Вячеслав Пимурзин: «Жестко «зафиксированные» рабочие места в строго разграниченных кабинетах уходят в прошлое: зачем держать под человека стол и компьютер, если он приходит на два дня в неделю?» Вячеслав Пимурзин: «Жестко «зафиксированные» рабочие места в строго разграниченных кабинетах уходят в прошлое: зачем держать под человека стол и компьютер, если он приходит на два дня в неделю?» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как пандемия повлияла на тренды?

В конце 2022 года на рынке офисной недвижимости окончательно утвердился тренд на новую организацию офисного пространства. Типовая модель, работавшая раньше, была такая: продавец диктовал рынку, что покупать, формируя предложение. Но теперь инвесторы не готовы покупать то, что есть, с целью «лишь бы только купить». Сейчас я говорю не об офисах высокого класса — скорее о бюджетных лотах, которые относятся к классу B и ниже. Спрос на них тоже есть, однако он устойчивый и высокий, только если речь идет об обновленных пространствах, проектировщики которых отказались от кабинетной системы в пользу роста социализации, уюта и «френдли»-среды.

Предпосылки к этому сложились еще во время пандемии коронавируса, когда люди сначала переместились работать домой, а потом вновь вернулись в офисы. В результате этих пертурбаций в сознании произошли два переворота.

Во-первых, для многих компаний отпала острая необходимость в том, чтобы весь коллектив 9 часов в сутки проводил на территории офиса — не счесть компаний, которые работают теперь в гибридном режиме. А значит, и жестко «зафиксированные» рабочие места в строго разграниченных кабинетах уходят в прошлое: зачем держать под человека стол и компьютер, если он приходит на два дня в неделю? Лучше организовать трансформируемое рабочее пространство.

Во-вторых, дома мы научились работать в комфортных условиях. А вынужденно вернувшись в офис, с тоской поняли: все-таки удобная и уютная кухня, диван, на котором можно поработать полулежа, зелень в горшках, уютно организованное пространство — все это не мешает работе. А даже наоборот, помогает. Неуютные рабочие кабинеты вызвали у людей когнитивный диссонанс. Тренд на уют, комфорт и «домашнесть» начался еще давно, с больших офисов технологичных компаний. Но сегодня уюта хочется не только «богатым айтишникам» — небольшие компании тоже поняли, что могут организовать свои пространства красиво и «сотрудник-френдли».

«В офисе мы проводим значительную часть своей жизни, я даже знаю людей, которые без тени иронии называют офис своим вторым домом» «В офисе мы проводим значительную часть своей жизни, я даже знаю людей, которые без тени иронии называют офис своим вторым домом» Фото: © Konstantin Kokoshkin / Global Look Press / www.globallookpress.com

Зачем баловать сотрудников?

Как собственник бизнеса, я знаю, как ответить на этот вопрос. В офисе мы проводим значительную часть своей жизни, я даже знаю людей, которые без тени иронии называют офис своим вторым домом. Мы четко видим сегодня эту тенденцию, когда набираем сотрудников. Люди придирчиво оценивают, насколько комфортное рабочее место им предлагается, насколько современно и эстетично организован офис.

Потребность в комфортных пространствах для сотрудников современный работодатель должен учитывать в обязательном порядке. Посудите сами: как будет работать сотрудник, который ходит в ненавистный офис через силу? Правильно, спустя рукава. Это тот случай, когда под конец дня человек считает минуты до 18:00, лишь бы быстрее убежать домой. И наоборот, если создать работнику адекватные, комфортные условия, его продуктивность повысится. Все мои выкладки и весь мой деловой опыт очень хорошо это показывают.

«Если раньше люди покупали просто пространства (двери, стены, окна, узко нарезанные комнаты), то сейчас, с учетом всего вышесказанного, оформилась сильная потребность рынка в эстетичных, продуманных офисах с элементами домашнего комфорта, обязательно с социальными пространствами» «Если раньше люди покупали просто пространства (двери, стены, окна, узко нарезанные комнаты), то сейчас с учетом всего вышесказанного оформилась сильная потребность рынка в эстетичных, продуманных офисах с элементами домашнего комфорта, обязательно с социальными пространствами» Фото: ru.freepik.com

А при чем здесь мои инвестиции?

Вы спросите: как моя философия связана с рекомендациями по инвестициям в офисную недвижимость? Напрямую. Главное, что я советую, — при покупке офиса присмотритесь, а есть ли в нем что-то еще, кроме, собственно, самого офиса.

С нового года мы переформатировали все свои старые проекты — теперь мы больше не продаем «офисы в нарезку». Это вчерашний день, пора сказать ему «спасибо» и попрощаться с ним. Теперь мы внедряем в наши объекты общественные пространства, инфраструктуру уюта и идею комфортного рабочего пространства. Потому что стандартный хороший ремонт сегодня не объект для инвестирования. А вот красивое живое пространство вполне себе объект.

Если раньше люди покупали просто пространства (двери, стены, окна, узко нарезанные комнаты), то сейчас с учетом всего вышесказанного оформилась сильная потребность рынка в эстетичных, продуманных офисах с элементами домашнего комфорта, обязательно с социальными пространствами. Ведь удобнее выпить кофе, общаясь с коллегами, на удобном диванчике, чем урывками прямо за своим рабочим столом. Поэтому лобби, гостиная, общественное пространство — это важный элемент современного офиса, причем даже бюджетного класса.

Есть объекты, где управляющая компания берет на себя сервис — обслуживание офиса и решение всех хозяйственных проблем, начиная от уборки и заканчивая ремонтом сантехники. Если вам повезет найти такой на рынке — это хороший вариант для инвестирования.

Главный и самый безопасный объект инвестирования сегодня не столько квадратные метры, сколько идеи. Рынок предлагает множество интересных, мультиформатных проектов, на нем появляются принципиально новые виды объектов: например сервисные апартаменты, склады нового формата, мультиформатные логистические центры (в которые «встроены» и офисы). Генеральное направление всех этих новшеств — постоянное повышение удобства арендатора и человека, который будет работать в этом пространстве.

И этот тренд теперь явственно продолжился от пространств класса А и В+ в более бюджетные рыночные сегменты. Потому что «недорого» не значит плохо. И мы это понимаем. Сегодня нужно вкладываться в недвижимость, вдохновленную новыми идеями. И тогда ваши вложения не только «отобьются» и вы сможете сохранить деньги от инфляции, но и получить доход сверх вложенного.