Президент России Владимир Путин не согласился с тем, что полная отмена ЕГЭ поможет улучшить качество и доступность образования Президент России Владимир Путин не согласился с тем, что полная отмена ЕГЭ поможет улучшить качество и доступность образования Фото: «БИЗНЕС Online»

«У ЕГЭ много минусов, но он открывает возможности детям с периферии». Что ответил Путин противникам экзамена

Ежегодно в России появляются инициативы отменить единый государственный экзамен. В марте этого года с таким предложением выступил лидер фракции «Справедливой Россия – За правду» в Госдуме РФ Сергей Миронов. По словам политика, ЕГЭ вреден и ведет к разрушению российского образования. Незадолго до этого вице-спикер Госдумы Петр Толстой сообщил, что отмена ЕГЭ в России «обсуждается и будет обсуждаться» как необходимый шаг по возвращению образования в традиционное национальное русло. 

Однако президент России Владимир Путин не согласился с тем, что полная отмена ЕГЭ поможет улучшить качество и доступность образования. «У ЕГЭ есть много минусов, я знаю. И многие наши граждане возмущаются начетничеству, которое имеет место быть в этой системе. Это правда, это существует. Но, с другой стороны, это открывает возможности для очень многих детей с периферии. Потому что в некоторых городах развивается среднее и высшее образование, но не так, как в традиционных образовательных центрах, в миллионниках. Для них — детей с периферии — открываются возможности учиться в ведущих высших школах страны. Именно с помощью ЕГЭ», — подчеркнул глава государства. 

Путин добавил, что с введением ЕГЭ увеличилось количество талантливых ребят из регионов, которые попадают в престижные вузы. По его словам, министерство науки и высшего образования совместно с министерством просвещения и ректорами вузов думает над тем, как улучшить эту систему и дальше продолжат ее совершенствовать. 

«ЕГЭ и ОГЭ базируются на советских учебниках»

В этом году в России единый государственный экзамен сдадут более 700 тыс. человек, более 16 тысяч из них — татарстанцы. Больше 9 лет подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ в России занимаются преподаватели онлайн-школы «99 баллов». Онлайн-школа разработала собственную образовательную платформу и обладает лицензией на образовательную деятельность. С преподавателями «99 баллов» подготовились и успешно сдали выпускные экзамены более 50 000 учеников. Средний результат выпускников онлайн-школы по ЕГЭ — 85,6 балла, на 23% выше среднего показателя по России. Компания получила признание на российском уровне, став резидентом инновационного центра «Сколково».

Айрат Халиуллин: «Те, кто говорят, что ЕГЭ — это тест, помнят версии 2005–2006 года. ЕГЭ — это уже давно не тест» Айрат Халиуллин: «Те, кто говорит, что ЕГЭ — это тест, помнят версии 2005–2006 годов. ЕГЭ — это уже давно не тест» Фото: Оксана Король

Основатель онлайн-школы подготовки к ЕГЭ «99 баллов» Айрат Халиуллин полагает, что против ЕГЭ и ОГЭ выступают те, кто считает экзамен детищем Запада. Однако большинство заданий, встречающихся в контрольных измерительных материалах по физике, можно найти в сборнике задач Рымкевича 60-х годов, например.

«Все это базируется на советских учебниках. Те, кто говорит, что ЕГЭ — это тест, помнят версии 2005–2006 годов. ЕГЭ — это уже давно не тест. В математике давно нет заданий с выбором ответа. Есть те, где нужно предоставить правильный ответ, но это 12 из 18 заданий. И за них можно набрать максимум 57 баллов», — объясняет основатель онлайн-школы «99 баллов».

11-классница Мария Чернова сдает в этом году ЕГЭ по истории и обществознанию. Мария готовилась к этому с пятого класса 11-классница Мария Чернова сдает в этом году ЕГЭ по истории и обществознанию. Мария готовилась к этому с пятого класса Фото: Оксана Король

«В школе нам не особо помогают, просто говорят: «Егэшники, учите это»

11-классница Мария Чернова сдает в этом году ЕГЭ по истории и обществознанию. Мария готовилась к этому с пятого класса. «Этим предметам я всегда уделяла больше внимания, поэтому минимальная база у меня была. А в школе нам не особо помогают с ЕГЭ, просто говорят: „Егэшники, учите это“», — признается школьница. Ее мама, Людмила Чернова, полагает, что сейчас главная проблема экзамена — узкая специализация, подготовка к ЕГЭ с ранних лет и недостаточное внимание к предметам в школе. По ее мнению, раньше школьникам давалась хорошая база знаний, на которой все основывается.  

«Что такое образование? Это значит не только хорошо знать предмет. Человек должен быть в целом образованным, знать правила этикета. Ни один из школьных уроков не выбросишь, даже без физкультуры никуда», — подчеркивает Чернова. Отменять ЕГЭ не нужно, считает она, но экзамен следует дорабатывать, чтобы дети не «натаскивались» на задания, а начинали размышлять.

Сравнивая «старый» и «новый» методы оценки знаний школьников, Чернова-старшая однозначно отвечает, что ЕГЭ более объективно. «Если комиссия задает один дополнительный вопрос, человек может не знать ответа конкретно на него, у человека больше возможностей», — рассуждает Чернова.

Анастасия Беляева огорчена тем, что ЕГЭ по биологии сильно далеко от реальной биологии, которая встречается в жизни Анастасия Беляева огорчена тем, что ЕГЭ по биологии сильно далеко от реальной биологии, которая встречается в жизни Фото: Оксана Король

«На высокие баллы сдать может тот, кто максимально зажат в рамки»

С мнением родителя согласна преподаватель биологии онлайн-школы «99 баллов» Анастасия Беляева. ЕГЭ — это действительно отлаженная система, которая позволяет дифференцировать учеников по разной степени подготовки. Но Беляева огорчена тем, что ЕГЭ по биологии сильно далеко от реальной биологии, которая встречается в жизни. «Ребенку приходится учить определенный набор данных, чтобы ответить так, как задумали составители. Получается, что на высокие баллы могут сдать только те, кто зажат в рамки и не думает иначе», — объясняет она. Дети, которые действительно знают предмет, но мыслят по-другому (хоть и правильно), остаются «за бортом» и не могут набрать высокие баллы.

Алмаз Насыбуллин: «Из-за ограниченного времени выпускник, который знает хитрости, быстро решит, получит все баллы за тест, а другой школьник будет вдумчиво читать условия, разбираться и решать задачи» Алмаз Насыбуллин: «Из-за ограниченного времени выпускник, который знает хитрости, быстро решит, получит все баллы за тест, а другой школьник будет вдумчиво читать условия, разбираться и решать задачи» Фото: Оксана Король

С этим солидарен и преподаватель по физике Алмаз Насыбуллин. Выпускник, знающий особенности заданий, но без знаний физики, может быстрее решить первую часть задач (которая предполагает тест и краткие ответы). «В итоге из-за ограниченного времени выпускник, который знает хитрости, быстро решит, получит все баллы за тест, а другой школьник будет вдумчиво читать условия, разбираться и решать задачи. Ему не хватит времени правильно оформить вторую часть (которая предполагает подробно расписать решения — прим. ред.). Людям нужно изучать специфику ЕГЭ, чтобы набрать высокие баллы», — говорит Алмаз.

Он затронул и тему мифов о ЕГЭ. Например, считается, что в оформлении задачи должны быть колонки «дано», «решение» и «перевод в СИ», составление векторов и получение решения на страницу-две. «Я ходил на ЕГЭ, проверял это. Последнюю, самую сложную, задачу решил на 1/3 страницы, сразу начав писать вычисления, и мне засчитали максимальный балл, что доказывает, что это школьный миф. В методических разработках для экспертов есть примеры работ без „дано“», — приводит пример преподаватель.

Громкая история прогремела в Челябинске в прошлом году. Выпускнице, претендующей на 100 баллов за ЕГЭ по биологии, сняли всего один балл за оформление задачи. В заданиях предусмотрена генетическая задача, которую нужно развернуто оформить. ФИПИ (институт, создающий варианты ЕГЭ) подтверждал, что единых правил оформления для таких заданий нет. Но эксперты Челябинской области приняли решение снижать баллы, если написан только верхний или нижний индекс гена в хромосоме — якобы надо писать оба. «Это максимально шаблонный экзамен, и детям надо делать только так, и никак иначе», — рассказывает преподаватель биологии. 

Тестовый экзамен ограничивает детей в возможности блеснуть знаниями и мышлением. «Мы сами не даем детям размышлять больше, чем можно. Они обязаны вписываться в рамки», — сетует Настя. Решением может стать уход от системы одного правильного ответа, предоставление детям большей свободы и открытых рассуждений. С этим согласен и Алмаз, он считает, что нужно уходить от тестовых вариантов и включать только те задания, где нужно считать и решать задачи.

Еще одна проблема — большая база, которую выпускник должен изучить за год. Школьная биология начинается в 6-м классе, и до 11-го темы не повторяются. «У ЕГЭ по биологии самый низкий средний балл по России — 50 при пороге в 36. У нас в школе он 82 балла. Получается, что ЕГЭ довольно сложен для большинства, а самостоятельная подготовка часто недотягивает. Вряд ли выпускник вспомнит, что ему пытались объяснить в 6–7-м классе. Ему за год приходится изучить огромный пласт материала. А во второй части встречаются и коварные вопросы, когда нужно подумать, поразмышлять», — говорит Настя.

ЕГЭ — очень гибкая система, поэтому изменения неизбежны. Каждый год в экзамен вносятся новые задания, текстовый формат все больше требует, чтобы ученики не просто угадывали ответ, а решали задачки ЕГЭ — очень гибкая система, поэтому изменения неизбежны. Каждый год в экзамен вносятся новые задания, текстовый формат все больше требует, чтобы ученики не просто угадывали ответ, а решали задачки Фото: Оксана Король

«Важно определиться с языком. Возможно, в школах начнут изучать китайский»

Сейчас самым актуальным будет языковой вопрос, который может повлиять на формат ЕГЭ по всем предметам, говорит основатель «99 баллов» Айрат Халиуллин. «В школах, возможно, появится выбор изучения не английского, а китайского языка. Если ученик выберет этот язык и соберется поступать в китайские вузы, возможно в ЕГЭ по математике будут изменены задания под китайскую программу. Сейчас считается, что в ЕГЭ по профильной математике нет интегралов, хотя 60% школьников проходят их в школе. Если выяснится, что для восточных стандартов образования интегралы необходимы, то в ЕГЭ, скорее всего, добавят интегралы», — рассуждает глава онлайн-школы.

По той же аналогии в задания по физике могут включить больше электромагнетизма и отказаться от задач на советскую механику.

Халиуллин указывает, что многие не следят за изменениями ЕГЭ, считая, что формат заданий тот же, что и был 10 лет назад. «Модернизация ЕГЭ происходит постоянно, но никто не обращает внимания, потому что нужно углубляться в определенный предмет и отслеживать его изменения. Мы 10 лет занимаемся подготовкой к ЕГЭ и видим изменения. Самая большая революция — разделение математики на базовую и профильную. До этого каждый школьник России бесконечно стрессовал исключительно потому, что ему нужно было сдавать „профильную“ математику, даже если для поступления она не нужна», — объясняет Айрат. 

Эта ситуация может повториться с русским языком. После кампании ЕГЭ-2022 поступали предложения по разделению экзамена по родному языку на базовый и профильный, и в минпросвещения эту тему обещали обсудить. «Пусть айтишники сдают математику, физику и информатику, потому что русский язык для них — боль. Для человека, хорошо знающего информатику и математику, подготовиться к физике не будет проблемой, а вот написать сочинение по русскому — целая эпопея», — заключил Халиуллин.

ЕГЭ — очень гибкая система, поэтому изменения неизбежны. Каждый год в экзамен вносятся новые задания, текстовый формат все больше требует, чтобы ученики не просто угадывали ответ, а решали задачки. Сейчас такой вариант экзамена — единственная возможность создать прозрачную систему поступления в вузы, где каждый ученик в одинаковых условиях. Об отмене ЕГЭ говорят, но дальше предложений дело никогда не заходит. Поэтому советуем нашим читателям уже начать готовиться!