На этой неделе в Москве показывали лучший спектакль года в Татарстане На этой неделе в Москве показывали лучший спектакль года в Татарстане Фото: пресс-служба Альметьевской татдрамы

Две половины стройного целого

На этой неделе в Москве показывали лучший спектакль года в Татарстане. Именно «Бегущий за ветром» в постановке Камиля Тукаева, известного актера Воронежского камерного театра, выиграл и премию минкульта РТ «Тантана-2022» в номинации «Лучший спектакль большой формы». При вроде бы не самом очевидном для татарского театра материале, в основе которого во многом автобиографичный одноименный роман современного американского писателя афганского происхождения Халеда Хоссейни. Родившийся в Кабуле сын дипломата был вынужден уехать из страны после свержения в Афганистане монархии…

Но опытный Тукаев во многих аспектах попал в точку. Трагедия двух афганских мальчиков — аристократа-пуштуна Амира и его слуги-хазарейца Хасана — напоминает об ужасах войны (в состоянии которой страна пребывает последние полвека), верности Родине и главных человеческих ценностях — отваге, праведности и помощи близким. Их с детства знает неграмотный Хасан, готовый отдать честь и жизнь за своего хозяина-друга. И лишь в 37 лет понимает писатель Амир, узнав, что оклеветанный им и ныне погибший слуга — его сводный брат.

И взрослый Амир (Динар Хуснутдинов), и его молодой двойник (Эльмир Нургалиев), и Хасан-Сохраб (Айрат Мифтахов) проживают жизни своих героев так, что синхронный русский перевод Резеды Хаертдиновой в наушнике почти не нужен. Многие события стройного по драматургии спектакля понятны из говорящих жестов и пробивающей актерской интонации.

Особенно преуспел в ней Мифтахов, сыгравший сразу две роли — Хасана и его несчастного сына, которого забирает на попечение Амир, искупая свой грех. А его партнер по спектаклю Нургалиев стал лучшим именно пластически, искусно обыграв детские забавы ребятишек — игры в стрелялки, воображаемые автомобильные гонки и запуск воздушных змеев на зимнем турнире.

Сложно забыть устрашающий смех и мимику Раушана Мухаметзянова, чей неуравновешенный герой-садист Асеф сломал жизни братьям. Хуснутдинов же, совместивший работу актера и рассказчика, отвечал за образную полноту действия. Даже в идиллической первой четверти спектакля его теневые монологи (детские сцены по удачному режиссерскому решению разворачиваются в параллельной драматургии) несли щемящую, скорбную ноту, предвосхищая будущие катастрофы.

Что касается костюмов именитой Фагили Сельской, то однотонные, удлиненные мужские рубахи и экзотичные пуштунки должны понравиться зрителю, а вот аляповатые женские платья с пестрыми оборками — не факт Что касается костюмов именитой Фагили Сельской, то однотонные удлиненные мужские рубахи и экзотичные пуштунки должны понравиться зрителю, а вот аляповатые женские платья с пестрыми оборками — не факт Фото: пресс-служба Альметьевской татдрамы

Музыкальные исповеди из Альметьевска

У альметьевского «Бегущего за ветром» немало поклонников и среди столичных критиков, которые публично недоумевали о причинах отсутствия спектакля в номинациях «Золотой маски» этого года, отборщики отвели работе Тукаева лишь место в лонг-листе премии.

Пытаясь объяснить решение отборочной комиссии, попробуем предположить, что кому-то мог показаться противоречивым внешний облик спектакля. Например, импрессионистическая декорация Ольги Кулагиной. И завораживающие пустынные дали Кабула, и природные оазисы, и военные разрушения, и мост Сан-Франциско (города, куда в 1975 году после смены власти в Афганистане эмигрирует семья Амира) в ее трактовке выглядят очень скромно. Ясно, что предвоенный, а позже разрушенный Кабул, где происходит бо́льшая часть действия, не место для люксовых, приятных глазу картин. Но тут вопрос именно в визуальном впечатлении на зрителя. Предложенная графика не добавляет спектаклю ни реализма, ни психологизма, кстати, в отличие от полуразрушенной фуры, на которой Амир едет за Сохрабом из Пакистана в Афганистан. Что касается костюмов именитой Фагили Сельской, то однотонные удлиненные мужские рубахи и экзотичные пуштунки должны понравиться зрителю, а вот аляповатые женские платья с пестрыми оборками — не факт.

Овации на поклонах в Театре Наций лишь подтвердили нынешний статус Альметьевской татдрамы, которая всерьез нацелилась на то, чтобы застолбить за нефтяной столицей Татарстана место на театральной карте России Овации на поклонах в Театре Наций лишь подтвердили нынешний статус Альметьевской татдрамы, которая всерьез нацелилась на то, чтобы застолбить за нефтяной столицей Татарстана место на театральной карте России Фото: пресс-служба Альметьевской татдрамы

Зато безусловным достоинством действия стала его музыка. А именно — задушевные национальные песни (хотелось бы видеть их список в программке). В контексте спектакля они выступают и бытовыми интермедиями (пение матерей Амира и Хасана в первом акте), и философскими обобщениями (финальное соло мужчины на сборе афганцев в парке Сан-Франциско во втором). Приятна музыкальность артистов альметьевской труппы: вокальные номера они исполнили не только чувственно-исповедально, но и профессионально — без киксов, фальшивых нот и прочих огрехов, порой свойственных драматическим актерам.

В сказке бывает счастливый конец, но только не в этой: как татары пугали москвичей

Овации на поклонах в Театре Наций лишь подтвердили нынешний статус Альметьевской татдрамы, которая всерьез нацелилась на то, чтобы застолбить за нефтяной столицей Татарстана место на театральной карте России. Напомним, что на том же фестивале театров малых городов Альметьевск побеждает второй год подряд. В 2021-м, когда форум проходил в Набережных Челнах, главный приз выиграло «Королевство кривых» в постановке Антона Федорова, получившее еще и уйму номинаций на «Золотую маску». Но больше всего радует, что такие работы — это не только желание привлечь внимание к театру московско-питерских профессионалов со стороны его директора Фариды Исмагиловой, умело комбинирующей на своей сцене изысканные постановки с кассовыми хитами по романам Зифы Кадыровой. По словам самих альметьевцев, и «Бегущий за ветром», и «Не был женат» Айдара Заббарова, с огромным успехом показанная недавно в Казани оригинальная интерпретация повести Гаяза Исхаки, с аншлагами идут на родной сцене. Это лишний раз доказывает, что применительно к театру «провинция» — категория отнюдь не географическая.