Завтра в Казани открывается летний велосезон «Крути вдоль реки», который команда Стратегии развития Казанки ежегодно организуют совместно с сообществом KazVel. Велосипедисты проедут и по новому велопешеходному маршруту вдоль Кремлевской дамбы «Завтра в Казани открывается летний велосезон «Крути вдоль реки», который команда Стратегии развития Казанки ежегодно организует совместно с сообществом KazVel. Велосипедисты проедут и по новому велопешеходному маршруту вдоль Кремлевской дамбы» Фото предоставлено Тимуром Апеловым

О Стратегии развития Казанки и маршруте от Волги до Голубых озер

Мы давно привыкли пересекать Казанку по мостам и дамбам, но новый велопешеходный маршрут на Кремлевской дамбе обращает город к реке. Он показывает, что Казанка — это не болото, а уникальная живая система в сердце миллионника. 

Для меня интересно то, что Казанка — это вытянутая структура, которая, помимо того что сама очень рекреационная, позволяет быстро перемещаться вдоль нее. И, более того, может создать первый безопасный (без пересечения с автомобильными потоками) велопешеходный выезд из города к невероятно рекреационным пространствам на севере Казани. Голубые озера только первый объект на пути. Далее есть Крутушка, Семиозерка, Теплый Ключ, холмы Альдермыша и даже леса Республики Марий Эл! Добираться до этого изобилия рекреации после прокладки маршрута станет так же быстро, как на автомобиле. Он будет максимально прямым.

Прокатимся на велосипеде зимой? Что за стройка кипит на Кремлевской дамбе

Идея связки на Кремлевской дамбе предлагалась и мной, и командой Стратегии развития Казанки с первого дня. Она включала в себя новый велопешеходный мост через реку или консоль, прикрепленную к мосту, а также подъездные пути к дамбе (собственно, они и были реализованы в текущем проекте петли).

Важный ли это коридор для велосипедистов, бегунов и прогуливающихся? Безусловно. Через него проходит основной велотранспортный поток с правого берега в центр города. Вспомните, как все эти годы люди умещались на ухабистом тротуаре, который сузился до 1,5 м в месте слияния моста с улицей Батурина. Хотя в погожий, ясный выходной день велопешеходный трафик здесь вполне может быть сопоставим с автомобильным. 

Строящаяся петля создает не просто более широкий дублер, но и полноценную новую рекреационную зону. Теперь не нужно гулять вдоль шумной и пыльной трассы, можно приятно пройтись вдоль реки «Строящаяся петля создает не просто более широкий дублер, но и полноценную новую рекреационную зону. Теперь не нужно гулять вдоль шумной и пыльной трассы, можно приятно пройтись вдоль реки» Фото предоставлено Тимуром Апеловым

Строящаяся петля создает не просто более широкий дублер, но и полноценную новую рекреационную зону. Теперь не нужно гулять вдоль шумной и пыльной трассы, можно приятно пройтись вдоль реки. Гуляющих, кстати, уже сейчас очень много, хотя проект все еще не завершен. Правда, есть одно но. Текущий велопешеходный трафик все равно будет упираться в узкое горлышко на Батурина. Поэтому без консолей или дополнительного моста проект будет не реализован как надо. Ждем начала работ в текущем году.

Еще один вопрос: так ли важна эта связка для реализации 12 парков? Совершенно нет. Выше я писал, что стратегия поможет перемещаться вдоль Казанки, не пересекая ее. Текущий проект петли остается в старой канве — реку надо пересекать. И ни на йоту не приближает реализацию хотя бы одного парка стратегии. Проект возник совершенно из вакуума. Такое чувство, что было либо желание построить автомобильную разворотную петлю, либо убрать грунтовые дороги из самого центра города. Что ж, с этими задачами проект справляется прекрасно. 

Стратегию развития прибрежной зоны Казанки до 2030 года одобрил президент РТ Рустам Минниханов, который поручил возглавить программу своему тогда еще помощнику Наталии Фишман-Бекмамбетовой и фонду «Институт развития городов РТ». Непосредственно разработкой проекта занималась архитектурная студия Orchestra Design. Ее основатель Эдуард Моро в августе 2020 года представил стратегию Минниханову. Каскад из 12 парков, связанных велопешеходными дорожками, должен стать первым в России национальным городским парком с общей площадью 3 068 гектаров. 

Перед стройкой мы выезжали с архитекторами Orchestra на место, обсуждали важные пункты. И, к сожалению, варианты, предложенные мной и подержанные архитектурным сообществом, не были учтены в проекте.

Проект уничтожил зеленый Рыбацкий остров. Я видел, как он выглядел до прихода сюда бульдозеров: кусты, песчаные холмы и невероятное количество птиц. Сейчас же мы имеем песочное разровненное нечто, куда посадят новые деревья и создадут искусственное пространство «Проект уничтожил зеленый Рыбацкий остров. Я видел, как он выглядел до прихода сюда бульдозеров: кусты, песчаные холмы и невероятное количество птиц. Сейчас же мы имеем песочное разровненное нечто, куда посадят новые деревья и создадут искусственное пространство» Фото: Андрей Титов

Что не так с велопешеходной петлей на Кремлевской дамбе?

Во-первых, слово «вело» можно вычеркнуть. Ключевая претензия, которую предъявляет сообщество, — отсутствие физического разделения велосипедных и пешеходных потоков. Это могла быть полоска газона, валунов, щебня, полоска приподнятого бордюра, столбики, конусы или цветочные кадки. Но по проекту предполагается только разметка.

Мировое велосообщество уже давно пришло к выводу, что она в велоинфраструктуре не работает. Запаркованные полосы на улице Большой Красной тому пример. При этом велосипедисты хотят не оградить себя от пешеходов, а, наоборот, спасти тех от отдельных личностей, которые будут закономерно считать выделенную дорогу своей территорией и разгоняться до 40–50 км/ч, подвергая случайно вышедших на полосу людей реальной опасности. А это станет происходить часто, поскольку пешеход, находясь в расслабленном состоянии, может не замечать такой мелочи, как разметка. Кто должен нести за это ответственность?  

По факту мы имеем огромный кусок асфальта, бетонные укрепленные берега и склоны. Почему? Потому что проект реализуется прежде всего дорожниками, это во-вторых. Если бы архитекторами, мы бы увидели пространство более утонченное, с отсылками к прошлому места. 

В-третьих, проект уничтожил зеленый Рыбацкий остров (в народе его часто называют «зиганшинским», он образовался неподалеку от бывшего ресторана «Парус», когда в свое время сюда сбрасывали излишки песка, не понадобившегося для укрепления набережных; работы вело ПСО «Казань» во главе с владельцем Равилем Зиганшиным — прим. ред.). Я видел, как он выглядел до прихода сюда бульдозеров: кусты, песчаные холмы и невероятное количество птиц. Сейчас же мы имеем песочное разровненное нечто, куда посадят новые деревья и создадут искусственное пространство. Если таким же образом будут реализовываться оставшиеся парки, я выступлю решительно против них. Почему? Например, потому, что отсутствует пологая связка велопешеходной дорожки с тротуаром на западной стороне. Это такой же небольшой асфальтовый заезд, как и на восточной стороне. Он был необходим для лучшей связности маршрутов.

Команда Стратегии развития Казанки и экстрим-парк «Урам» проведут открытие летнего велосезона «Команда Стратегии развития Казанки и экстрим-парк «Урам» проведут открытие летнего велосезона» Фото: «БИЗНЕС Online»

Протестировать маршрут можно 22 апреля

Ошибку с разделением велосипедного и пешеходного потоков проекта пока еще можно исправить, а перспективный мост или консоль, как я уже сказал, устранит важнейшую проблему — «бутылочное горлышко», ведущее к Батурина. Вот только экосистему уже не восстановить, хотя ее беречь нужно в первую очередь. Хочется себе представить, какой будет реакция от реализации хотя бы одного парка Стратегии развития Казанки, которая развернет внимание горожан к зеленой и живой реке. 

Протестировать дорожку можно будет уже сегодня, 22 апреля, в 11:00 на велозаезде KazVel. Команда Стратегии развития Казанки и экстрим-парк «Урам» проведут открытие летнего велосезона. Мы планируем проехать 15 км вдоль реки без выезда на проезжую часть, в том числе по этой самой велопешеходной дорожке. Закольцованный маршрут пройдет через экстрим-парк «Урам», Кремлевскую набережную, Кировскую дамбу, парк «Манзара», Кремлевскую дамбу и мост «Миллениум». Кстати, отсутствие подъемов на маршруте позволяет проехать весь километраж фактически каждому. Если у вас нет велосипеда, но прокатиться хочется, то в «Ураме» можно будет взять «железного коня» в аренду.

Тимур Апелов