В московском КЗ «Зарядье» прошел сольный вечер Альбины Шагимуратовой В московском КЗ «Зарядье» прошел сольный вечер Альбины Шагимуратовой

«Один из самых великих и любимых композиторов»

«Сергей Васильевич — один из самых великих и самых моих любимых композиторов», — отмечала оперная дива перед сольным концертом в «Зарядье». Для Альбины Шагимуратовой это не формальные слова, а искреннее признание, формирующее важную часть ее концертной жизни. Солистка не раз исполняла миниатюры Рахманинова на ведущих сценах страны и мира, удивляя  меломанов неожиданными интерпретациями, чутким вниманием к слову и тонким чувством жанра. Обладательница звонкого, насыщенного тембра в нужный момент могла спрятать его и запеть небесным, ирреальным звуком, который лучше всего подходит для романсов Рахманинова, да и в целом для русской камерной музыки XIX–XX веков. Недаром в программу вечера в «Зарядье» Шагимуратова включила шедевры вокальной лирики Глинки и Римского-Корсакова.

Зная все это, очень жаль, что концерт прошел не при полном аншлаге. Минут за 10 до начала даже удивительно было видеть треть зала пустым. Правда, к выходу заслуженной артистки России и ее партнерши по сцене Ирины Соболевой публика подтянулась. Многие прибыли с пышными букетами роз, чтобы порадовать любимую примадонну, по ходу вечера исподтишка снимали ее на мобильные телефоны, а в антракте оживленно обсуждали происходящее.

Те, кто не пришел позавчера в «Зарядье», многое потеряли. Музыкальное приношение Рахманинову, 150-летие которого отмечалось 1 апреля, вышло невероятно светлым Те, кто не пришел позавчера в «Зарядье», многое потеряли. Музыкальное приношение Рахманинову, 150-летие которого отмечалось 1 апреля, вышло невероятно светлым

Те, кто не пришел позавчера в «Зарядье», многое потеряли. Музыкальное приношение Рахманинову, 150-летие которого отмечалось 1 апреля, вышло невероятно светлым. Не только за счет репертуара (среди лучезарных и элегических миниатюр было всего несколько трагических исповедей о житейских страстях и безответной любви), но и за счет голоса солистки — он в этот вечер струился и летел. Приглушив свое роскошное сопрано, в начале программы Шагимуратова сконцентрировалась на деталях, а вокальной мощи предпочла тончайшую игру динамики и агогики.

В поисках интимности: казанская этуаль Гульнора Гатина и ее платье на сцене ГБКЗ

Это, как известно, подвластно далеко не всем этуалям оперы. К примеру, прима театра им. Джалиля Гульнора Гатина, недавно исполнявшая на Шаляпинском фестивале в Казани романсы Рахманинова, не смогла сдержать свое звучное сопрано и вместо утонченной лирики представила публике помпезный дивертисмент арий.

На этом фоне крайне удивляет нынешняя ситуация в отношениях Шагимуратовой и театра им. Джалиля. Напомним, что мировая звезда объявила, что не будет больше приезжать в казанскую оперу при ее нынешнем руководстве. Из Москвы очень сложно разбираться, кто тут прав, а кто виноват, не зная подробностей истории, но удивляет, что власти Татарстана, тратящие огромные деньги на культуру (взять хотя бы бюджет недавнего Шаляпинского фестиваля), вообще никак не комментируют ситуацию, словно делая вид, что Шагимуратова республике не очень-то и нужна. Если это так, то остается только пожать плечами.

Приглушив свое роскошное сопрано, в начале программы Шагимуратова сконцентрировалась на деталях, а вокальной мощи предпочла тончайшую игру динамики и агогики. Приглушив свое роскошное сопрано, в начале программы Шагимуратова сконцентрировалась на деталях, а вокальной мощи предпочла тончайшую игру динамики и агогики

Кадры жизни в концерте-спектакле

Но давайте вернемся к хорошему. Мастерское перевоплощение Шагимуратовой в камерную певицу свершилось уже в открывшей концерт жемчужине Глинки «Я помню чудное мгновенье», где она мягко балансировала между пианиссимо и нежным меццо форте, а музыкальную ткань окрашивала деликатными акцентами и щемящими тенуто. Звук летел и дышал, резонируя от деревянных стен зала, а сама солистка ни на секунду не выходила из образа, даже принимая громкие овации после миниатюр.

«Голоса, которые признает мир, но не Казань»: топ-20 оперных певцов из Татарстана

Радость публики можно понять: каждый концерт Шагимуратовой — настоящий спектакль. Вот и в «Зарядье» она была не только вокалисткой, но и драматической актрисой. Эффектно меняла туалеты: в начале вечера предстала в строгом черном платье в пол с рукавами-крыльями, а потом сменила его на пышное алое с блестящей пряжкой на поясе. Каждый романс артистка подавала как яркий кадр жизни за счет гибкой, говорящей интонации, пантомимы и мимики. В балладе Глинки «В крови горит огонь желания» она манящими жестами рук рисовала восторг любви. В романсе Римского-Корсакова «О чем в тиши ночей» выделяла главные фразы рельефными ритенуто (замедлениями темпа). А в миниатюре «Звонче жаворонка пение», завершившей первую часть вечера, поэтично устремляла взор в небо.

Более сочный тембр Шагимуратова продемонстрировала в элегических опусах Римского-Корсакова. В романсе «Пленившись розой соловей» прослушивались терпкие нотки Востока. Их солистка подчеркнула грамотными «зависаниями» на высоких звуках. А самый известный камерный шедевр композитора «Редеет облаков летучая гряда» превратила в чувственный женский плач о былом счастье, сделав драматической кульминацией концерта.

Театральность вечера обеспечивала и Соболева, которая выступала не только концертмейстером, но и полноправной участницей торжества Театральность вечера обеспечивала и Соболева, которая выступала не только концертмейстером, но и полноправной участницей торжества

Романсы памяти гения

Эмоциональный накал и театральный колорит росли по ходу вечера и достигли пика во второй части программы, где царила вокальная лирика Рахманинова. Шесть романсов op. 38, раскрывающие всю гамму чувств русской души (от вселенской скорби до лукавого веселья), прозвучали почти как выпуклые оперные арии. Но при этом с тем же бережным вниманием к слову, аккуратным тембром и деликатной интонацией, которые так любил сам Рахманинов. В цикле его миниатюр особенно раскрылся талант примы объединять малое в целое: тоны и мотивы она собирала в длинные фразы, которые, накладываясь друг на друга, рождали зримые звуковые картины — плачущую деву у ивы, веселого крысолова, море из белых «шелковых» маргариток… Зрители так погрузились в действие, что прослушали серию романсов в звенящей тишине, боясь пошевелиться.

Театральность вечера обеспечивала и Соболева, которая выступала не только концертмейстером, но и полноправной участницей торжества. Ее яркие фортепианные соло рождали эффект оркестрового звучания, а выразительные контрапункты дополняли и «досказывали» реплики голоса. Шагимуратова, в свою очередь, проявила себя как внимательная партнерша, прислушиваясь к роялю и согласовывая с ним все темповые и динамические нюансы. Особенно идиллическим оказался финал концерта, где артистка исполнила самый катарсический романс композитора «Здесь хорошо». Эти слова в полной мере отражают впечатление от прошедшего вечера.