Абдулла Адыгамов Абдулла Адыгамов

«Шигабутдин  Марджани — один из первых ученых, который предпринял попытку решить данный вопрос»

За последние годы месяц Рамазан в сравнении с григорианским календарем значительно сдвинулся, в 2023-м он начался в марте. Несмотря на это, проблема поста в длинный день остается актуальной для мусульман нашего региона и по сей день. В ближайшие 15–20 лет данная тема будет менее обсуждаемой (поскольку световой день во время Рамазана будет все меньше — прим. ред.), однако вопросы вокруг него у рядовых мусульман непременно будут возникать и богословы продолжат дискуссию касательно этой темы. Изучение истории доказывает, что они уже на протяжении более 100 лет ищут ответ данной проблемы.

В Священном писании об обязанности держать пост говорится довольно четко: держать его необходимо «в месяц Рамазан». Посланник Аллаха Мухаммад говорил, что начало и конец поста обязательно должны быть ознаменованы появлением «молодого месяца». В том случае, если при наблюдении он не будет виден, к примеру, при пасмурной погоде, необходимо месяц «дополнить до 30 дней». Авторитетные факихи в своих работах также использовали данное указание.

Адыгамов Рамиль (Абдулла) Камилович

Старший научный сотрудник отдела истории религий и общественной мысли Института истории им. Марджани Академии наук Республики Татарстан, заведующий кафедрой арабского языка и гуманитарных дисциплин Казанского исламского университета, кандидат исторических наук, доцент.

Казалось бы, решение вопроса однозначно, однако определение времени поста в зоне Поволжья оставалось незакрытым и всегда вызывало разногласия между богословами. Трудность решения определяется особенностью географического положения региона, в котором летняя погода зачастую бывает пасмурной, в связи с чем использование вышеупомянутой инструкции становилось обременительным.

Шигабутдин  Марджани — один из первых ученых, который предпринял попытку решить данный вопрос. Своим размышлениям он посвятил отдельный труд — «Книга истины и прекрасного знания о причинах обязательности разговения и поста». В начале богослов критикует несознательных и деревенских имамов, которые отказываются от правды и, целенаправленно нарушая правила и нормы ислама, аргументируют свои ложные убеждения пастве. Ученый в качестве примера упоминает свои наблюдения, которые весьма типичны — имамы начинают и завершают пост с разницей в один или два дня от назначенного времени.

Марджани уверен, что в данной проблеме на территории Поволжья решающую роль за собой сохраняет кадий (шариатский судья), т. к. эта должность выдвигается оренбургским магометанским духовным собранием (ОМДС) и согласовывается с официальной государственной властью в России. Именно эта инстанция имеет полномочия для принятия решений касательно религиозных вопросов, также рождающих сложности в исполнении.

Во второй и третьей частях богослов ведет дискуссию о понятии «молодой месяц» и методах, с помощью которых возможно свидетельство его наличия. Далее, в четвертой части, Марджани, обращаясь к авторитетным трудам ханафитских ученых, дает рекомендации того, как в соответствии с наблюдениями за фазами Луны следует определять время начала и окончания месяца поста. Таким образом, при очевидном наличии на ночном небе в 29-ю ночь шабана (8-й месяц лунного мусульманского календаря, который предшествует месяцу Рамазан) Луны, чему есть свидетели, считается и днем начала поста. В пятой главе своего труда автор соглашается с богословами, выражающими решительную уверенность в том, что даже при существовании географических отличий время начала и завершения поста должно быть единым и законодательно установленным.

6-я часть посвящена теме распространения известия о появлении молодого месяца и тому, исходя из каких оснований кадий принимает или отрицает эту весть. В завершающей 7-й главе богослов рассуждает о возможности и необходимости вовлечения научных данных к решению данной проблемы. Марджани ссылается на суждения ранних ученых, в том числе Абу Ханифу, которые не опровергали мнение, что рассчитывать время, к примеру, благодаря астрономическим формулам, не запрещается, т. к. в случае противоречий они в силах помочь принять единственно обоснованное решение.

Один из религиозных деятелей, Шамиль  Аляутдинов утверждает, что исчисление начала Рамазана и дней поста по мекканскому времени позволило бы избавиться от сложностей Один из религиозных деятелей, Шамиль Аляутдинов, утверждает, что исчисление начала Рамазана и дней поста по мекканскому времени позволило бы избавиться от сложностей

«Бигиев детально анализирует проблему и представляет свое решение»

Стоит отметить, что в числе тех мусульман, которые нуждались в дополнительном объяснении касательно времени начала и завершения поста, были не только жители Поволжья, но и другие. В своем труде «Пост в длинные дни» Муса Бигиев отмечает сложности в расчетах на территориях, приближенных к Северному полюсу. В период пребывания в Финляндии он стал свидетелем того, как солнце несколько дней не заходило за горизонт. Говоря о том, что вести правильный подсчет суток, дней, ночей и месяцев в этом случае весьма затруднительно, ко всему этому, обвиняя ученых в отсутствии ответа на данный вопрос, Бигиев детально анализирует проблему и представляет свое решение.

Для начала он рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях от путешествия в страну, расположенную на северных широтах. Далее, рассуждая на тему поста, ученый называет две проблемы: как определить начало месяца Рамазан и каким образом узнать продолжительность времени дневного поста? По словам богослова, второй упомянутый вопрос появился в связи с тем, что аят «Ешьте и пейте до тех пор, пока не станут различимыми белая нить и черная на рассвете» неактуален в местах, где время поста совпадает с периодом идущих друг за другом светлых ночей и дней, потому что «белая нить» и «черная нить» в этом случае не имеют различий в принципе.

Бигиев, пытаясь решить проблему, обращается к религиозному положению, которая подразумевает следующее: если что-либо может причинить вред или выполнение чего-либо крайне сложно, то принуждения в этом нет, такова мудрость Всевышнего.

Богослов доказывает свою позицию аятами, согласно которым тем, кто болеет и в путешествии, разрешается в целях получения помощи и облегчения оставить пост, с условием восполнения его после выздоровления или по возвращении на родину. По мнению Бигиева, на основании того, что это не противоречит исламу, можно решить и вопросы, связанные с особенностями поста в упомянутых географических регионах.

Необходимо отметить, что вопрос определения наступления времени поста актуален и по сей день, споры вокруг него и попытки его решить не прекратились. К примеру, один из религиозных деятелей, Шамиль Аляутдинов, утверждает, что исчисление начала Рамазана и дней поста по мекканскому времени позволило бы избавиться от сложностей: «обременения» поста для верующих, проживающих в регионах с длительной продолжительностью дня. В связи с этим, по мнению  Аляутдинова, необходимо опираться либо на расписание поста ближайших местностей со средней продолжительностью дня, либо на мекканское или мединское время, т. к. именно в тех краях снизошло верующим от Всевышнего — Коран. Необходимо взять во внимание то, что богослов, определивший вышеизложенную фетву, исходит лишь из положения, связанного с регионами с продолжительностью дня, местности с длительными ночами им не разбираются. Из данных суждений следует, что вопрос на сегодняшний день остается открытым и позднее может стать предметом для более серьезных и сильных научных и богословских изысканий.

Возвращаясь к историческим исследованиям вопроса, следует сказать, что для татарских богословов значимость этой темы стала очевидной еще в XIX веке. В дальнейшем важный вклад в ее решение внес Марджани, работы которого и по сей день считаются полезным руководством при определении времени поста и в Казани, и в соседних регионах.

Мы можем заключить, что сегодня проблемы, относящиеся к посту в северных широтах, стали актуальными для верующих, проживающих в северных регионах. В связи с чем мусульманские правоведы совершают как личные, так и коллективные усилия в поиске решений Мы можем заключить, что сегодня проблемы, относящиеся к посту в северных широтах, стали актуальными для верующих, проживающих в северных регионах. В связи с чем мусульманские правоведы совершают как личные, так и коллективные усилия в поиске решений

«Он рекомендовал переносить пост на тот период, когда время смены дня и ночи станет видимым»

Анализируя многочисленные материалы из разных по типу источников — религиозных (не только ханафитских), литературных, научных, Марджани определил структуру положений, основа которых заключается в следующих тезисах: 1) имамы приходов, назначенные на должность ОМДС и работающие в местностях, где выполнение того или иного предписания может быть затруднительно, имеют право осуществлять самостоятельные решения; 2) видимость месяца и точное доказательство данного факта в одном регионе — причина для начала поста в той географической зоне, где присутствуют указанные выше особенности; 3) неоспоримые расчеты разрешаются, при условии, что не ведут к отступлению от предписаний ислама и облегчают ход установления времени начала месяца Рамазан.

Иное решение предлагал Бигиев. Он рекомендовал мусульманам, проживающим в северных широтах, где есть полярные дни и ночи, переносить пост на тот период, когда время смены дня и ночи станет видимым.

Любопытно заметить: споры на данную тему настолько сильно развернулись, что в них принимали участие и представители классической татарской богословской мысли. Таким образом, в местных газетах начала XX века присутствуют заметки, в которых предлагаются следующие советы: если мусульманин по серьезным причинам, к примеру по болезни, прервал пост, то ему разрешается его возобновить позже. Но осознанное прерывание поста запрещается.

Анализ фетв отечественных и зарубежных богословов современности говорит о том, что вопрос актуален и за пределами России, в Европе, странах Северной Америки и в том числе для регионов Арктики. В ряде арабо- и англоязычных электронных массмедиа отмечается статья Х. Г. Хаддада «Фетва о сокращении поста в северных странах» . Богослов, обращаясь к трудам таких религиозных деятелей, как Шейх Мустафа Аз-Зарка, Джад ал-Хакк и д-р Али Джума‘а, говорит о разрешенности поста по мекканскому и мединскому времени, однако указывает на то, что наилучшее — воспользоваться более строгим воздержанием и поститься согласно действительному рассвету и закату.

А. Джассер свою работу «Обязаны ли живущие на Севере мусульмане поститься по 20 часов в сутки?»  начинает с заявления, что подобные вопросы становятся актуальными ввиду увеличения мусульман в мире, а именно в этих «особенных» регионах и  активизации миграционных потоков. Примечательно, автор, анализируя существующие в настоящее время фетвы, касательно каждого дает краткую оценку. На основе подобного исследования автор приходит к выводу, что наиболее точными и верными следует признать четыре вида фетв: 1) держать пост согласно мекканскому или мединскому времени; 2) устанавливать время начала и завершения поста по календарю соседнего региона, где продолжительность дня умеренная; 3) на территориях, расположенных на широте в 45 градусов, поститься не более 16 часов в сутки; 4) 18 часов поститься в регионах, которые находятся на широте в 48 градусов.

В результате мы можем заключить, что сегодня проблемы, относящиеся к посту в северных широтах, стали актуальными для верующих, проживающих в северных регионах. В связи с чем мусульманские правоведы совершают как личные, так и коллективные усилия в поиске решений. Приходится признавать, что, во-первых, согласия в данном вопросе между учеными не достигнуто, хотя история проблемы насчитывает века. Во-вторых, актуальность темы не имеет сомнений, что признают современные богословы. Многие пришли к заключению, что, согласно религиозным предписаниям о непричинении трудностей мусульманам, ответ на вопрос должен быть дифференцированным: проживающим на территориях Крайнего Севера нужна одна фетва, верующим регионов, где закатное время накладывается на время рассвета, требуется иная.

Абдулла Адыгамов