — это кровеносные сосуды воюющей армии, именно по рельсам поставляются к фронту боеприпасы, личный состав и боевая техника. Подрыв железнодорожных путей, охранять которые крайне непросто из-за их невероятной (по меркам других инфраструктурных объектов, конечно) длины. А эффект данный подрыв дает пусть и небольшой, но крайне неприятный.

Грубо говоря, в случае затруднения перевозки грузов армия на фронте начинает испытывать объективные трудности, что в конечном итоге может привести к крайне неприятным последствиям. Именно поэтому партизаны времен Великой Отечественной войны вели так называемую рельсовую войну, затрудняя немецким войскам сообщение тыла и фронта.

«Вражеские агенты охотно идут на низовую работу — составителями поездов, смазчиками, стрелочниками, что дает возможность постоянного свободного пребывания на станциях» «Вражеские агенты охотно идут на низовую работу — составителями поездов, смазчиками, стрелочниками, что дает возможность постоянного свободного пребывания на станциях» Фото: © Антон Денисов, РИА «Новости»

Враг среди нас?

Вместе с тем и противник поступал схожим образом. Советский писатель Владимир Богомолов, в годы Великой Отечественной войны служивший в легендарном Смерше, в своей книге «Момент истины (В августе сорок четвертого)» предельно точно описывает эту проблему. «Вражеские агенты стараются проникнуть в систему железнодорожного транспорта, причем отнюдь не на какие-либо начальнические должности. Они охотно идут на низовую работу — составителями поездов, смазчиками, стрелочниками, что дает возможность постоянного свободного пребывания на станциях и общения с большим числом железнодорожников и проезжающих пассажиров, в основном военнослужащих», — пишет он.

Отметим, что работу на данных должностях достаточно просто получить и сегодня. Работа трудная, тяжелая и непрестижная, зарплата тоже невысокая. Как следствие, можно предположить, что граждане бывшей Украины, сочувствующие киевскому режиму, а также местные «несогласные» вполне могут заниматься чем-то подобным.

Кроме того, в огромном потоке беженцев и в условиях полупрозрачной границы есть вероятность, что уже специально подобранные ДРГ смогут профессионально совершить теракт. А если предположить, что в структуры РЖД уже внедрены агенты и на территории приграничных областей располагаются ячейки террористов, то вероятность, что будет подорван состав непосредственно с военной техникой или личным составом, возрастает кратно.

Решение подорвать железную дорогу слишком простое и очевидное, чтобы СБУ не попыталось им воспользоваться, а, значит, теракты в Брянской области и других регионах, скорее всего, далеко не последние Решение подорвать железную дорогу слишком простое и очевидное, чтобы СБУ не попыталась им воспользоваться, а значит, теракты в Брянской области и других регионах, скорее всего, далеко не последние Фото: «БИЗНЕС Online»

Есть ли средства эффективного противодействия?

По мнению генерал-майора ФСБ в отставке Александра Михайлова, спецслужбы смогут работать только в том случае, если у них будет необходимая информация. «Только наличие первичной информации дает возможность спецслужбам просчитать ходы противника. Если такой информации нет, то с этим бороться очень сложно, потому что у каждого столба по милиционеру не поставишь. А железная дорога всегда была уязвима не только для террористов, но и для маргиналов, которые и болты откручивали, и пытались внедриться в процессы управления. Поэтому надо исходить из того, что если есть информация — есть результат, нет информации — есть последствия», — сказал он.

Вместе с тем журналист и специалист в области терроризма Дмитрий Ершаков напоминает, что схожие трудности у России были во времена чеченских войн на Северном Кавказе. Тогда линии железных дорог тоже находились под угрозой террористических атак. «На Северном Кавказе в 1990–2010-х, в самую горячую пору, на сложных участках работала инженерная разведка. То есть железнодорожные пути регулярно проверялись. Регулярно обезвреживали самодельные взрывные устройства. Хотя подрывы тоже случались. Как правило, речь шла о грузовых составах. При этом нельзя сказать, что рельсовая война была одним из основных направлений деятельности подполья. Так сложилось в силу объективных факторов прежде всего. В частности, в силу отсутствия разветвленной железнодорожной сети», — полагает он.

Напомним, что на теракты на железной дороге влияет и косвенная работа органов правопорядка. Так, каждый выявленный килограмм взрывчатого вещества точно не будет использован бандитами. Как следствие, если на Украине со взрывчаткой все в «полном порядке», т. е. любое бандформирование может ее получить столько, сколько считает нужным, то поиск взрывчатки внутри России — процесс не самый простой. Более того, за 20 лет борьбы с международным терроризмом, в том числе пытавшимся закрепиться на российском Кавказе, у полиции и других силовых структур появился крайне востребованный опыт, который сказывается на результате в целом.

Например, автор этого текста, как и большинство читателей, с ходу не скажет, как можно достать килограмм промышленной взрывчатки, которая могла бы быть достаточно компактной, чтобы удачно закрепить под железнодорожным полотном. Все это благодаря работе МВД и ФСБ, которые довольно эффективно пресекают любые возможности покупки и продажи данных веществ.

Другой момент — это бдительность непосредственно граждан. В случае если на приграничной территории были замечены крайне подозрительные люди, стоит сообщить об их деятельности сотрудникам МВД. Вполне вероятно, что сам факт обращения если не обеспечить поимку, то как минимум проверку железнодорожных путей соответствующими специалистами.

К сожалению, решение подорвать железную дорогу слишком простое и очевидное, чтобы СБУ не попыталась им воспользоваться, а значит, теракты в Брянской области и других регионах, скорее всего, далеко не последние. Однако, будем надеяться, большинство подобных злодеяний будет предотвращено. 

Отметим, что никаких аналогичных терактов Россия на Украине на сегодняшний день не проводит, нанося удары лишь высокоточным оружием. Более того, неизвестно о возникновении какого-либо организованного партизанского движения, которое бы вредило работе украинской железной дороги. Косвенно это говорит как о низком уровне работы ГРУ и ФСБ и иных силовых структур на территории бывшей союзной республики, так и о тотально зачищенном поле пророссийских сил. Грубо говоря, все, кто мог бы поступком помочь российским войскам, были убиты, изгнаны или посажены в тюрьму еще до начала СВО.