Безимени-23564345.jpg
Движение «Развитие» представило свое видение авиационной доктрины России. Среди главных предложений - массовая «авиатизация» населения, которая в отсутствии дорог может сделать страну более близкой и доступной

СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НЕУПРАВЛЯЕМА

Движение «Развитие» ставит перед собой амбициозные цели. Например, к 2015 году дать возможность каждой молодой семье приобрести дом-усадьбу. Или перенести столицу России на Тихий Океан. Добиться энергетического лидерства… В движение входят различные общественные деятели, ученые, эксперты и просто сочувствующие. Авиацию здесь видят системообразующей отраслью, которая в отсутствии дорог может реально сделать страну более близкой и доступной.

Начали специалисты презентацию своей доктрины с анализа сложившейся в авиации ситуации. За 20 лет рыночных отношений этой отрасли экономики, по словам независимого эксперта, экс-советника министерства транспорта Российской Федерации (2004 - 2009 гг.) Сергея Крутоусова, был нанесен значительный урон. Если в начале 2000-х годов производители самолетов говорили о том, что они не хотят зависеть от отечественного производителя, то сегодня отрасль попала в зависимость от западных компаний, для которых Россия - рынок не первой категории. Около 82% авиационного парка сегодня — это не наши самолеты. В четыре раза упали авиаперевозки. Если к 2020 году США планирует перевозить воздухом миллиард человек в год, то в России этот показатель вряд ли достигнет и 100 миллионов, то есть в 100 раз меньше, при том что население меньше всего вдвое, а расстояния больше втрое-вчетверо.

Фактически Крутоусов заявил о провале некоторых задач стратегии развития авиационной промышленности до 2015 года. В частности, вместо решения одной из системных проблем отрасли и развития высокотехнологичного сектора российской экономики в настоящий момент, по словам эксперта, мелкие интересы частных компаний определяют все. О национальной безопасности и конкурентоспособности можно забыть.

ПОСЛЕДНИЕ АВИАКАТАСТРОФЫ — ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

Рассказывая о последних авиакатастрофах, летчик-космонавт, герой Советского Союза Игорь Волк сказал, что для хорошо подготовленных летчиков ситуации, которые привели к гибели людей и машин, не были бы даже внештатными.

В штопор сорвались они и всем экипажем обсуждали, что делать, как выходить, и никто не отдал ручку от себя, тогда бы самолет сам вернулся бы в нормальное положение. Раньше каждый полет начинался от штопора, вывел машину - и начинаешь выполнять упражнения. Или последняя авиакатастрофа - это же элементарно для тех, кто знаком с большими углами атаки и сваливания, просто нужно было чуть-чуть выпустить закрылки и дать ручку от себя, и все бы прекратилось.

Крутоусов вообще сказал, что лучше бы ходил пешком. В целом же развал всей системы подготовки кадров, которая включала и аэроклубы, и училища, и военную авиацию, сегодня стал именно той причиной, по которой летать становится все опаснее. В настоящее время закрыто подавляющее большинство летных училищ.

НАИБОЛЕЕ ПРОДВИНУТАЯ РЕСПУБЛИКА — ТАТАРСТАН

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о перспективах Республики Татарстан как региона, в котором развит авиапром, эксперты немало добрых слов сказали в адрес первого президента РТ Минтимера Шаймиева, которому, несмотря ни на что, удалось сохранить в Казани авиационный и вертолетный заводы.

Волк заявил: «Это единственная республика, которая, невзирая на все запреты, сумела сохранить заводы, и не только авиационные, единственный регион, который в состоянии производить все виды вооружений...»

Однако на фоне всеобщего развала и в Татарстане далеко до оптимизма. По словам Крутоусова, ситуация на КАПО имени Горбунова тоже характеризуется как «деградация». Снижается объем производства, начинают сыпаться рабочие места, как следствие, сыпется и система подготовки кадров. ТУ-204 — Ту-214 — кооперации ноль. Идентичные машины, а кооперации нет. Это проблема, это не нормально. Тем не менее завод загружен.

Крупнов на это заметил, что в ситуации общего системного кризиса то, что кому-то удается немного вырваться вперед, не вселяет оптимизма.

3-Д АВТОМОБИЛЬ СМОЖЕТ СЕСТЬ НА КРЫШУ ДОМА

Прорывом в отечественной авиации может стать так называемый 3-Д автомобиль. Уже разработаны летальные аппараты весом около 400 килограмм и стоимостью в $100 тысяч. Эта машина - сочетание самолета-вертолета - в состоянии сесть на полосу длиной всего в 15 метров! Как поделился своими мечтами Волк, архитекторы вполне могут построить крыши домов пригодными для посадки таких аппаратов. Кроме того, по замыслу создателей альтернативной авиационной доктрины, массовая 3-Д автомобилизация потребует создания новых систем безопасности и навигации, что также может вызвать бурный рост не только авиационной, но и других отраслей.

Вспоминая времена СССР, Крупнов отметил, что 60% инноваций проходили через авиационную отрасль, а одно рабочее место на авиационном заводе создает до 16 рабочих мест на смежных предприятиях. Сегодня же, закупая Боинги в США, мы обеспечиваем работой фактически конкурентов.

МИНИСТЕРСТВО АВИАЦИИ

Корень зла создатели доктрины видят в плохой управляемости отрасли. Как сказал Крутоусов, сегодня ситуация такова: «Кто за пуговицу, кто за рукав, а за все не отвечает никто». При этом тенденции в сложнейшей структуре продолжают определять коммерческие интересы не самых крупных игроков. В пример выступающие привели РЖД, которая фактически сохранила систему управления, подготовки кадров, традиции с советских времен, в то время как "Аэрофлот" в том виде был расчленен на множество компаний, что и привело к печальной ситуации в отрасли. Если же будет создано единое министерство, которое будет осуществлять управление, тем более что практика показала неэффективность и губительность рыночных инструментов, ситуацию можно будет не просто выправить, но вернуть Россию, по крайней мере, в тройку стран - производителей авиации. При этом речь идет не об реорганизации «Объединенной авиастроительной корпорации», а, скорее, о создании общего органа управления.

В целом же выступающие отметили одну из главных задач — это собирание страны, которая сегодня разорвана огромными расстояниями, плохими дорогами, высокими тарифами и странной транспортной системой, когда из Хабаровска на Чукотку летают через Москву.

Справка

МОД «Движение развития» создано для реализации в ближайшие десятилетия следующих целей развития страны:

1. Снижение смертности населения, рост средней продолжительности жизни до 72 лет к 2015 году и переход с 2012 года к демографическому росту с достижением в 2050 году численности населения Российской Федерации не менее 200 миллионов жителей.

2. Обеспечение каждой российской молодой семье с 2015 года безусловной возможности приобрести собственный дом-усадьбу.

3. Организация нового центра мирового развития на российском Дальнем Востоке.

Средство: перенос столицы России на Тихий океан и организация в Приамурье инфраструктурного плацдарма развития.

4. Организация пяти промышленных сфер приоритетного развития страны: градостроительной (см. цель 2), электроники (задача к 2010 году довести долю отечественной электроники мирового уровня до 70%, биотехнологий, ядерной (см. цель 5) и инструментальной (станкостроение и производство технологических линий и универсальных заводов). Сохранение и воспроизводство на новых основаниях базовых промышленных отраслей, среди которых в обязательном порядке — авиапром и автопром.

5. Достижение глобального энергетического лидерства и первенства России.

Средство: опережающее развитие ядерной энергетики на основе замкнутого ядерного топливного цикла и организация сотовой инфраструктуры малых атомных станций.