В нашем ежегодном культурном  топ-50 нет в списках Наталии Фишман-Бекмамбетовой и Тимура Бекмамбетова, после начала СВО спешно покинувших страну. Так Казань лишилась своей главной пары из мира искусства, а республика — наивной надежды, что знаменитый режиссер и продюсер обеспечит прорыв татарстанского кинематографа В нашем ежегодном культурном топ-50 нет в списках Наталии Фишман-Бекмамбетовой и Тимура Бекмамбетова, после начала СВО спешно покинувших страну. Так Казань лишилась своей главной пары из мира искусства, а республика — наивной надежды, что знаменитый режиссер и продюсер обеспечит прорыв татарстанского кинематографа Фото:  AP Photo/Alexander Zemlianichenko Jr/ТАСС

Двое из трех лидеров последних лет — вне рейтинга

Ровно год назад наша редакция, представляя свой ежегодный топ-50 влиятельности в мире культуры Татарстана, признавалась читателю, что данный список — это своего рода «моментальная фотография». СВО началась всего лишь два месяца назад, и была какая-то надежда, что эти события не затянутся на драматично длительный срок и вскоре наша жизнь вернется на круги своя. Сегодня уже понятно, что этим прогнозам не суждено было сбыться, хотя сила инерции в области культуры и искусства, кажется, оказалась более значительной, чем в сфере политики и экономики. Есть ощущение, что многие творцы по-прежнему живут в рамках прежних парадигм, словно не замечая происходящего вокруг. А это самое происходящее вот-вот готово громко щелкнуть по носу того, кто предпочитает зажмуриться вместо того, чтобы начать анализировать новую реальность.

Но пресловутые тектонические сдвиги уже происходят, причем в рейтинге «БИЗНЕС Online» они ярче всего отражаются не теми, кто в нем есть, а теми, кто из него пропал. Достаточно сказать, что в нашем топ-50 нет двух лидеров списка за последние три года — Чулпан Хаматовой (2020) и Наталии Фишман-Бекмамбетовой (2022).

Чулпан Хаматова (справа) и Гузель Яхина были символами и гордостью республики. Сегодня первая в эмиграции, а спектакли по произведениям второй снимают с репертуаров российских театров Чулпан Хаматова (справа) и Гузель Яхина были символами и гордостью республики. Сегодня первая в эмиграции, а спектакли по произведениям второй снимают с репертуаров российских театров Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще одно любопытное воспоминание. В 2020 году Сергей Брилев делал для «России-24» документальный фильм под названием «Волга, Кама и притоки», посвященный 100-летию основания ТАССР. Среди спикеров известного московского журналиста были и первые лица республики, однако о современной Казани съемочная бригада Брилева рассказывала через общение прежде всего с актрисой Хаматовой и писательницей Гузель Яхиной, именно они выглядели тогда и символами, и гордостью республики. Сегодня первая в эмиграции, а спектакли по произведениям второй снимают с репертуаров российских театров.

Отметим и то, что вместе с Фишман-Бекмамбетовой из редакционного рейтинга пропал и Тимур Бекмамбетов, также уехавший из страны. Так Казань лишилась своей главной пары из мира искусства, а республика — наивной надежды, что знаменитый режиссер и продюсер обеспечит прорыв татарстанского кинематографа.

Еще один «исчезновенец» — Айгель Гайсина, голос и автор текстов дуэта «Аигел». В последние годы Айгель была хедлайнером фестивалей TAT CULT FEST и «Мин татарча сөйләшәм», а также  настоящей путеводной звездой для молодой национальной культуры Еще один «исчезновенец» — Айгель Гайсина, голос и автор текстов дуэта «Аигел». В последние годы она была хедлайнером фестивалей Tat Cult Fest и «Мин татарча сөйләшәм», а также настоящей путеводной звездой для молодой национальной культуры Фото: © Варвара Гертье, РИА «Новости»

Наконец, еще один «исчезновенец» — это Айгель Гайсина, голос и автор текстов электронного дуэта «Аигел». Все последние годы Гайсина, усилиями которой песни на татарском языке стали общенациональными хитами, была хедлайнером фестивалей Tat Cult Fest и «Мин татарча сөйләшәм», своего рода путеводной звездой для всей молодой и современной национальной культуры. Сегодня «Аигел» не играют концерты в России. Зато официальный аккаунт группы во «ВКонтакте» сообщает, что буквально на днях знаменитый клип коллектива на песню «Татарин» преодолел планку в 100 млн просмотров на YouTube. И эта впечатляющая цифра выглядит практически памятником той, предыдущей, эпохе, окончательно завершившейся в феврале 2022-го, и тем надеждам, большей частью несбывшимся, которые ее сопровождали.

1 (6 — место в прошлогоднем рейтинге). Ирада Аюпова — министр культуры Татарстана

Глава минкульта РТ впервые добралась до вершины нашего списка аккурат к пятилетию своей министерской карьеры, которое будет отмечаться уже 3 мая. А текущему лидерству Ирады Аюповой поспособствовали как ее личные усилия, так и творцы вкупе с менеджерами от культуры, не предложившие столь ярких творений, которые вознесли бы их до небес в глазах публики, а также людей, принимающих решения.

Глава минкульта РТ Ирада Аюпова впервые добралась до вершины нашего рейтинга аккурат к пятилетию своей министерской карьеры Глава минкульта РТ Ирада Аюпова впервые добралась до вершины нашего рейтинга аккурат к пятилетию своей министерской карьеры Фото: «БИЗНЕС Online»

Республиканское министерство культуры прекрасно котируется на федеральном уровне, Татарстан — один из лидеров в стране по использованию «Пушкинской карты» и проектам, выигрывающим гранты президентского фонда культурных инициатив, который курирует Сергей Кириенко. Республика тратит колоссальные средства на инфраструктурные проекты, связанные с культурой, а за прошедший год самым ярким стало открытие ультрасовременного здания челнинского театра «Мастеровые». 

Кроме того, татарстанцы вдруг стали регулярно получать высокие госнаграды в области культуры. Уже в этом году театральный режиссер Айдар Заббаров получил премию президента РФ для молодых деятелей культуры, аналогичную награду в 2020-м заработал композитор Эльмир Низамов. В прошлом же году директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко выиграла госпремию РФ в области литературы и искусства. Значимости данным победам добавляет тот факт, что президентскую премию татарстанцы до Низамова вовсе не получали, а госпремия РФ приезжала в РТ до Руденко в последний раз в 2005 году.

Безусловно, все эти успехи — во многом заслуга Аюповой. Хотя это и не означает, что татарстанская культура выглядит так уж прекрасно. С точки зрения потраченных средств и разных чиновничьих показателей — да, конечно. Но проблем более чем достаточно — от престарелых худруков и директоров, создающих иллюзию благополучия своих учреждений, до положения, к примеру, татарстанского кино, вечно существующего в виде нелюбимой «падчерицы» при «мачехе» в лице минкульта.

2 (2). Фарид Бикчантаев — главный режиссер театра им. Камала

Фарид Бикчантаев отметил свое 60-летие долгожданной постановкой по знаменитым романам Махмуда Галяу «Муть. Мухаджиры», к которой шел много лет. Сразу несколько авторитетных российских критиков назвали эту работу одной из лучших в стране по итогам года Фарид Бикчантаев отметил свое 60-летие долгожданной постановкой по знаменитым романам Махмуда Галяу «Муть. Мухаджиры», к которой шел много лет. Сразу несколько авторитетных российских критиков назвали эту работу одной из лучших в стране по итогам года Фото: «БИЗНЕС Online»

Для человека №1 в театральной жизни республики, а Фарид Бикчантаев еще и возглавляет союз театральных деятелей РТ, год с 26 апреля 2022-го сложился успешно. Он отметил свое 60-летие долгожданной постановкой по знаменитым романам Махмуда Галяу «Муть. Мухаджиры», к которой шел много лет. Сразу несколько авторитетных российских критиков назвали эту работу одной из лучших в стране по итогам года, поэтому есть все шансы вскоре увидеть «Муть. Мухаджиры» среди претендентов на «Золотую маску», с которой у театра им. Камала в последние годы не очень складывалось.

Ну а самое главное, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, республика не собирается класть под сукно амбициозный проект нового здания главного татарского театра планеты, причем вся эта история тоже во многом детище Бикчантаева. Возможное появление творения московского бюро «Ваухаус» сделает главрежа театра им. Камала легендой даже быстрее, чем его спектакли.

3 (3). Александр Сладковский — художественный руководитель и главный дирижер ГАСО РТ

Главным достижением за отчетный период для ГАСО РТ стоит признать осуществленную по инициативе Александра Сладковского мировую премьеру татарской оперы «Кави — Сарвар», которую кто-то даже называет новым словом в национальном музыкальном искусстве Главным достижением за отчетный период для ГАСО РТ стоит признать осуществленную по инициативе Александра Сладковского мировую премьеру татарской оперы «Кави – Сарвар», которую кто-то даже называет новым словом в национальном музыкальном искусстве Фото: «БИЗНЕС Online»

Этот год худрук и главный дирижер ГАСО РТ провел в режиме «зализывания ран». Скоропостижный разрыв культурных связей с западным миром привел к тому, что план Александра Сладковского по покорению Европы со своим оркестром пришлось отложить на неопределенный срок. Одновременно предстояло решать и прикладные задачи по замене многочисленных иностранных солистов и дирижеров на уже анонсированных концертах. Видимо, все это отразилось и на здоровье маэстро, который дирижировал «татарстанскими симфониками» реже обычного.

Впрочем, статус ГАСО РТ как флагмана высокой культуры в республике никуда не делся. На месте и престижный собственный абонемент в Московской филармонии, а также регулярные концерты со звездами вроде пианиста Дениса Мацуева. Кроме того, фестиваль «Казанская осень» 30 августа, когда Сладковский и Аида Гарифуллина собрали у Дворца земледельцев 20 тыс. зрителей, стал ярчайшим примером продвижения классической музыки в массы. Впрочем, главным достижением за отчетный период для главного оркестра РТ стоит признать осуществленную по инициативе Сладковского мировую премьеру татарской оперы «Кави – Сарвар» молодого композитора Миляуши Хайруллиной, произведения, которое кто-то даже называет новым словом в национальном музыкальном искусстве. 

4 (-). Елена Ямпольская — председатель комитета Госдумы по культуре

Стоит признать, что лоббистские возможности Татарстана в сфере культуры резко возросли за последнее время на общероссийском уровне благодаря Елене Ямпольской Стоит признать, что лоббистские возможности Татарстана в сфере культуры резко возросли за последнее время на общероссийском уровне благодаря Елене Ямпольской Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Возможно, кого-то удивит столь высокая позиция «парашютистки» из татарстанского списка «Единой России» на последних выборах в Госдуму. Однако стоит признать, что лоббистские возможности Татарстана в сфере культуры резко возросли за последнее время на общероссийском уровне. Видимо, этот факт и позволяет Елене Ямпольской редко появляться в республике, разговаривать с местным профессиональным сообществом только за закрытыми дверями и через губу общаться с республиканскими медиа.

Однако и в Татарстане успели прочувствовать характер главы комитета по культуре Госдумы, в начале 2000-х издавшей книгу «Гимн настоящей стервы». «Стервозность» Ямпольской проявилась в истории с обложкой одного из номеров журнала «Татарстан», где не от большого ума причастных «старое темное прошлое» с православным храмом было противопоставлено «новому светлому будущему» с мечетью. Именно депутат Госдумы от РТ раздула из этого федеральный «русофобский» скандал, а потом гордостью говорила о том, что весь тираж номера издания «Татмедиа» был изъят из продажи.

5 (4). Рауфаль Мухаметзянов — директор театра оперы и балета им. Джалиля

Никто так не умеет добывать деньги для своего театра, как Рауфаль Мухаметзянов, хотя в последние годы ТАГТОиБ им. Джалиля регулярно попадает в какие-то скандальные истории. Взять хотя бы громкое объявление мировой оперной звезды Альбины Шагимуратовой о том, что она больше не будет выступать в театре при нынешнем руководстве Никто так не умеет добывать деньги для своего театра, как Рауфаль Мухаметзянов, хотя в последние годы ТАГТОиБ им. Джалиля регулярно попадает в какие-то скандальные истории. Взять хотя бы громкое объявление мировой оперной звезды Альбины Шагимуратовой о том, что она больше не будет выступать в театре при действующем руководстве Фото: «БИЗНЕС Online»

Никто так не умеет добывать деньги для своего культурного госучреждения, как 73-летний Рауфаль Мухаметзянов, последние 42 года возглавляющий ТАГТОиБ им. Джалиля. На этот раз он настоял на создании республиканского оргкомитета по празднованию 150-летия со дня рождения певца Федора Шаляпина. В результате Шаляпинский фестиваль – 2023 имел рекордный бюджет, только на приезд Мариинского театра со своей «Хованщиной» республика потратила 11,5 млн рублей, а еще были оркестр и солисты Большого театра на гала-концерте, а также рекордный гонорар малоизвестного итальянского режиссера Джузеппе Морасси, поставившего в Казани «Севильского цирюльника». На следующий год Мухаметзянов также рассчитывает на дополнительные бюджетные средства — теперь 150 лет исполнится первому оперному спектаклю, исполненному в нынешней столице РТ.

Продолжает Мухаметзянов удивлять и своей «тефлоновостью». Хотя в последние годы его театр регулярно попадает в какие-то скандальные истории, на директоре это не сказывается никак. Вот и громкое объявление мировой оперной звезды Альбины Шагимуратовой о том, что она больше не будет выступать в ТАГТОиБ им. Джалиля при действующем руководстве, властями республики фактически было проигнорировано. А в марте во время исполнения оперы «Турандот» исполнитель партии юного принца Калафа, 58-летний Ахмед Агади, сорвал голос, и оркестр просто купировал знаменитую арию Nessun dorma. В любом приличном западном театре после такого публике вернули бы деньги за билеты, а особо обиженные зрители через суд возместили бы моральный ущерб, ну а руководство было бы навеки покрыто позором. В столице РТ все ограничилось парой постов меломанов в группе театра им. Джалиля во «ВКонтакте», призвавших казанскую оперу меняться.

6 (5). Марат Ахметов — глава комиссии при президенте РТ по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков

Комиссия Марата Ахметова тратит приличные средства на множество разных фестивалей и конкурсов, где авторы татарских проектов борются за свой кусок пирога Комиссия Марата Ахметова тратит приличные средства на множество разных фестивалей и конкурсов, где авторы татарских проектов борются за свой кусок пирога Фото: «БИЗНЕС Online»

За прошедший год информации о деятельности Марата Ахметова в качестве главы известной «языковой» комиссии при президенте РТ больше не стало. Разве что Ахметов теперь отвечает не только за развитие татарского языка, но и родных языков народов, традиционно живущих в Татарстане. Под этот шумок из ее состава вывели молодых и «буйных» общественных активистов, еще больше приблизив по форме и методам работы к чиновничьей структуре.

Судя по всему, бюджетами комиссия Ахметова по-прежнему обладает приличными средствами, которые тратит на множество разных фестивалей и конкурсов, где авторы татарских проектов борются за свой крохотный кусок пирога. Впрочем, какой-то системной работы по реальной популяризации татарского языка за этим не видно. Сам же Марат Готович продолжает хранить молчание, еще ни разу не объяснившись с прессой по сути работы возглавляемой им структуры при президенте Татарстана.

7 (12). Дмитрий Туманов — генеральный директор фестиваля «Созвездие-Йолдызлык»

Дмитрий Туманов всегда выступает за развитие художественной самодеятельности и вовлечение масс в культурную жизнь Дмитрий Туманов всегда выступает за развитие художественной самодеятельности и вовлечение масс в культурную жизнь Фото: «БИЗНЕС Online»

Для Дмитрия Туманова сегодня по-настоящему наступило «Наше время». Так называется один из его проектов — фестиваль творчества рабочей молодежи «Безнең заман». В Россию нынче возвращаются многие атрибуты советской жизни — развитие художественной самодеятельности и вовлечение масс в культурную жизнь вполне вписываются в этот тренд. А Туманов, долгие годы публично громивший западную культуру, посеявшую семена в местных либеральных умах, прекрасно подходит для развития этого направления. Для полного счастья руководителю фестиваля «Созвездие-Йолдызлык», дающего попробовать себя в творчестве ежегодно тысячам детей, не хватает только окончания ремонта в одноименной арт-резиденции, куда наш герой и его артисты пока не могут вернуться после сильного пожара.

8 (10). Рифат Фаттахов — продюсер, директор фонда им. Вагапова

У Рифата Фаттахова сейчас в работе сразу несколько музыкальных проектов, поддержанных властями республики У Рифата Фаттахова сейчас в работе сразу несколько музыкальных проектов, поддержанных властями республики Фото: «БИЗНЕС Online»

«БИЗНЕС Online» уже не раз писал о последних успехах Рифата Фаттахова. Сейчас в работе фонда им. Вагапова сразу несколько музыкальных проектов, поддержанных властями республики: фестиваль «Восточный базар в Казани», объединивший тюркские народы; «Яңа татар җыры», отвечающий за появление на эстраде новых качественных произведений; «Народные жемчужины», благодаря которым на публику вновь вышли некогда широко известные звезды художественной самодеятельности и т. д. Кроме того, у Татгосфилармонии появился памятник Рашиту Вагапову, чего Фаттахов добивался не один год.

Что касается планов на этот год, то сейчас в разгаре традиционный конкурс молодых певцов им. Вагапова, а новый сезон «Восточного базара» этой осенью продлится целую неделю. Фаттахов уже договорился с «Татнефтью», которая поможет с гастролями по республике легендарной узбекской группы «Ялла» Фарруха Закирова в рамках фестиваля. «Ялла» должна выступить с сольными концертами в Альметьевске, Набережных Челнах и Нижнекамске.

9 (15). Салават Фатхетдинов — певец, руководитель театра песни «Салават»

У Салавата Фатхетдинова собственное видение развития современной татарской культуры и состояния татарской нации, причем чаще всего оценка бывает очень критической У Салавата Фатхетдинова собственное видение развития современной татарской культуры и состояния татарской нации, причем чаще всего оценка бывает очень негативной Фото: «БИЗНЕС Online»

Вновь вернулся в нашу десятку самых-самых Салават Фатхетдинов. Пожалуй, без главного татарского эстрадного певца она выглядела бы неполной. Все же в современной национальной культуре так мало людей, чей каждый концерт или какое-то публичное выступление становится событием. Салават-абый — один из таких. Фатхетдинов способен «украсть» любую пресс-конференцию, в которой участвует, чему бы она ни посвящалась. Если Салават Закиевич «в ресурсе», то любое общение с прессой превращается в его монолог с собственным видением развития современной татарской культуры и состояния татарской нации, причем чаще всего оценка бывает очень негативной. Правда, кажется, что, заявляя какие-то позиции, Фатхетдинов, вхожий в самые-самые высокие татарстанские кабинеты, мало что делает для изменения ситуации.

10 (-). Айдар Заббаров — театральный режиссер

Айдар Заббаров смог рассказать лично Владимиру Путину о важности развития национальной культуры в российских регионах Айдар Заббаров (справа) смог рассказать лично Владимиру Путину о важности развития национальной культуры в российских регионах Фото: kremlin.ru

31-летний режиссер театра им. Камала Айдар Заббаров — один из очевидных героев года. Новоиспеченный лауреат премии президента РФ для молодых деятелей культуры смог рассказать лично Владимиру Путину о важности развития национальной культуры в российских регионах, заставив главу государства публично задуматься над новыми формами поддержки развития проектов на языках народов России.

Очень результативным получился нынешний отрезок времени для Заббарова и в творческом плане. Судя по всему, выпускник ГИТИСа, уже имеющий в послужном списке постановки в МХТ им. Чехова, «Современнике» и театре им. Ленсовета, все же решил больше сосредоточиться на карьере в родном Татарстане и татарских театрах. Он выпустил блестящий и смелый спектакль «Көл» («Пепел») на малой сцене театра им. Камала, который просто не имеет права обойти вниманием «Золотая маска». Впрочем, настоящей работой большого профи можно назвать и недавно показанную в столице РТ постановку Альметьевского государственного татарского драматического театра «Ул әле өйләнмәгән иде» («Не был женат»), где режиссер вновь обращается к важному для себя автору — Гаязу Исхаки. Как оказалось, Заббаров готов показать себя на малой родине и в русском театре, первый блин не вышел комом — абсурдистский «Музей» по пьесе Евгения Водолазкина в особняке Демидова вышел и смешным, и талантливым.

Громкие новички: директор цирка и новый Шаляпин

Филюса Кагирова с присуждением ему звания «народный артист РТ» на коллегии минкульта поздравил лично Рустам Минниханов Филюса Кагирова с присуждением ему звания народного артиста РТ на коллегии минкульта поздравил лично Рустам Минниханов Фото: «БИЗНЕС Online»

Новички нашего рейтинга пробрались даже в первую десятку — это Ямпольская и Заббаров, но и за ее пределами мы встречаем новые лица. Сегодня политологи много говорят о том, что теперь все серьезные карьеры в стране будут делаться через Донбасс. Вот и в нашем списке Юрий Жуков — директор Государственного ансамбля песни и танца РТ (одного из первых коллективов республики, отправившихся с концертами в ЛНР и ДНР) — сразу занял 20-е место. «Здесь они (местные жителиприм. ред.) увидели, что помощь еще и культурная пришла! И она, как ни странно, тоже имеет колоссальный вес», — делился Жуков впечатлениями от поездки с «БИЗНЕС Online».

Еще три полноценных дебютанта списка — это начальник управления культуры Казани Азат Абзалов (38), чью активную работу в татарстанской столице мы отмечаем; оперный певец Алексей Тихомиров (42), практически объявленный по ходу Шаляпинского фестиваля – 2023 наследником Шаляпина (теперь в данном качестве опытный бас и будет приезжать в родной город); а также директор Казанского цирка Эльмира Булатова (48) — назначенный в режиме секретности менеджер показывает отличные финансовые показатели в своем учреждении и активно знакомится с другими местными культурными институциями на предмет коллабораций.

Остальные наши участники, кто годом ранее в рейтинг не попал, до того в нем или были или находились в поле зрения его составителей. Филюса Кагирова (41) с присуждением ему звания народного артиста РТ на коллегии минкульта поздравил лично президент Татарстана Рустам Минниханов; режиссер и продюсер Алексей Барыкин (46) теперь планирует влиять в республике и как руководитель в РТ набирающего обороты «Культурного фронта»; директор челнинских  «Мастеровых» Армандо Диамантэ (49) получил новое шикарное здание; а оперная дива Шагимуратова (50) вдруг выступила против директора казанской оперы — всесильного Мухаметзянова.

Кто вверх, а кто вниз?

Элвин Грей, в отличии от многих коллег по цеху, сначала устроил концерт для мобилизованных из РБ в Казани, а затем сам съездил на Донбасс Элвин Грей, в отличие от многих коллег по цеху, сначала устроил концерт для мобилизованных из Башкортостана в Казани, а затем сам съездил в Донбасс Фото: «БИЗНЕС Online»

Самый впечатляющий скачок в нашем рейтинге совершила уважаемая в культурном мире республики генеральный директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Руденко (13) — она стала первым за 17 лет лауреатом Госпремии РФ в области литературы и искусства из Татарстана.

Следующие два движения вверх связаны, так или иначе, с СВО. Элвин Грей (16), в отличие от многих коллег по цеху, сначала устроил концерт для мобилизованных из Башкортостана в Казани, а затем сам съездил в Донбасс. Помимо Госансамбля песни и танца РТ, туда со спектаклями отправился и театр кукол «Экият», его художественный руководитель Ильгиз Зайниев (17) в топ-20 нашего списка.

Вадим Дулат-Алеев (24) за год избавился от приставки «и. о.» к должности ректора Казанской государственной консерватории, а также показал себя человеком, который «собирает камни». К примеру, он возродил сотрудничество учебного заведения с целым рядом главных татарстанских музыкантов, а еще воссоздал кафедру татарской музыки. А Ильдар Ягафаров (40) — председатель союза кинематографистов РТ — прибавил в рейтинге благодаря успеху его татарского фильма «Исәнмесез?!» на целом ряде российских кинофестивалей.

Больше всего в нашем рейтинге потеряли его матерые участники. Розалия Нургалеева (22) — директор Государственного музея изобразительных искусств РТ — здорово ударила по имиджу организации и своему лично сомнительной выставкой «печатной графики» Сальвадора Дали, больше подходящей для какой-то развлекательной площадки, но не главного государственного музея изобразительных искусств. Перемещения по списку председателя совета директоров ГК «Барс Медиа» Камиля Гараева (26) показывают, что золотые времена некогда организации – лидера на татарской эстраде все же позади. А 29-е место гендиректора ТНВ Ильшата Аминова демонстрирует, что времена гегемонии телевидения и радио как мест для продвижения артиста также остались в прошлом.

Потери года

Самой громкой смертью деятеля культуры стал уход в мае Рената Ибрагимова Самой громкой смертью деятеля культуры стал уход в мае Рената Ибрагимова Фото: «БИЗНЕС Online»

Мы завершаем наш рейтинг традиционно мартирологом года, где вспоминаем ушедших из жизни за год деятелей культуры и искусства.

Последние громкие утраты — знаменитый актер театра им. Качалова Вадим Кешнер, журналист и кинодокументалист Эдуард Хайруллин, старейший татарский певец Эмиль Заляльдинов.

Но самой громкой смертью деятеля культуры стал уход в мае Рената Ибрагимова. Не стало и экс-худрука Филармонического джаз-оркестра РТ, профессора Анатолия Василевского, а также баяниста Рамиля Курамшина, много лет аккомпанировавшего Ильгаму Шакирову.

Один только театр им. Камала потерял двух народных артистов Татарстана — Наиля Дунаева и Раушанию Юкачеву. Ушла и Земфира Досаева — актриса театра им. Тинчурина. Умер и известный актер театра им. Качалова Феликс Пантюшин.

Ушли из жизни художники Владимир Нестеренко, Олег Кульпин, писатели Ильдар Хайруллин, Эсфир Ягудин и Резеда Валеева. Не стало экс-директора ГБКЗ им. Сайдашева Мансура Шигапова, поэта и экс-директора ИЯЛИ Нурмухаммета Хисамова и искусствоведа Юлдуз Нигматуллиной. Также мы вспоминаем артиста Казанской городской филармонии Николая Коновалова и певицу Эльмиру Сулейманову.