Гостем площадки галереи «БИЗON» в минувшую пятницу стал Сергей Попов — эксперт с многолетним опытом работы в арт-сфере, коллекционер, основатель галереи «Pop/off/art» Гостем площадки галереи «БИЗON» в минувшую пятницу стал Сергей Попов — эксперт с многолетним опытом работы в арт-сфере, коллекционер, основатель галереи Pop/off/art Фото: Андрей Титов

Работы Малевича или Дюшана не должны нравиться

Гостем площадки галереи «БИЗON» в минувшую пятницу стал Сергей Попов — эксперт с многолетним опытом работы в арт-сфере, коллекционер, основатель галереи Pop/off/art, которая вошла в топ-500 галерей мира (по версии ресурса международной группы изданий Blouin Artinfo) и успешно существует на российском рынке с 2004 года. Впрочем, сам Попов считает себя в первую очередь не бизнесменом, а культуртрегером — распространителем просвещения. Он более 20 лет читает лекции по истории современного искусства, рассказывает о движущих механизмах арт-рынка и законах ценообразования на нем, учит использовать работы художников как инструмент для инвестиций.

В Казани многие пришедшие на встречу с Поповым тоже изначально были настроены получить мастер-класс о том, как зарабатывать на коллекционировании, представляя гостя, арт-директор «БИЗON» Александр Шагулин порекомендовал его телеграм-канал «Деньги в искусство». Да и сам Попов без ложной скромности говорит, что благодаря огромной насмотренности обладает «глазом Терминатора» —  для него не составляет труда, даже не зная ничего о конкретном российском художнике, посмотреть на его вещь и моментально определить стоимость.

Но все оказалось сложнее и интереснее. Аудитории был предложен развернутый социокультурный анализ тенденций развития западного и российского современного искусства. Спикер затронул множество проблем — от определения статуса, трансформации жанров до шокирующих акций модных художников и ажиотажа вокруг NFT. Живая манера изложения в сочетании со слайдами, яркие истории о людях из арт-мира, обаяние личности и эрудиция рассказчика позволили почти двум часам лекции пролететь на одном дыхании. И пробудили вкус к еще более глубокому погружению в материал.

Сергей Попов более 20-ти лет читает лекции по истории современного искусства, рассказывает о движущих механизмах арт-рынка и законах ценообразования на нем, учит использовать работы художников как инструмент для инвестиций Сергей Попов более 20 лет читает лекции по истории современного искусства, рассказывает о движущих механизмах арт-рынка и законах ценообразования на нем, учит использовать работы художников как инструмент для инвестиций Фото: Андрей Титов

Тема границ современного искусства, по мнению Попова, интересна практически каждому. Но чтобы уйти от расхожего представления, что «Черный квадрат» Казимира Малевича может нарисовать даже ребенок, и перестать покупаться на маркетинг под соусом искусства обыденных вещей, от кулинарии до шопинга, придется проделать большую работу ума.

«Это ложное представление, будто если писсуар Дюшана (Марсель Дюшан, французский художник, — прим. ред.) объявили произведением искусства, то этим определением можно называть все что угодно. Для искусства должен быть в первую очередь материальный носитель: холст, скульптура, что-то понятное, — пояснил спикер. — Но и под видом картин могут скрываться мимикрирующие объекты. Как говорится, не все золото, что блестит». По его мнению, примерно 90% того, что циркулирует под видом искусства, таковым вообще не является, т. е. шлак.

Кто же тогда решает, что изображение банки с консервированным супом американского художника Энди Уорхола — настоящая сенсация? Попов дает однозначный ответ: зритель. Но не любой, а профессиональный. В этот круг входят друзья, другие художники, критики, галеристы, которые продают, а также коллекционеры, которые покупают. Музеи и фонды, принимающие искусство на хранение, и кураторы, продвигающие арт-проекты. Их мнения являются принципиально важными, на их фоне суждение частного зрителя — «досужие вымыслы», считает Попов. Другой вопрос, что не всегда признание мира искусства настигает творца при жизни, если он оказывается слишком большим новатором, опередившим время.

«Бессмысленно выносить малые критические суждения по поводу Малевича или Дюшана, даже если они нам категорически не нравятся, — посоветовал Попов. —  Их работы и не должны нравиться. Они созданы, чтобы зритель „прикладывал голову“ к пониманию этих произведений. И такой принцип лежит в основе всего современного искусства».

Кто же тогда решает, что изображение банки с консервированным супом американского художника Энди Уорхола —  настоящая сенсация? Попов дает однозначный ответ: зритель Кто же тогда решает, что изображение банки с консервированным супом американского художника Энди Уорхола — настоящая сенсация? Попов дает однозначный ответ: зритель Фото: Андрей Титов

Как «стоить» $90 миллионов? 

Признавая, что территория современного искусства постоянно переопределяется, спикер обозначил опорные точки — в первую очередь хронологические. «Отсчет contemporary art идет с конца 40-х годов, Вторая мировая война отделяет его от авангарда и модернизма начала века», — пояснил Попов. Крылатая фраза Теодора Адорно «После Освенцима нельзя писать стихи» подвела черту под прежней культурой возвышенных идей, которая не смогла предотвратить ужасы нацизма, а потому ничего не стоит, — и положила начало неомодернизму. Следующей фазой стал постмодерн, в котором мы находимся сейчас. И который не все понимают и принимают.

«Хочется, чтобы было красивым, понятным, рассказывающим какой-то сюжет, — перечислил Попов претензии обывателя ко многим образцам современного искусства. — Какие-то из этих качеств могут быть применимы, но это не обязательно». Тенденцию к дегуманизации искусства, где человек становится все менее значимой фигурой, спикер связал с распространением материалистического мировоззрения. Религиозные конструкты заменяет искусство — если раньше творцы стремились в храм, сегодня любой художник мечтает оказаться в музее.

Образы искусства становятся ироничными, циничными, декларируют новые модели отношений, говорит эксперт. Каждый человек признается художником уже просто по факту своего существования, а интернет обеспечивает любому желающему пресловутые 15 минут славы — достаточно выложить ролик и собрать волну хайпа. И как в этих условиях различать искусство от неискусства?

«Приобретает принципиальную важность качество контента, — указал Попов. — Нам приходится прибегать к оценке трех факторов: новаторство или оригинальность, признание автора миром искусства (подразумевается подробная биография художника — количество музейных коллекций, где хранятся работы, список выставок, число „персоналок“ в других странах, априори неангажированных). Третий фактор — резонанс, реакция аудитории в любой форме, от лайков и покупок музейной „сувенирки“ до ажиотажа вокруг экспозиции».

Именно признание публикой больше всего коррелирует с ценами на произведения искусства, доходящими до немыслимых сумм — стоимость самого дорогого среди ныне живущих художников Дэвида Хокни перевалила за $90 миллионов. Как стать одним из таких авторов? Совет от эксперта: либо создавать суперкачественные произведения с большим историческим бэкграундом, как немецкий художник Герхард Рихтер, либо делать невероятно яркие привлекательные произведения, которые обречены ловить гигантское количество лайков и служат сами по себе образцом популярного искусства, как американец Джефф Кунс с его «Надувной Венерой» или «отец» акулы в формальдегиде английский художник Дэмиен Херст.

Именно признание публикой больше всего коррелирует с ценами на произведения искусства, доходящими до немыслимых сумм — стоимость самых дорогого среди ныне живущих художников Дэвида Хокни (на фото) перевалила за $90 млн Именно признание публикой больше всего коррелирует с ценами на произведения искусства, доходящими до немыслимых сумм — стоимость самого дорогого среди ныне живущих художников Дэвида Хокни (на фото) перевалила за $90 миллионов Фото: Johannes Schmitt-Tegge/dpa / www.globallookpress.com

Искусство — это ошибка, а искусственный интеллект ошибок не совершает

Заключительную часть лекции Попов посвятил границам contemporary art с другими видами искусства — театром, литературой, кино — и их взаимопроникновению, а также NFT, стрит-арту, коллаборациям художников с производителями люкса и даже рестораторами. Так, популярный сервис доставки еды недавно запускал акцию — при заказе авторских блюд из заведений клиенты получали комплимент: репродукцию работ Павла Пепперштейна на салфетке. 

Отсюда легко перекинуть мостик к границе искусства с самой жизнью, отмечает Попов. Перформансы с шок-контентом со времен выхода сборника футуристов «Пощечины общественном вкусу» не потеряли актуальности, но стали, пожалуй, опаснее для жизни самого художника. Что к салфеткам, что к стоянию на столбе Попов относится философски — такого рода эксперименты призваны популяризировать бренд художника. Важно, чтобы они дополняли, а не поглощали его творчество.

Двухчасовой интеллектуальный марафон подходил к концу, но публику, собравшуюся в этот вечер в галерее «БИЗON», он не утомил, а лишь раззадорил. Так что традиционный раунд вопросов и ответов вылился в еще одну, бонусную, часть лекции. Молодые люди, которые составляли подавляющую часть аудитории, проявили не просто вежливый интерес. На равных обсуждали с гостем странный феномен успеха саудитки Махи Маллух (ее 11 обожженных кастрюль экспонируются в Лувре в Абу-Даби), задумывались, как диджитализация размывает территорию искусства до небывалых размеров, а нейросети «убивают» профессию иллюстратора. Впрочем, сам Попов уверен, что никакая самая совершенная технология не заменит живую руку художника, потому что она не может совершать ошибок: «Искусство — это ошибка. Когда оно делается однообразным, перестает быть интересным».

Двухчасовой интеллектуальный марафон подходил к концу, но публику, собравшуюся в этот вечер в галерее «БИЗON», он не утомил, а лишь раззадорил. Так что традиционный раунд вопросов и ответов вылился в еще одну, бонусную часть лекции Двухчасовой интеллектуальный марафон подходил к концу, но публику, собравшуюся в этот вечер в галерее «БИЗON», он не утомил, а лишь раззадорил. Так что традиционный раунд вопросов и ответов вылился в еще одну, бонусную, часть лекции Фото: Андрей Титов

«Я несколько раз посещала галерею Pop/off/art и не могла упустить возможность познакомиться лично с ее создателем, — делится впечатлениями молодая казанская художница Юлия Рудак. — Удивительно, что эта встреча произошла не в Москве, а именно в Казани. Уже несколько лет я продаю свои картины в интернете, поэтому мне всегда была интересна политика ценообразования на арт-рынке. Нигде я не могла найти четких ответов о том, как эта система работает, а сегодня Сергей Викторович максимально доступно объяснил нам, как это устроено. Узнать об этом от специалиста столь высокого уровня из первых уст дорогого стоит!»

Студентка Российской академии им. Гнесиных и участница шоу «Голос. Дети» Мадина Мухамедшина призналась, что многие вопросы были ей близки благодаря стажировке в Московском музее современного искусства. «Открытием сегодня стали новые имена индийских художников, я и не представляла, насколько они интересны, достойны внимания, — сказала будущий музыкальный продюсер. — Уже не терпится подробнее изучить Гупту, его работы».   

Другой слушатель лекции, Рамиль Назипов, признается, что ранее плохо понимал современное искусство — он пришел послушать спикера со своей девушкой, которая изучает графический дизайн в Институте культуры. 

«После этой лекции я другими глазами посмотрел на того же Уорхола, — говорит Назипов. — Честно сказать, никогда не понимал, почему это называется искусством, а теперь понимаю. Огромный плюс, что нам рассказали не только о раскрученных авторах, но и о тех, о которых я раньше никогда не слышал. Меня, например, поразило, что Попов знает самых крутых и дорогих художников конкретной страны — его спросили об Индии, и он с ходу назвал их фамилии, проанализировал творчество».

«Я шла за свежим глотком и его получила, — поделилась впечатлениями одна из гостей, руководитель автономной благотворительной некоммерческой организации „Новый век“ Лилия Таишева. — Меня волнует проблема авторского права в NFT, роль искусственного интеллекта, о чем и спросила Сергея. Получила массу новой информации, есть над чем поразмыслить ближайшие несколько месяцев».

Отвечая на вопрос о том, какими были 90-е годы для современного искусства в России, Попов напомнил: это было уникальное время для самовыражения и многие имена, которые теперь на слуху, были открыты именно тогда. Отдельно он упомянул и лидера татарского авангарда Зиннура Миннахметова, работы которого сейчас выставлены в галерее «БИЗON» на выставке «Время согнутых локтей». Попов отметил, что для Миннахметова 90-е годы стали наиболее плодотворными и насыщенными.

«Мне понравилась зрительская реакция, — поделился с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ Попов по итогам лекции. — Здесь, в Казани, огромная аудитория, культурно просвещенная, ждущая новых интеллектуальных впечатлений, которые важны для такого города. Определенно буду приезжать сюда еще, и, думаю, что-то из татарского современного искусства будет показано в Москве».