Альметьевская постановка «Җил артыннан» («Бегущий за ветром») Камиля Тукаева была признана не только лучшим спектаклем большой формы на «Тантане-2022», но и стала победителем XIX фестиваля театров малых городов России Альметьевская постановка «Җил артыннан» («Бегущий за ветром») Камиля Тукаева была признана не только лучшим спектаклем большой формы на «Тантане-2022», но и стала победителем XIX фестиваля театров малых городов России Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы получаем обратную связь после этой постановки — положительные комментарии и отзывы»

В нефтяной столице Татарстана пройдет в этом году церемония вручения театральной премии минкульта РТ «Тантана» («Триумф»). Можно сказать, что это подтверждение успехов Альметьевского татарского драмтеатра последних лет. К примеру, альметьевская постановка «Җил артыннан» («Бегущий за ветром») Камиля Тукаева была признана не только лучшим спектаклем большой формы на «Тантане-2022», но и стала победителем XIX фестиваля театров малых городов России. Осенью «Бегущего за ветром» овациями встретила казанская публика на сцене театра им. Камала, а 13 марта его представят на сцене Театра Наций в Москве. 

В этом году «Тантану» вручат традиционно 27 марта — это Всемирный день театра. В борьбе за награды участвует 69 спектаклей от 23 театров.

Отметим сразу, что в их числе опера «Кави – Сарвар» 27-летнего композитора Миляуши Хайруллиной, концертное исполнение которой произвело фурор на фестивале татарской музыки им. Жиганова «Мирас» ГАСО РТ, о чем, не скрывая радости, сообщил глава союза театральных деятелей РТ Фарид Бикчантаев.

Однако дальнейшее будущее «Кави – Сарвар» под вопросом. Впрочем, какую-то надежду на встрече с журналистами дал замминистра культуры РТ Дамир Натфуллин. «Мы знаем, что у многих, кто хотел посетить, не было возможности, — сказал он. — Сейчас прорабатываем несколько вариантов: возможное участие в осеннем фестивале „Конкордия“, и есть мысли показать в Москве в рамках Дней культуры, но это пока в наших планах. Мы получаем обратную связь после этой постановки — положительные комментарии и отзывы. Мы на это будем реагировать и понимаем, что нужно развивать, поддерживать. Это наш молодой композитор, которая сама сделала партитуры, это порядка 800 страниц. Это колоссальнейшая работа. За последние годы мало кто такое делал, тем более в таком молодом возрасте. Будем поддерживать как автора ее начинания».    

«Для тех, кто создает культурный код»: защитят ли татары «Кави – Сарвар»?

При этом говорить о безоговорочной победе «Кави – Сарвар» в одной из 17 номинаций еще рано — комиссия не завершила свою работу. По словам Натфуллина, «Тантану» по значимости и престижности можно считать татарстанской «Золотой маской»: «Цель не показать, насколько высокого уровня наши основные государственные театры, но сделать также акцент на театрах малых городов, продемонстрировать возможности театров, которые находятся в районах и городах РТ».

Интересно, что в этом году нашлись театры, которые отказались участвовать в конкурсе. К примеру, Зеленодольский музыкальный театр и театр им. Качалова. У Натфуллина уточнили, почему коллективы проигнорировали премию, на что получили ответ — еще не узнавали, но обязательно выяснят.

Говорить о безоговорочной победе «Кави-Сарвар» в одной из 17 номинаций еще рано — комиссия не завершила свою работу Говорить о безоговорочной победе «Кави – Сарвар» в одной из 17 номинаций еще рано — комиссия не завершила свою работу Фото: ГАСО РТ

По пути отказа от «провинциального» театра

Из нововведений «Тантаны-2023» — здесь не будет председателя конкурсной комиссии, это место обычно отводится министру культуры РТ. «Будет два сопредседателя — Дамир Натфуллин и зампредседателя союза театральных деятелей РФ Дмитрий Мозговой», — объяснил Бикчантаев. 

«„Тантана“ — это некий срез театральной жизни республики, — напомнила член конкурсной комиссии, старший научный сотрудник центра искусствоведения ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ Елена Шевченко. — Специфика нынешнего сезона (промежуточные наблюдения) — чрезвычайное разнообразие жанров, стилей и литературного материала. В этом году ряд спектаклей поставлен по русской, татарской и зарубежной классике, по литературным произведениям советской эпохи, по современной драматургии. По жанрам палитра тоже достаточно широкая — от беби-спектаклей, моноспектаклей, драмы, мелодрамы, трагедии, комедии до новых современных жанровых модификаций, таких как спектакли-променады, аудиоспектакли, спектакли „Театра горожан“, где актеры взаимодействует с любителями на какую-то социально важную тему, и это не может не радовать. Особенно театральная площадка MOÑ активно занимается такой проблематикой».

По словам спикера, современный театр многообразен, здесь нет доминирующей художественной системы и единого стилевого направления. «Хотелось бы отметить рост нестоличных театров. Я намеренно не использую термин „провинциальный театр“, потому что он сегодня не совсем корректный. Сейчас наши нестоличные, периферийные театры настолько быстро развиваются, повышается их художественный уровень, они приглашают разных режиссеров, работают в разных художественных системах, не боятся идти на эксперименты, и это очень важная тенденция», — отметила Шевченко.        

Фарид Бикчантаев: «Национальный вопрос в национальных театрах очень сложен, если мы говорим, что театр это все-таки институт, он должен быть институтом по сохранению языка и культуры…» Фарид Бикчантаев: «Национальный вопрос в национальных театрах очень сложен, если мы говорим, что театр — это все-таки институт, он должен быть институтом по сохранению языка и культуры…» Фото: «БИЗНЕС Online»

Есть ли будущее у нацтеатров?

Бикчантаев, высказывая свои наблюдения за театральной жизнью в других национальных республиках, рассказал, что в «Татарстане театры хорошо живут и премия тому подтверждение», т. к. у других нет такого рода господдержки театрального искусства. Помимо того, существуют различные гранты, проекты и конкурсы, которые тоже помогают в работе коллективов. «Вообще национальное вдруг стало очень важно», — отметил корифей татарского театра.

«БИЗНЕС Online» также поинтересовался у главного режиссера театра им. Камала, не чувствует ли он смещения центра тяжести татарского театра из Казани в районы на примере успехов той же Альметьевской татдрамы. «Я так не думаю, я так не считаю, — с улыбкой ответил Бикчантаев. — Мне кажется, что это как-то идет параллельно. Видимо, связано с тем, что очень активно начали работать закамские театры, маленькие театры. Они стали активнее, и ситуация просто немного выравнивается. А то, что сместилось и мы тут стали плохо работать, мне кажется, это не совсем правильно». Замминистра Натфуллин добавил, если даже есть такая тенденция, то это хорошо: «Потому что внимание к театрам, которые находятся в Казани, достаточное больше. И нет ничего плохого в том, чтобы мы поднимали уровень театров в районах и городах».

Валерий Фокин: «Театр – это очень сильное и непростое оружие!»

Корреспондент «БИЗНЕС Online», напомнив слова самого главрежа Камаловского о том, что «национальное вдруг стало очень важно», поинтересовалась, какие новые смыслы смогут выдать театры Татарстана в нынешних непростых условиях. Кстати, в интервью нашему изданию председатель созданной в 2022 году ассоциации национальных театров России (театр им. Камала — активный ее участник), худрук Александринского театра Валерий Фокин говорил о том, что с учетом сегодняшнего контекста нужно сосредоточиться на внутреннем рынке и это создает для национальных театров очень хороший шанс для развития.   

«Такой мощный вопрос. Конкретно отвечать как-то тяжело, — начал Бикчантаев. — Потому что состоится „Тантана“ — мы посмотрим там, как будет оценено и что выйдет на первый план. В июне пройдет „Науруз“ (театральный фестиваль тюркских народовприм. ред.) — увидим огромное количество национальных спектаклей. Думаю, что господин Фокин это сказал с большой надеждой. А что касается того, что национальные театры вышли на арену не только общероссийскую, но и международную, то все факты говорят об этом. Это и доминирование на  „Золотых масках“, участие в международных проектах…»

Бикчантаев не стал скрывать и глобальные проблемы национальных театров. По его словам, он знает, как обстоят дела у коллег в Хакасии, на Алтае или в Тыве. «Национальный вопрос в национальных театрах очень сложен, если мы говорим, что театр — это все-таки институт, он должен быть институтом по сохранению языка и культуры… — напомнил спикер. — Проблема языка вообще на первом месте стоит. Чувашия, Мордовия, Марий Эл теряют возможность играть на своем собственном языке. Одно из условий „Науруза“ — спектакль должен быть на родном языке. Есть заявки от национальных театров, но они на русском. Это серьезнейшая проблема, беда, которая еще аукнется».

Надежда все же теплится, считает Фарид Рафкатович. Например, деятельность того же Фокина и татарстанские проекты направлены на то, чтобы театры сохранялись в качестве таких инструментов. «Потом национальные кадры… Очень много вопросов, которые по мере возможности мы пытаемся решать. Что-то получается, что-то не получается», — резюмировал главный режиссер театра им. Камала.