На минувшей неделе Эр-Рияд и Дамаск договорились открыть посольства спустя более чем десять лет после разрыва отношений «На минувшей неделе Эр-Рияд и Дамаск договорились открыть посольства спустя более чем 10 лет после разрыва отношений» Фото: © Luo Xiaoguang / XinHua / www.globallookpress.com

«Внезапная дружба саудитов с Ираном»

В то время, когда ведущие мировые державы выясняют между собой отношения, Саудовская Аравия (КСА) тихо-мирно, без лишнего шума совершила дипломатический прорыв. Звучит как сенсация, но факт остается фактом. На минувшей неделе Эр-Рияд и Дамаск договорились открыть посольства спустя более чем 10 лет после разрыва отношений.

Но это еще не все новости. Неделей ранее КСА и Иран объявили, что после многих лет вражды они договорились восстановить дипломатические отношения в рамках сделки между региональными главными соперниками, которая может иметь широкомасштабные последствия для Ближнего Востока.

Эта новость не оказалась на первых полосах ведущих мировых СМИ, что неудивительно — не тот момент: Франция в огне — бастует недовольное пенсионной реформой население, в США зреет большой скандал — вот-вот арестуют экс-президента Дональда Трампа, в Турции устраняют последствия катастрофического землетрясения и готовятся к выборам, в районе СВО ситуация все так же остается крайне напряженной.

Все страны заняты своими проблемами. А саудовскому королевству как будто бы этого и надо было — меньше народа будет знать, больше шансов на успех.

Если относительно сирийского трека особых вопросов нет — еще весной 2021 года стороны объявляли о скором восстановлении дипотношений, то внезапная дружба саудитов с Ираном, еще вчера заклятым и непримиримым врагом, вызывает вопросы. Как это могло случиться так быстро?

Оказывается, в качестве рефери выступил Китай. Начиная с 6 марта в Пекине шли переговоры между главой совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани, советником совета национальной безопасности Саудовской Аравии Мосаедом Бен Мохаммадом ал-Айбаном и высокопоставленным дипломатом из Китая Ван И.

В итоге переговоры увенчались успехом. Исламская Республика Иран и Королевство Саудовская Аравия договорились возобновить свои дипломатические отношения и вновь открыть свои посольства в течение двух месяцев. Страны также подчеркнули уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела друг друга, договорились выполнять соглашение о сотрудничестве в области безопасности, подписанное 17 апреля 2001 года, и соглашение об экономическом, торговом, инвестиционном, техническом, научном, культурном и спортивном сотрудничестве, которое было подписано 27 мая 1998-го.

По горячим следам телефонные переговоры провели главы МИД двух стран, которые поздравили друг друга с наступлением священного месяца Рамазан и приветствовали нормализацию отношений между Эр-Риядом и Тегераном.

Предполагается, что ирано-саудовской модели примирения последуют и другие игроки арабского мира, находившиеся в конфронтации с Тегераном. Так, интерес к этому появился у Бахрейна: между официальными лицами двух стран в последние месяцы зафиксирована интенсификация контактов.

Страны также подчеркнули уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела друг друга «Страны также подчеркнули уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела друг друга» Фото: © Luo Xiaoguang / XinHua / www.globallookpress.com

«Сугубо дипломатический жест, чтобы стороны могли сохранить лицо»

Что касается Сирии, то работа по восстановлению дипломатических связей не прекращалась даже в периоды обострения отношений между странами. Еще в конце февраля в СМИ появились публикации о том, что Саудовская Аравия выставила Сирии список требований, в случае реализации которых королевство могло бы возродить диалог с сирийским руководством.

В списке — ужесточение пограничного контроля в целях предотвращения наркотрафика, запуск диалога с оппозицией и сокращение экономического и военного влияния Ирана. Но есть предположение, что эти требования сугубо дипломатический жест, чтобы стороны могли сохранить лицо. Строго следить за их соблюдением никто не будет.

Также сообщается, что при посредничестве Иордании от имени ряда арабских стран ведутся переговоры, которые должны подтолкнуть лидера Сирии Башара Асада на взаимодействие с сирийской политической оппозицией, а также согласиться на размещение на сирийской территории арабских военных, которые бы обеспечили защиту беженцам, готовым вернуться в Сирию.

Взамен арабская коалиция обещает многомиллиардные вливания в экономику Сирии, сильно пострадавшей от гражданской войны и недавнего разрушительного землетрясения, а также обязуется лоббировать снятие американских и европейских санкций с Дамаска.

Несмотря на отсутствие дипотношений, КСА оказало значительную гуманитарную помощь пострадавшей от землетрясения Сирии. В середине февраля первый за 12 лет саудовский самолет приземлился в аэропорту Алеппо: он привез гуманитарную помощь. Кроме того, саудовские власти полностью прекратили оказание поддержки сирийской оппозиции и закрыли офис оппозиционного сирийского комитета по переговорам, который находился в Эр-Рияде с 2017 года.

Асад обычно сразу отметал такие предложения, но сейчас ситуация иная. Дамаск остро нуждается в финансовых ресурсах, у Эр-Рияда и других арабских столиц есть шанс сменить гнев на милость сирийского лидера. Тем более что теперь в общей игре и Иран — главная опора Сирии.

Официальная Анкара также настроена наладить отношения со своим соседом, но в Дамаске решили пока повременить с этим, дождавшись окончания выборов в Турции. 

В целом на Ближнем Востоке зреет понимание, что пора заканчивать с военными конфликтами в регионе — «арабская весна» слишком затянулась. И пока раздаются разрывы бомб в Сирии и Йемене, точку ставить преждевременно.  

«В последний раз «нагнуть» саудитов удалось в 2017 году экс-президенту США Трампу»

Все ждали реакции от Белого дома, но чего-то внятного не прозвучало. Стоит думать, что в США вряд ли рады таким новостям, возможно для них совершенно неожиданным. Если раньше можно было одернуть своего стратегического партнера КСА, пригрозить компроматом, то сейчас ситуация иная.

В последний раз «нагнуть» саудитов удалось в 2017 году экс-президенту США Трампу. Как только в 2017-м он пришел к власти, то сразу достал из сундука покрывшееся пылью дело, обвиняющее власти Саудии в поддержке организаторов и исполнителей террористических актов 11 сентября 2001 года в США. Одновременно с этим в суд на мусульманское королевство подали родные 850 погибших и более 1,5 тыс. раненых. Они обвинили КСА в оказании финансовой и логистической помощи организаторам теракта.

Национальный мемориал и музей 11 сентября  — комплекс, расположенный на месте разрушенных в 2001 году башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке Национальный мемориал и музей 11 сентября — комплекс, расположенный на месте разрушенных в 2001 году башен всемирного торгового центра в Нью-Йорке Фото: Азат Ахунов

Тогда Трамп решил использовать ситуацию в собственную пользу и пользу бюджета США. В своем традиционном стиле он резко наехал на саудитов, но быстро сменил гнев на милость. Уже скоро ленты информационных агентств запестрели новостью о «сделке века». В мае 2017 года в ходе визита Трампа в Саудовскую Аравию страны подписали контрактов на общую сумму около $200 млрд, при этом $109,7 млрд саудиты должны были потратить на закупку американских вооружений. По словам Рекса Тиллерсона, занимавшего тогда пост госсекретаря США, подписанный пакет документов стал крупнейшей сделкой по продаже американского оружия за всю историю США. 

Теплые отношения между Вашингтоном и Эр-Риядом заметно охладели после убийства обозревателя The Washington Post Джамала Хашшоги. Когда в октябре 2018-го в Стамбуле в генеральном консульстве КСА был жестоко убит, а потом расчленен оппозиционный саудовско-американский журналист Хашшоги, Вашингтон сделал вид, что ничего особенного не произошло. В организации этого преступления многие обвиняли наследного принца Мухаммада бин Салмана, который к тому времени получил реальную власть в стране и которого беспощадно критиковал в своих колонках в газете Washington Post покойный журналист. Но позже, когда возникла необходимость, президент США Джо Байден использовал дело Хашшоги в американских интересах.

Кроме того, в сентябре 2021 года достоянием общественности стал отчет ФБР, посвященный событиям 9/11. Смертники, устроившие теракты 11 сентября 2001-го, связаны с высокопоставленными чиновниками из Саудовской Аравии. Но прямых доказательств причастности монаршей семьи к угону самолетов и нападению на всемирный торговый центр пока нет. Таков главный вывод первой части расследования ФБР, опубликованной в 20-ю годовщину трагедии.

Осенью этого же 2021 года в США пытались раздуть новый скандал, связанный с правителями Саудовской Аравии. Бывший высокопоставленный чиновник саудовской разведки Саад ал-Джабри заявил в эфире передачи CBS «60 минут», что наследный принц Саудовской Аравии якобы хотел использовать «ядовитое кольцо» из России, чтобы убить тогдашнего правителя королевства Абдаллу, чтобы его собственный отец мог занять трон.

Все это вкупе чуть не привело к размолвке между еще вчерашними стратегическими партнерами. The Wall Street Journal писал в апреле 2022 года, что американо-саудовские отношения находятся на «самом низком уровне за последние десятилетия».

Дав от ворот поворот самому Байдену, во время его прошлогоднего визита  в королевство, который, напомним, чуть ли не в ультимативной форме потребовал от саудитов нарастить добычу нефти, наследный принц Мухаммад бин Салман, почувствовал себя на коне «Дав от ворот поворот самому Байдену во время его прошлогоднего визита в королевство, который, напомним, чуть ли не в ультимативной форме потребовал от саудитов нарастить добычу нефти, наследный принц бин Салман почувствовал себя на коне» Фото: © Saudi Press Agency / XinHua / www.globallookpress.com

«Цель Саудовской Аравии — наводить мосты»

Но сейчас ситуация и расстановка сил иные. Дав от ворот поворот самому Байдену во время его прошлогоднего визита в королевство, который, напомним, чуть ли не в ультимативной форме потребовал от саудитов нарастить добычу нефти, наследный принц бин Салман почувствовал себя на коне. Молодой лидер Саудовской Аравии дал понять, что его страна имеет намного больший вес в мировой политике, чем это считалось раньше.

Таким образом, с лета 2022 года Эр-Рияд пытается вести независимую экономическую политику, учится быть самостоятельным игроком.

Новый вектор внешней политики КСА обозначил, выступая недавно на Давосском экономическом форуме, министр финансов Саудовской Аравии Мухаммед Джадаан. «Цель Саудовской Аравии — наводить мосты, быть силой общения и способствовать общению, будь то между Китаем, США и Европой или между другими странами, — сказал министр. — Мы играем свою роль во всем мире, и вы можете рассчитывать на то, что Саудовская Аравия продолжит усилия в этом направлении».

Белый дом снова сделал вид, что ничего не произошло, что сближение с Сирией и Ираном стратегического партнера и союзника — это нормально. Не до этого сейчас. Вашингтон сейчас занят реанимацией уже вроде бы подзабытой темы с COVID-19. На фоне сближения Москвы и Пекина этот кейс обрел новое дыхание, неоднозначные экивоки в сторону Китая как бы говорят о том, что виновный уже найден, осталось только провести независимое расследование и назначить наказание в виде многомиллиардных компенсаций. А успех (или неуспех) расследования зависит от поведения самого обвиняемого и его желания сотрудничать со «следствием». В общем, методы не изменились.

Официальная Москва пока многозначительно молчит и публично не высказывается относительно изменений геополитической конфигурации на Ближнем Востоке, которая пока складывается в пользу РФ. 

Россия и Саудовская Аравия никогда не были близки друг другу, всегда находились в противоположных лагерях. Да, когда-то в 1926 году именно СССР первым признал Саудовскую Аравию (тогда Королевство Неджд и Хиджаз). Но уже в 1938-м отношения были разорваны и восстановлены лишь в 1991-м.

Отношения РФ и КСА сейчас как никогда деловые и продуктивные. Особенно на фоне явного похолодания отношений между Саудией и США. Идет успешное сотрудничество в рамках ОПЕК+, многих других сферах. Развитие отношений двух стран в последние годы можно объяснить не только желанием контрбаланса Саудовской Аравии в его тесных отношениях с Западом, но и попыткой создать альтернативу так называемому коллективному Западу.

Возможное сближение в ближайшем будущем и тесное сотрудничество таких крупнейших региональных игроков, как Россия, Китай, Турция, Иран, Египет, Саудовская Аравия, реально может способствовать созданию многополярного мира.