Первые сигналы о некорректной работе «Яндекс.Такси» появились в после 13:00, следует из данных сервиса отслеживания работоспособности сайтов Downradar. К 14:00 уже было зафиксировано более 2,3 тыс. жалоб на сервис и еще 454 — на Uber Первые сигналы о некорректной работе «Яндекс.Такси» появились после 13:00. К 14:00 уже было зафиксировано более 2,3 тыс. жалоб на сервис и еще 454 — на Uber Фото: «БИЗНЕС Online»

Что произошло?

«Ошибка на сервере. Мы уже исправляем ситуацию», — такое сообщение сегодня в обед видели пользователи сервисов «Яндекс.Такси» и Uber (принадлежит «Яндексу») в Казани и других городах России при попытке заказать такси. Первые сигналы о некорректной работе «Яндекс.Такси» появились после 13:00, следует из данных сервиса отслеживания работоспособности сайтов Downradar. К 14:00 уже было зафиксировано более 2,3 тыс. жалоб на сервис и еще 454 — на Uber. 

Чаще всего проблемы возникали в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре. На сбои в «Яндекс Go» также жаловались пользователи за границей — из Минска, Еревана, Алма-Аты, Тбилиси и Узбекистана. Сейчас, как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», проблема в Казани устранена. Неполадки также появились в работе сервиса доставки Delivery Club (принадлежит «Яндексу») — в Москве было более 70 сообщений о проблемах, в Казани — 4. 

Накануне в «Яндексе» предупредили, что пользователи «Яндекс.Еды» и Delivery Club могут испытывать временные трудности с доступом, а специалисты работают над устранением сложностей Накануне в «Яндексе» предупредили, что пользователи «Яндекс.Еды» и Delivery Club могут испытывать временные трудности с доступом, а специалисты работают над устранением сложностей Фото: «БИЗНЕС Online»

Накануне в «Яндексе» предупредили РИА «Новости», что пользователи «Яндекс.Еды» и Delivery Club могут испытывать временные трудности с доступом, а специалисты работают над устранением сложностей.

Отметим, что этот случай далеко не первый, когда у пользователей возникают сложности в работе сервисов «Яндекса». Последний раз о сбоях сообщалось в конце февраля. Тогда проблемы возникали со входом на платформу «Яндекс.Музыка» и «Яндекс.Еда». До этого пользователи жаловались на «Кинопоиск», «Яндекс.Музыку», «Яндекс.Карты», «Яндекс Go», «Яндекс.Дзен», «Яндекс.Еду».

Кроме того, в марте прошлого года «Яндекс» сообщал об утечке данных сервиса «Яндекс.Еда». Тогда в сеть попали телефоны клиентов и информация об их заказах. В январе 2023 года служба безопасности «Яндекса» обнаружила в открытом доступе фрагменты старых исходных кодов.

«Наши специалисты восстановили доступ к „Яндекс Go“ — сейчас снова можно заказать такси и еду. Мы понимаем, что многие столкнулись с трудностями оформления заказа, и приносим свои извинения за неудобства. Партнерам будут оказаны меры поддержки в связи с временной недоступностью сервиса», — сообщили нашей газете в самом «Яндексе».

В последнее время сбои у «Яндекса» происходят регулярно В последнее время сбои у «Яндекса» происходят регулярно Фото: «БИЗНЕС Online»

«Яндекс» обычно ничего никому не компенсирует, у него игра в одни ворота»

«Учитывая то, что „Яндекс“ на сегодняшний день монополисты, и это знают все, то, конечно же, все эти сбои отрицательно влияют и на пассажиров, которые недовольны, и на водителей, которые меньше заработка получают, — указывает в разговоре с „БИЗНЕС Online“ представитель межрегионального профсоюза „Таксист“ Андрей Попков. — Если какой-то сбой, то его за две секунды не устранить. Это как минимум нужно полдня, чтобы поставить все на место. Я считаю, что если „Яндекс“ — монополист, то и государство должно применять к нему какие-то штрафные санкции за то, что он создает коллапс на рынке такси. Сервисы по заказу такси привязаны к IT-технологиям, а в IT часто встречаются какие-то сбои — здесь необходима оперативная IT-поддержка, которая будет все быстро исправлять. Это нормальное явление, но тут зависит от того, насколько оперативно специалисты устранят эту проблему. Не ошибается только тот, кто ничего не делает, а техника имеет свойство ломаться».

Попков считает компенсации от IT-гиганта в подобных ситуациях недостаточными. «„Яндекс“ обычно ничего никому не компенсирует, у него игра в одни ворота. Он не компенсирует ничего не только водителям, но и пассажирам. Компания обычно дает какие-то бонусы, но это ни о чем, просто воздух», — считает собеседник газеты.

На рынок такси такие ситуации влияют негативно, констатирует эксперт по городскому транспорту Роберт Ян. «С одной стороны, снижается доверие потребителей, но, с другой стороны, „Яндекс“ — крупный игрок на рынке, не думаю, что у них этот сбой как-то повлияет на отток клиентов, — считает эксперт „БИЗНЕС Online“. — Сбой — это, конечно, негативный фактор на рынке, но если компания преодолевает такую проблему оперативно, то это не сильно сказывается на ней. Если не преодолевает, то, опять же, на спрос это сильно не влияет, а отражается только на отношении акционеров, которые не являются потребителями».

По мнению Яна, водители сильнее страдают от подобных сбоев, чем пассажиры. «Пассажиры всегда могут воспользоваться альтернативным способом движения — другие агрегаторы, региональные службы заказов такси или общественный транспорт. У пассажиров меньше проблем, — уверен он. — В таких ситуациях страдают особенно те водители, которые наклеили на свои авто логотипы „Яндекса“, потому что они не могут объективно подключиться к другим сервисам из-за этого. Их просто не возьмут. Меньше проблем у тех водителей, у которых свои машины, которые могут, например, уйти на выходной. Но есть же водители, которые арендуют авто и платят за них, — вот для них финансовые потери существенные. В крупных мегаполисах доля таких водителей достаточно высока — до 30–40 процентов. С их стороны можно понять возмущение — за авто нужно платить, несмотря на сбои. Но сбои у такой крупной компании, как „Яндекс“, которая может позволить нанять к себе хороших IT-специалистов, выглядят со стороны водителей возмутительными. „Яндекс“ же берет еще комиссию за работу».

По словам эксперта, если у компании происходит сбой в приложении, то, как правило, он распространяется и на телефонию. «Получается, что такой сервис заказа такси становится недоступным и к заказу через телефон. Не работает вся система взаимодействия компании с водителями и пассажирами, — указывает Ян. — Если сбой произошел, то это не только приложение не работает, а сервер — это и распределение заказов, и система, и телефония. Такие проблемы не сказываются лишь на сервисах по заказу такси, у которых только телефония, — это местные диспетчерские, которые, как правило, встречаются в небольших городах, региональных компаниях».

Впрочем, массового возвращения к старым временам вызова такси по телефону не ожидает таксист и блогер Егор Рябков. «Я думаю, что у большинства пассажиров и телефонов-то служб по заказу такси не сохранилось, они привыкли к приложениям. Самое парадоксальное, что водителей, которые работают через телефонные звонки, может, даже при помощи раций, остались считаные проценты. Поэтому не думаю, что сбои заставят людей перейти к традиционному заказу такси по телефону. Все привыкли к мобильным приложениям», — уверен наш собеседник.

При этом он подтверждает, что сбои в последнее время у «Яндекса» происходят регулярно. «Раз в неделю да что-нибудь такое произойдет, — говорит Рябков. — Это, как правило, вызывает проблемы только у таксистов, которые кроме „Яндекса“ не могут работать в других агрегаторах. Но у большинства водителей такси, у меня в том числе, есть несколько агрегаторов. И там в эти моменты как раз таки шквал заказов, потому что пассажиры, не имея возможности вызвать „Яндекс“, тут же кидаются в другие сервисы по заказу такси. Таким образом, у подобных таксистов каких-то колоссальных финансовых потерь не происходит».

Если водитель был на линии, когда произошел сбой и этот сбой длился больше 30 минут, то «Яндекс» каким-то образом компенсирует такой простой, продолжает эксперт газеты. «Но всем по-разному, — указывает Рябков. — Я сталкивался со сбоем, который длился более получаса, но бывают и в течение 1–3 часов. Кому-то присылают промокоды на работу без оплаты комиссий в ближайшие пару-тройку часов, кому-то дают бонусы. Каким-то образом „Яндекс“ все-таки компенсирует. Подчеркну, что не всегда, но довольно часто — особенно если сбой был очень долгим».