«ВОЛГАСТРОЙЭКСПО» КАК СТРОИТЕЛЬНЫЙ МЕДИАФОРУМ

Специализированная строительная выставка «ВолгаСтройЭкспо» свидетельствовала о небывалом оживлении не только на строительном рынке, но и, соответственно, на рынке строительных СМИ. Значительное «уплотненение» журналов, частичное их перепозиционирование и наполеоновские планы старых и новых игроков – такой своеобразный итог прошедшей на территории «Казанской ярмарки» выставки решила подвести газета «БИЗНЕС Online».

Только местных специализированных изданий, по нашим подсчетам, на выставке присутствовало около десятка. Среди них были замечены и такие «киты», как «Казанская недвижимость», журнал «Стройка», «Blizko ремонт», а также новые игроки. Например, зашедший на рынок в прошлом году игрок «PROстройку». Кроме местных игроков строительным рынком Татарстана заинтересовалось большое количество федеральной специализированной прессы: московские журналы «Еврострой», «СНИП», «Строн», «Кровли», «Композит XXI век», питерские «СтройПрофи», «Мир строительства и недвижимости» и другие.

Привлечь рекламодателей ряд изданий пытались с помощью маркетинговых акций: не просто пакетов с логотипом издания и буклетами, но и картинкой. Так, издание «Домой» решило, что каждый рекламодатель должен не только увидеть их издание, но и услышать о нем. В буквальном смысле слова: девять молодых девушек и студентов в оранжевой спецодежде ходили шеренгой и, держа в руках плакаты с надписью «Домой», чуть ли не в ухо участникам кричали: «Все о недвижимости? Ремонте? Домой!» Реклама была настолько яркой и броской, что некоторые участники рынка, в частности руководитель отдела маркетинга журнала «Стройка. Татарстанский выпуск» Фарида Актаева, назвали ее агрессивной и «смешной».

Интересно, что оживление рынка, зафиксированное издателями в прошлом году, все же не дало выжить ряду изданий. Например, с рынка исчезло издание, распространяемое в частном секторе тиражом в 25 тыс. экземпляров, «Казанский частный сектор».

РОСТ РЫНКА В 30 - 40%

Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с руководителями специализированных строительных СМИ о ситуации на рынке.

Юлия Данилова - генеральный директор ООО «ИнтерМедиаГруп Казань» (рекламно-информационное издание «Ва банкъ»):

- У нас журнал в свет вышел в 2004 году и назывался в свое время «Ва-банкъ. Бизнес». Журнал был довольно простой и напечатанный на газетной бумаге. В 2006 году «Ва-банкъ. Бизнес» мы переименовали в «Ва-банкъ. Ремонт». А в 2010 году «Ва-банкъ. Ремонт» мы переименовали в «Домой». Многое берется от федерального издания «Домой. Строительство. Ремонт», начиная с логотипа и заканчивая тем, что часть материалов готовится московской редакцией. И решение переименовать и перепозиционировать журнал шло от Москвы, так они решили построить сеть бесплатных специализированных изданий. И Казань после Екатеринбурга была вторым городом, где «Домой» появился.

Конечно, мы также увеличиваем объем полос. На выставку, впервые в нашей истории, мы сделали 132 полосы. Обычно бывало около 70 - 80. После выставки хотим сохранить полосность больше ста. На следующей неделе выпускаем номер в 92 полосы.

В целом рынок оживает. Старые игроки увеличивают выручку, новые появляются. Объем рекламы увеличился в разы! Рынок вырос минимум на 30 - 40 процентов. Соответственно, растут и издания. Цены мы повышали в момент ребрединга. Плюс небольшое повышение было зафиксировано в феврале, так как выросла стоимость бумаги, типографии и электричества. Цена за рекламную полосу сегодня у нас - около 13 тысяч рублей. В последнем номере у нас было 107 рекламных полос, а обычно их около 70.

Фарида Актаева – руководитель отдела маркетинга журнала «Стройка. Татарстанский выпуск»:

- Мы цены не повышали на рекламу (аж с 2003 года!), хотя рынок действительно заметно ожил. Наоборот, с целью повышения интереса рекламодателей мы их снизили и предложили выгодные пакеты. Сейчас цены снизились, смысл снижения в том, чтобы начать размещать как можно больше рекламы. Среди рекламодателей у нас своя категория. У нас ведь более 52-х представительств по России. То есть у нас много как обывателей, так и оптовиков. Тираж мы даже не планируем повышать (у нас еженедельно по 15 тысяч экземпляров), потому что нет в этом смысла. Казань больше не съест. Бессмысленно его повышать. 15 тысяч – вполне достаточно. У нас своя база и своя курьерская фирма, то есть фирмы, которые хотят получать «Стройку», ее еженедельно размещают.

СТРОЙСМИ ИДУТ В ЗАКАМЬЕ

Айдар Хаматгалимов – главный редактор журнала «Вне города»:

- В 2009 году мы начинали с тиража в две тысячи экземпляров, а сейчас вышли на уровень в 12 тысяч (в 2011 году у нас было 10 тысяч экземпляров). Мы были первыми на рынке, кто внедрил систему распространения по коттеджам. Именно массового, прямого и полного распространения. Система показала эффективность, и ее начали копировать, появились даже журналы с идентичной бизнес-моделью.

В 2009-м у нас было другое название - «Загородный дом. Обустроим?». В 2010 году мы выбрали после определенных исследований новое, более емкое название - «Вне города». Когда мы заходили на рынок, он не был так насыщен, как сейчас. Мы удержались на рынке во многом благодаря тому, что выбрали узкую специализацию. Многие рекламодатели, которые работали с нами с момента основания, работают с нами и сейчас.

Сегодня на строительном рынке, в частности на рынке строительства коттеджей, уже который год наблюдается интенсивный рост, поэтому и у нас идет рост. В мае мы открываем филиал в Набережных Челнах. Планируем работать по частному сектору в Челнах, Нижнекамске и Елабуге. Общее количество населения там сопоставимо с казанским, также строятся новые коттеджные поселки. Ведь те предприниматели, которые хорошо зарабатывают, начинают строить себе загородные дома.

Цены на рекламу у нас повысились, но ненамного. Повышение цен у нас произошло в рамках повышения тиража. Сейчас рекламная полоса стоит в районе девяти тысяч рублей.

«ВолгаСтройЭкспо» нам была очень интересна. Многие спрашивали о коммерческом предложении, интересовались рекламой.

Александр Семенюта – генеральный директор ООО ИД «Эверест» (журнал «PROстройку»):

- 2011 год был для нас стартовым. На начальном этапе, естественно, очень много идей. В этом году думаем запустить дополнительные проекты, подробности о которых озвучивать пока не стану. Строительный рынок в Казани очень динамично развивается, и мы вместе с ним.

С момента первого выхода тираж и периодичность потерпели изменения, которые были связаны с нашими исследованиями. Мы увеличили тираж до 16 тысяч и сократили периодичность до двух раз в месяц - это удобно и выгодно для рекламодателей. Кстати, на прошлой неделе журнал «PROстройку» подтвердил свой тираж на аудиторской проверке национальной тиражной службой.

«PROстройку» бесплатно распространяется и в строительных магазинах, в коттеджных поселках и рассчитан на людей, которые строят дом, делают ремонт или просто обустраивают свое жилье. Соответственно, на эту аудиторию рассчитывают и наши рекламодатели. На данный момент с нами постоянно сотрудничают более 100 строительных фирм Казани. Большинство клиентов, кто начал работать с нами в прошлом году, продолжили сотрудничество и в этом. Естественно, мы планируем расширение, пополнение клиентской базы. Прогнозы самые радужные.

РЕКЛАМА БАНКОВ, СТРОЙКОМПАНИЙ И АГЕНТСТВ НЕДВИЖИМОСТИ

Гузель Вагапова - главный редактор журнала «Казанская Недвижимость», директор по развитию сайта kazned.ru:

- Что касается нашего издательского дома, то в марте мы обновили сайт журнала kazned.ru, в апреле для всех ценителей загородной недвижимости выпустили специализированный красочный вкладыш «Загородная недвижимость».

Рынок строительных СМИ и СМИ о недвижимости в Казани специфичен – круг рекламодателей ограничен, и бюджет у них, соответственно, тоже. Сейчас все больше и больше покупателей недвижимости обращаются при поиске недвижимости к интернету, что вполне логично, ведь в сети проще искать и находить необходимое. Именно поэтому мы большое внимание уделяем развитию сайта. Сайт у журнала «Казанская Недвижимость» появился еще в 2005 году, в 2008 году мы провели реновацию сайта, а в 2011 году вновь решили изменить свой сайт для того, чтобы сделать его проще и удобнее для наших читателей.

Печатным СМИ по строительству и недвижимости, в том числе новым, сложнее выжить, потому что львиная доля дохода издания уходит на себестоимость. Иногда отсюда – необоснованные цены на рекламные позиции. В нашем издательском доме с 2009 года успешно работает собственная типография «А-Пресс», что позволяет нам минимизировать издержки на печать. Хотя отмечу, что в 2009 году мы заметили сокращение объема рекламы, выжить в это время (сохранить количество полос, периодичность выхода – два раза в неделю, тираж) нам помогали доходы с типографии.

Основных рекламодателей изданий о недвижимости можно условно поделить на три большие группы - банки, строительные компании и агентства недвижимости. Причем все три категории при большом выборе видов рекламы (печатные специализированные СМИ, неспециализированные СМИ, радио, ТВ, интернет) сейчас очень тщательно просчитывают и обдумывают каждую копейку, вложенную в рекламу, ожидая от нее большой отдачи. Кризис научил - необдуманных трат на рекламу быть не должно. В нашем издании рекламируется порядка 150 - 200 компаний, причем более 80 процентов из них - постоянные рекламодатели, которые с нами сотрудничают долгие годы. Думаю, это показатель того, что реклама в нашем издании выгодна и работает.

Стоимость рекламы у нас увеличивается в соответствии с ростом инфляции - в среднем мы повышаем каждый год расценки в прайсе на 8 - 10 процентов.

Стоимость рекламной полосы в строительных журналах Казани

Название СМИ

Полоса

Стоимость

(в рублях)

Журнал «Стройка. Татарстанский выпуск»

Полоса ч/б А4

Полоса цветная А4

9 212

23 000

Журнал «Казанская недвижимость»

Полоса цветная А4

7 500

Журнал «Домой»

Полоса цветная 175х244

13 200

Журнал «Blizko Ремонт»

Полоса цветная 180х252

16 100

Журнал «PROстройку»

Полоса цветная 180х240

17 400

Журнал «Стройэкспертиза»

Полоса цветная А4

35-65 000

Журнал «Top Builder»

Полоса цветная А4

40 000