Работа по замеру компетенций у казанских студентов идет в КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева, на кафедре промышленной и экологической безопасности – это пилотная площадка для нашей республики. Ее проводят специалисты Казанского игропрактического центра совместно с сотрудниками кафедры. А в основе этих измерений лежит опыт и наработки команды Центра, созданные в сотрудничестве с московским образовательным бюро «Солинг». В Татарстане этот опыт впервые применили в прошлом году в рамках проекта развития инновационных компетенций у молодежи «Фактор будущего».

«Мы учитываем специфику кафедры промышленной и экологической безопасности и существующие подходы в образовании, внедряя в образовательный процесс различные игры, тренинги, проактивные методы – например, моделирование действий в условиях чрезвычайной ситуации, - рассказывает ведущий консультант Казанского игропрактического центра и сотрудник лаборатории Техносферная безопасность КНИТУ-КАИ им.А.Н.Туполева Дмитрий Забиров. – Наши игровые тренинги занимают не больше академического занятия, и в рамках этих занятий мы определяем компетентностный портрет каждого учащегося. К каждой компетенции определен соответствующий набор критериев. По ним мы и составляем конечный результат».

К новой методике внимательно относятся как сами студенты, так и руководство вуза. Заинтересованы в ней и работодатели. Замеры охватывают студентов всех курсов, результаты анализов копятся, и ко времени получения диплома у каждого учащегося есть так называемый «Индивидуальный компетентностный портрет», который дает понимание, в чем, где и по каким параметрам конкретный выпускник вуза будет наиболее востребован и эффективен в профессиональном плане. Здесь указаны и профессиональные, и общекультурные компетенции. Кроме того, картина по этим замерам с каждым годом меняется, и студент может корректировать направления своей подготовки и учебы, а также практической деятельности. «Например, для младших курсов обычно большие проблемы наблюдаются в таких компетенциях как самоорганизация, взаимопонимание и работа в команде»,  - отмечает Дмитрий Забиров.

По его словам, проводимая Казани работа важна не только с точки зрения внедрения будущих Госстандартов 3 поколения в образовании (а, как выясняется, до сих пор нет эффективных инструментов оценки компетенций, хотя Болонскую систему активно внедряют), но также это очень эффективное направление в подготовке кадров и работе с персоналом практически во всех сферах деятельности, в том числе в политике и работе общественных организаций. В июне этого года казанский опыт представят на Всероссийской научной конференции по проблемам интерактивного образования в МГУ им.М.В. Ломоносова.

Комментарий Ярослава Муравьева, члена Общественной палаты, директора Регионального общественного фонда поддержки молодежных инициатив «Фактор будущего» Республики Татарстан:

«В прошлом году мы отработали технологии по замеру и развитию компетенций в игровом проекте. Его результаты показали эффективность и необходимость дальнейшего развития данных методик. Необходимо использовать технологии замера в образовательном процессе, а также не уровне муниципалитетов.

Деятельность нашего Фонда направлена на развитие человека и повышение качества человеческого капитала нашей республики. Поэтому для нас очень важно искать и развивать новые социальные технологии. Надеемся, наш опыт в работе с молодежью будет востребован».