Как стало известно «БИЗНЕС Online», бывший зам покойного Ирека Миннахметова в «Татспиртпроме» Ришат Шайхулов (на фото), в прошлом году купивший алкодистрибьютера ТД «Россич», запускает бренд Wiedeman Как стало известно «БИЗНЕС Online», бывший зам покойного Ирека Миннахметова в «Татспиртпроме» Ришат Шайхулов (на фото), в прошлом году купивший алкодистрибьютор «ТД «Россич», запускает бренд Wiedeman Фото предоставлено Ришатом Шайхуловым

Возвращение Шайхулова

«В связи с массовым уходом с российского рынка крупных транснациональных компаний возникла идея дать потребителю наш российский продукт», — так говорят о своих планах в компании ООО «Муста ярви», которой принадлежит бренд Wiedeman. Но для основателя компании Ришата Шайхулова это отчасти и личный проект реванша. 

Будучи замдиректора «Татспиртпрома» (ТСП) в команде Ирека Миннахметова, именно Шайхулов курировал развитие пивоваренного направления, связанное со строительством завода «Белый кремль» в Чистополе и выводом на рынок одноименного бренда. На проект потрачено 5,6 млрд рублей (три четверти которых были заемными), в первый год работы завод сработал с убытком в 717 млн рублей. Сам Миннахметов не видел в этом проблемы, указывая на миллиардные акцизы, поступающие в бюджет Татарстана, и перспективы роста. Но акционер в лице СИНХа был настроен скептически, и в итоге разногласия по поводу пивного проекта во многом и привели к смене команды в ТСП. Гендиректором компании в январе 2020-го был назначен Руслан Максудов, а Миннахметов два месяца спустя скончался.

Шайхулов по-прежнему уверен, что все сделал правильно. «Бренды завода „Белый кремль“ сейчас занимают около четверти рынка пива в Республике Татарстан. Это говорит о том, что проект успешен. Более того, сейчас, когда транснациональные компании покидают российский рынок, перед „Белым кремлем“ открываются новые перспективы», — говорил он «БИЗНЕС Online». И все же заложенный потенциал реализован явно не до конца: «Белый кремль» при проектной мощности в 20 млн декалитров (дал) пива в 2022-м произвел 12,5 млн — ровно столько же, как и годом ранее.

Шайхуллов курировал развитие пивоваренного направления, связанное со строительством завода «Белый Кремль» в Чистополе и выводом на рынок одноименного бренда Шайхулов курировал развитие пивоваренного направления, связанное со строительством завода «Белый кремль» в Чистополе и выводом на рынок одноименного бренда Фото: «БИЗНЕС Online»

Шайхулову 42 года, образование у него юридическое, первые шаги в карьере он начинал со службы в органах внутренних дел в Набережных Челнах, но потом ушел в бизнес: стал партнером известного в Татарстане бизнесмена Сергея Акульчева и возглавил ТД «Акульчев». После назначения Миннахметова в ТСП тот пригласил молодого топ-менеджера в свою команду. После смерти Миннахметова Шайхулов ушел в транспортную фирму Delko, где возглавил коммерческий департамент, а в 2022-м — всю компанию. По данным базы «Контур.Фокус», в ноябре того же года гендиректор сменился: теперь Delko возглавляет Санджар Ашуралиев

Шайхулов же, как недавно рассказывал «БИЗНЕС Online», вновь с головой окунулся в алкорынок — выкупил ТД «Россич», третьего по величине независимого дистрибьютора алкоголя в Татарстане. Сумму сделки источники издания оценивали в 0,5–1 млрд рублей. По данным Госалкогольинспекции РТ, на конец 2021 года компании принадлежало почти 19% доли республиканского оптового рынка ввозного алкоголя (без учета произведенного «Татспиртпромом»).

В ноябре прошлого же года Шайхулов зарегистрировал в Москве «Эр-Эс-Эйч Групп» с уставным капиталом в 10 млн рублей. Директором компании стал Юрий Мочалин — бывший коммерческий директор «Домкора». Финансовые показатели у фирмы пока нулевые, но есть полученные в январе 2023-го лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.

Шайхулов по-прежнему уверен, что все сделал правильно. «Бренды завода „Белый кремль“ сейчас занимают около четверти рынка пива в Республике Татарстан. Это говорит о том, что проект успешен Шайхулов по-прежнему уверен, что все сделал правильно. «Бренды завода «Белый кремль» сейчас занимают около четверти рынка пива в Республике Татарстан. Это говорит о том, что проект успешен» Фото: «БИЗНЕС Online»

Зарегистрированное опять же в ноябре ООО «Муста ярви», которое разработало новый пивной бренд, принадлежит Шайхулову на 32,2%. Ее директор — Наталья Перттунен, бывший бренд-директор «Татспиртпрома». Там она, в частности, занималась продвижением российской водки и других спиртных напитков: например, с ее легкой руки коньяк производства ТСП попал в клип Николая Баскова. Ей в новой компании принадлежит 24,7% уставного капитала. Еще один совладелец (30,8%) — Ринэль Нуретдинов, бывший первый замруководителя ТСП. Оставшиеся 12,3% принадлежат Антону Хромушкину, который ранее в «Татспиртпроме» возглавлял направление HoReCa. Похоже, партнеры полны решимости осуществить то, что не успели в ТСП.

Название компании — Mustajarvi — финское. Оно переводится как «черное озеро», а сама фирма при этом зарегистрирована на ул. Дзержинского, 6, прямо у «Черного озера» в центре Казани. Вероятно, идея называть компанию по-фински предложила Перттунен, фамилия которой также финская. «Муста ярви» с конца прошлого года подала 6 заявок на регистрацию товарных знаков, и у пяти из них предполагаемое предназначение — для названий алкогольных напитков (кроме пивных). Судя по этим товарным знакам, не исключено, что скоро появится какой-нибудь алкоголь под названием «Шурале» — такой бренд компания уже забронировала, и он явно ориентирован на татарстанский рынок.

Вся технологическая часть в новом проекте — за «Булгарпивом». С учетом того, что под новый проект не придется ничего строить, инвестиции в него относительно небольшие — по данным компании «Муста ярви», это «более 100 млн рублей» Вся технологическая часть в новом проекте — за «Булгарпивом». С учетом того, что под новый проект не придется ничего строить, инвестиции в него относительно небольшие — по данным компании «Муста ярви», это более 100 млн рублей Фото: Олег Спиридонов

Все разольет «Булгарпиво»

Вся технологическая часть в новом проекте — за «Булгарпивом». С учетом того, что под новый проект не придется ничего строить, инвестиции в него относительно небольшие — по данным компании «Муста ярви», это более 100 млн рублей. Средства планируют потратить на три этапа развития: первый — разработка концепции, дизайна и рецептуры, второй — продвижение на российском рынке, третий — дальнейшее расширение продаж. В компании отметили, что используют как собственные средства, так и заемные.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор «Булгарпива» Руслан Якушев, Шайхулов сам обратился к нему с предложением о сотрудничестве. Дело в том, что бизнесмены — давние друзья. Знакомы они больше 10 лет, еще с тех времен, когда Шайхулов работал в «Акульчеве». «Пришли к единому мнению, что проект будет интересен всем сторонам», — говорит Якушев. По его словам, идея появилась в середине прошлого года, в разгар санкционной лихорадки, когда западные бренды один за другим объявляли об уходе с российского рынка.  

Гендиректор «Булгарпива» Руслан Якушев: «Пришли к единому мнению, что проект будет интересен всем сторонам» Гендиректор «Булгарпива» Руслан Якушев: «Пришли к единому мнению, что проект будет интересен всем сторонам» Фото: Олег Спиридонов

Дальше «Россич» и компания «Муста ярви» разработали и зарегистрировали бренд. Рецептуру продукта, по словам Якушева, разработала технолог «Булгарпива». Вся продукция будет производиться на мощностях завода, с ним же заключат договоры о поставках. Роль Шайхулова и его команды — продвижение бренда, за право использования которого они получат роялти. Сумма выплат не раскрывается, Якушев лишь отмечает, что она «небольшая».

Пока что выпуск будет налажен только в жестяной банке — стеклолиния на заводе «Булгарпиво» работает на стопроцентной мощности, дополнительный объем заявить туда невозможно, объясняет Якушев. Первая партия на 10 тыс. декалитров уже отгружена, в марте Wiedeman уже появился на прилавках в Челнах по цене 52 рубля. Отпускная цена завода — 40 рублей, из которых 13,5 рубля — налоги, 12 рублей — стоимость банки, а остальное сам продукт и прочие расходы.

Продукт позиционируется в массовом сегменте, а бренд еще нуждается в раскрутке, признает гендиректор «Булгарпива». «Говорить о том, что кто-то сегодня заработает, наверное, еще рано», — оценивает Якушев. При этом в «Муста ярви» предполагают, что условия, на которых «Булгарпиво» участвует в проекте, позволят окупить производственные инвестиции в течение пяти лет.

Пока что выпуск будет налажен только в жестяной банке — стеклолиния на заводе «Булгарпиво» работает на стопроцентной мощности, и дополнительный объем заявить туда невозможно, объясняет Якушев Пока что выпуск будет налажен только в жестяной банке — стеклолиния на заводе «Булгарпиво» работает на стопроцентной мощности, дополнительный объем заявить туда невозможно, объясняет Якушев Фото: Олег Спиридонов

В целом в планах компании Шайхулова — уже в этом году запустить производство трех торговых марок пива и один бренд кваса, доведя общий объем реализации продукции до 500 тыс. декалитров. Само «Булгарпиво» за 10 месяцев прошлого года продало почти 3 млн дал пива, эля и сидров. «Если мы продадим 500 тысяч декалитров, что это даст? С 5 миллионов литров бюджет Татарстана получит дополнительных 125 миллионов рублей. Если бы не этот проект, у нас бы их не было», — оценивает Якушев.

К слову, как раз с выплатой налогов у «Булгарпива» не все гладко. «Меня разбуди — я точно знаю, что „Булгарпиво“ государству должно. Оно, что, какие-то преференции имеет?» — ругался на недавнем совещании мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. Якушев рассказал «БИЗНЕС Online», что долги по налогам образуются у них каждую зиму, но их перекрывают в течение летнего сезона. Так и в этот раз: 122 млн рублей, за которые отчитывал Магдеев, по словам Якушева, уже выплачены. 

«Привет тебе от налоговой»: как Магдеев отчитал главу «Булгарпива» за неуплату акцизов

Ставка на «Магнит»

Основным каналом реализации Wiedeman должна стать федеральная сеть «Магнит». «По большому счету это СТМ (собственная торговая марка — прим. ред.) для „Магнита“», — обмолвился Якушев. Интересно, что в 2019 году еще при Миннахметове выпуском СТМ для «Магнита» начал заниматься ТСП — марка Frau Danke разливалась в Чистополе как минимум до 2021 года, однако сейчас в каталоге госкомпании не упоминается.

Более 95% продукции планируют продавать не в Татарстане. Собственно, и в ТСП Шайхулов отметился тем, что организовал продажу большей части продукции за пределы республики и за рубеж. С тех пор связи только укрепились. ТД «Россич», который принадлежит Шайхулову, поставляет алкоголь практически во все федеральные торговые сети — не только в «Магнит», но и в «Пятерочку», «Перекресток», «Ашан», «Бахетле», «Бристоль», «Ленту», Metro, Spar и др. 

Для «Булгарпива» именно в этом главный плюс сотрудничества. По словам Якушева, раньше пиво их производства продавалось в «Магнитах» только в Поволжье. «В отличие от „Красного&Белого“ (крупнейшая в стране сеть алкомаркетов — прим. ред.), у „Магнита“ отношение к таким заводам, как мы, немножко другое. Да, они на своей территории берут, а куда-то дальше не везут, потому что там есть свои производители. А именно этот бренд, Wiedeman, не привязан ни к „Булгарпиву“, ни к Татарстану как раз для того, чтобы попробовать завоевать рынок всей страны. Фишка была именно в этом. Мы могли бы по такому же пути пойти и попробовать поставить „Пятницкое“. Но, боюсь, продажи „Пятницкого“ были бы меньше, чем продажи Wiedeman, потому что бренд больше местный. И вся страна знает, что „Пятницкое“ связано с „Булгарпивом“», — объяснил Якушев.

Ориентация на федеральный рынок даже привела к любопытному казусу: логистика «Магнита» построена так, что в Татарстан упомянутое пиво идет через другие регионы. Например, прежде чем попасть в те же Челны, пиво отправляется с челнинского завода сначала в Тулу — в распределительный центр «Магнита» — и только оттуда возвращается обратно в автоград.

«Татспиртпром» принимает вызов

Конкуренция среди производителей пивной продукции как таковая отсутствует — так оценивают в «Муста ярви» состояние пивного рынка Татарстана. В «Татспирпроме» же, наоборот, считают, что в РТ существует «высококонкурентная среда», которую обеспечивают три пивзавода: татспиртпромовский «Белый кремль», «Булгарпиво» и AB InBev Efes. «Появление нового игрока на рынке — это всегда плюс, конкуренция только усиливает нас как компанию, заставляет искать новые точки роста, пути развития. Влияние на объемы реализации пивной продукции в связи с появлением нового производителя будет максимально зависеть от стратегии их продвижения», — заявили «БИЗНЕС Online» в ТСП, уточнив, что сейчас 61% его продукции реализуется за пределами Татарстана.

Старейший пивной завод в РТ — AB InBev Efes (всего у компании 11 заводов в РФ) — в прошлом году отметил 155-летие. Там производится 10 брендов пива, среди которых «Старый Мельник из Бочонка», «Белый Медведь», Gold Mine Beer, «Жигулевское Бочковое» и др. Производственная мощность — 34 млн дал в год. До продажи туркам завод принадлежал «Красному Востоку» Айрата Хайруллина.

«Булгарпиво» основано в 1981 году, с 2007-го входит в холдинг «Букет Чувашии». Производит больше 30 видов продукции — кроме пива, это квасы, безалкогольные напитки, питьевая вода. Это бренды «Пятницкое», «Жигули», «Немецкое», «Чешское», «Исецкое» и т. д., квас «Челнинский», напитки «Виват» на сахаре, «Дай 5» на сахарозаменителе и питьевые минеральные воды «Эдельже» и «Яр Чаллы». Мощность завода — 8,3 млн дал в год. По итогам 2021 года «Булгарпиво» реализовало 6,3 млн дал напитков, из которых бо́льшая часть (3,7 млн дал) — пиво.

Завод «Белый кремль» («Татспиртпром») в Чистополе был запущен в 2018 году. Производится более 26 брендов, в том числе «Шлесскеллер», «Славный пивовар», «Старая Казань», «Жигулевское», «Хмельные раки», «Золотой кабан», «Бирштайн», «Кама», «Чистопольское» и др. Мощность предприятия рассчитана на 150 млн дал пива в год. По данным ТСП, в 2022 году завод произвел 12,5 млн дал пива, как и годом ранее.

Также в Татарстане работают частные пивоварни, которых, по словам экспертов, насчитывается порядка 20.

В целом в России пивоваренный рынок отличается высокой конкуренцией и большим количеством участников, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе AB InBev Efes: по оценкам компании, на рынке около 2 тыс. игроков, каждый год открывается еще около 100 небольших пивоварен. Несмотря на это, очевиден тренд на монополизацию: если раньше крупные игроки занимали 57% рынка, то сейчас — около 67%, отметили в компании.

По данным пресс-службы транснациональной компании, в 2022 году порядка 800 игроков дали пивному рынку России более 900 наименований пивных новинок По данным пресс-службы транснациональной компании, в 2022 году порядка 800 игроков дали пивному рынку России более 900 наименований пивных новинок Фото: © Алексей Витвицкий, РИА «Новости»

Что же касается позиционирования новым игроком своего пива как отечественного, призванного прийти на замену продукции ушедших из России транснациональных компаний, то здесь конкуренты сходятся во мнении — нужды в этом нет. «Уход зарубежных компаний никак не повлиял на пивной рынок Татарстана, так как фактически ничего не произошло. Рынок пива в республике не изменился», — сообщили изданию в «Татспиртпроме». В AB InBev Efes рассказали, что на фоне ограничений импорта на российском рынке «значительно сократился суперпремиальный сегмент». По данным пресс-службы транснациональной компании, в 2022 году порядка 800 игроков дали пивному рынку России более 900 наименований пивных новинок. «Таким образом, дефицита продукции на полках не наблюдается и потребителям доступен широкий ассортимент как привычных, так и новых брендов», — сообщили в AB InBev Efes. За примером далеко ходить не надо: тот же «Белый кремль», по данным на сайте ТСП, в начале марта выпустил новый бренд пива — «Тартария».

«Белый кремль» и казанский завод AB InBev Efes продолжают работать, не снижая объемов выпуска пива, следует из ответов компаний. В последнем сообщили, что сейчас акционеры ведут активные переговоры о продаже неконтролирующей доли AB InBev в совместном предприятии AB InBev Efes турецкому партнеру Anadolu Efes, при этом завод в Казани работает, как и прежде. В ТСП рассказали, что завод работает «стабильно, в соответствии с утвержденными на 2023 год планами». На вопрос о продаже завода (как писал «БИЗНЕС Online», ранее им интересовались турки), в компании сообщили: «„Белый кремль“ — один из самых новых и современных заводов на территории России. В связи с этим периодически возникают предложения от разных игроков рынка по возможностям покупки нашей площадки. Однако говорить об этом на данном этапе не стоит, завод работает стабильно».

Ринат Акчурин: «Все акцизы, которые будут выплачивать от производства, от литража произведенного пива, они все идут в казну Республики Татарстан. Это даже лучше, что оно будет продаваться за пределами республики» Ринат Акчурин: «Все акцизы, которые будут выплачивать от производства, литража произведенного пива, идут в казну Республики Татарстан. Это даже лучше, что оно будет продаваться за пределами республики» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Россия не водочная, а пивная страна»

Появление нового игрока на рынке пива даже в условиях санкций — это вполне реально и нормально, считает директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз. «Самое главное, пивной рынок не упал в период социально-экономического кризиса и в 2022-м, и в 2023-м он тоже вряд ли упадет. То есть в худшем случае рынок стабилен», — оценивает он. То, что пиво будет производиться на территории Татарстана, еще лучше, полагает руководитель пивной ассоциации РТ Ринат Акчурин. «Все акцизы, которые будут выплачивать от производства, литража произведенного пива, идут в казну Республики Татарстан. Это даже лучше, что оно будет продаваться за пределами республики. Наверняка оно и здесь станет продаваться, но рынок у нас, в республике, довольно-таки насыщенный. А что акцизы от производства пойдут в казну республики — это большой плюс», — заявил он.

Акчурин отметил, что в Татарстане не такая уж большая конкуренция по сравнению, например, с Москвой или Санкт-Петербургом: в республике три крупных пивзавода и 20 малых пивных предприятий (для сравнения, например, в Самарской области их больше 100). Но все же фактически все пивные полки в магазинах заполнены: местное производство плюс федеральные предприятия. По словам Дробиза, импортного пива в России была всего «капля» — 5%. «Пустых полок пивных вообще не видел, честно говоря. Потому это вполне нормально, что новое пиво пойдет за пределы Татарстана. Да, мы представляем республику, там будет написано: „Произведено в Татарстане”», — отметил Акчурин. С закупкой сырья эксперты также не видят проблем: несмотря на то что у пивоваров были опасения, что поставки солода и хмеля обрежут из-за санкций, этого не случилось. «Раз производство в прошлом году не упало, значит, все проблемы как-то решились, — сказал Дробиз, отметив, что не все ограничивается „европейскими или американскими рынками“: — У нас бо́льшая часть рынка — это как раз не они. Бо́льшая часть — это китайский рынок, это вообще четверть рынка пива мира. И где-то же они хмель берут. Значит, есть у них и хмель, и солод. А уж с Китаем точно можно торговать при желании!»

Фактически все пивные полки в магазинах заполнены: местное производство, плюс федеральные предприятия. По словам Дробиза, импортного пива в России была всего «капля» — 5% Фактически все пивные полки в магазинах заполнены: местное производство плюс федеральные предприятия. По словам Дробиза, импортного пива в России была всего «капля» — 5% Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Каким должен быть новый продукт, чтобы привлечь покупателя? «Как говорят, спросите меня, какое пиво хорошее, я вам скажу: холодное», — иронично отметил Акчурин, добавив, что новая команда должна делать ставку в первую очередь на качество. А пойдет продукт или нет, зависит от многих факторов, указывает Дробиз: способность создать маркетинговую программу, продумать бренды, вкус самого пива, его аромат, цвет и т. д. Шансы Шайхулова в этом плане Акчурин оценивает положительно: «Шайхулов в этом бизнесе уже давно, лет пять они вместе с Иреком Джаудатовичем работали, „Белый кремль“ подняли».

Тот факт, что команда запускает именно пивной проект, отчасти объясняется и тем, что пиво в России — самый популярный алкогольный напиток, по крайней мере в постсоветскую историю. По словам Дробиза, в России за год выпивается 8 млрд л пива (крепкого алкоголя — 1 млрд л), а в среднем на человека — 52 л пива и пивных напитков в год. «Россия не водочная, а пивная страна!» — отметил он.