Сегодня в московском КЗ «Зарядье» прошел сольный вечер Альбины Шагимуратовой. Звезда мировой оперы, солистка Мариинского театра и гордость музыкальной культуры Татарстана присоединилась в одном из главных концертных залов российской столицы к празднованию 150-летия Сергея Рахманинова, исполнив в Москве изысканную камерную программу из романсов русских классиков.

«Сергей Васильевич — один из самых великих и самых моих любимых композиторов», — отмечала певица перед концертом в «Зарядье», а к шедеврам вокальной лирики Рахманинова добавила знаменитые романсы Михаила Глинки и Николая Римского-Корсакова.

Фото: Анастасия Попова

Вечер — подарок композитору, 150-летие со дня рождения которого отмечалось 1 апреля, вышел невероятно светлым. Не только за счет репертуара (среди лучезарных и элегических миниатюр было всего несколько трагических исповедей о житейских страстях и несчастной любви), но и за счет струящегося, хрустального тембра солистки. Приглушив свое роскошное сопрано, в первой части программы Шагимуратова сконцентрировалась на деталях и вокальной мощи предпочла тончайшую игру динамики и агогики.

Это прояснилось уже в открывшей концерт жемчужине Глинки «Я помню чудное мгновенье», где певица мягко балансировала между ирреальным пианиссимо и нежным меццо форте, между деликатными акцентами и щемящими тенуто. Ту же стратегию она выбрала и в следующем романсе композитора — «Люблю тебя, милая роза». Звук летел и дышал, резонируя от деревянных стен зала, а сама солистка ни на секунду не выходила из образа, даже радушно принимая овации после каждой миниатюры.

Более сочный тембр Шагимуратова продемонстрировала в опусах Римского-Корсакова. В романсе «Пленившись розой соловей» прослушивались терпкие нотки Востока. А самую известную, меланхолическую элегию композитора «Редеет облаков летучая гряда» певица превратила в чувственный плач о былом счастье, сделав драматической кульминацией вечера.

А вот вокальную лирику Рахманинова, царившую во втором отделении, солистка окрасила грудным звуком и театральным колоритом. Шесть романсов op. 38, раскрывающие всю гамму чувств русской души (от вселенской скорби до лукавого веселья), прозвучали как рельефные оперные арии. В частности, благодаря Ирине Соболевой, которая выступала не концертмейстером примадонны, а полноправной участницей действия. Ее яркие рояльные соло рождали эффект оркестрового звучания, а выразительные контрапункты дополняли и «досказывали» фразы голоса. К камерному, полетному звучанию музыканты вернулись лишь в финале концерта, исполнив самый катарсический романс композитора «Здесь хорошо». Эти слова в полной мере отражают впечатление от прошедшего вечера.

Напомним, что знаменитая оперная певица в марте объявила о прекращении сотрудничества с театром им. Джалиля. Шагимуратова приехала в Казань на гала-концерты Шаляпинского фестиваля, но так и не вышла на сцену. «Я была вынуждена сняться с гала-концерта в последний момент, к сожалению, Да, и при нынешнем руководстве я не приеду выступать в оперный театр», — сказала она тогда нашей газете, но не конкретизировала сути разногласий с директором Рауфалем Мухаметзяновым. После этого имя певицы пропало с сайта казанской оперы из раздела «оперная труппа».