Вячеслав Григорьев: «Независимо от того, какие бы кризисы не происходили на протяжении нашего существования, мы не испытывали каких-либо серьезных сложностей, если не брать в расчет период пандемии» Вячеслав Григорьев: «Независимо от того, какие кризисы происходили на протяжении нашего существования, мы не испытывали каких-либо серьезных сложностей, если не брать в расчет период пандемии» Фото: Сергей Елагин

«Люди берут под Казань отпуск — есть и те, кто на 14 дней приезжает!»

— Вячеслав, ваша компания работает на туррынке Казани почти 12 лет. Что послужило толчком к открытию? Универсиада как-то повлияла?

— Мы открылись в 2011 году, и по российским меркам можно сказать, что мы старожилы. А Универсиада, спортивные события ни при чем. Рост популярности Казани и экскурсионных направлений по России в целом начал бурно развиваться с 2000-х. Особенно Казань стала известна в 2005-м, когда было анонсировано 1000-летие города, начал прослеживаться потенциал туристических направлений по всему Татарстану, реставрировались исторические объекты. Привлекательность столицы РТ росла. Но наша деятельность начиналась с организации туров именно по России. Мы никогда не воспринимали заграничный туризм, считали, что здесь будет больший потенциал. Конкуренция же в международных направлениях совсем другая — там гиганты, которые цепко и хватко держат рынок.

— Учитывая сегодняшние реалии с санкциями, можно сказать, что вы не прогадали?

— Однозначно. Независимо от того, какие кризисы происходили на протяжении нашего существования, мы не испытывали каких-либо серьезных сложностей, если не брать в расчет период пандемии. Взять 2016 год, когда у России были проблемы с Турцией и полеты оказались прекращены, — внутренние российские направления оставались стабильными. Наш ежегодный рост с начала открытия до 2017-го составлял до 150–200 процентов.

— Что показал 2022 год?

— Это был взрывной рост внутреннего туризма. Связываю это с ограничениями на выезд за границу. Пиковый сезон для любых регионов средней полосы — май – сентябрь, и мы его отработали почти на пределе своих возможностей. Это был первый год, когда мы обогнали допандемийный 2019-й, прирост у нас с того времени и до новогодних праздников — до 30 процентов.

— Откуда в основном едут в Казань?

— Сейчас это российские туристы. Было время, когда мы плотно прирастали иностранцами и развивали направление въезда — так было начиная с чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года и по 2019-й. Сейчас конъюнктура поменялась, но география регионов, которые приезжают в Казань, обширная — от Камчатки до Калининграда. Основная масса — из Москвы и области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сибири. Едут все те города, у которых с Казанью налажено хорошее прямое сообщение. В основном приезжают на поезде: люди могут уехать с вечера четверга и на выходные оказаться в столице Татарстана.

Если раньше Казань рассматривали только для поездок выходного дня, то теперь прирастают многодневные туры: пятидневные, 7-дневные программы пользуются большим спросом в сравнении с трехдневными турами. Люди берут под Казань отпуск. Есть и те, кто приезжает на 14 дней.
Вячеслав Григорьев Директор туроператора «Лидер Казань»
Вячеслав Григорьев директор туроператора «Лидер Казань»

— Есть чем заняться в эти длинные отпуска?

— Иногда говорят, что и 7 дней мало! Понятно, что Казанью мы только не ограничиваемся. В республике много достопримечательностей — это и остров-град Свияжск, и Болгар, и Елабуга. Мы посещаем сельские районы, показываем культуру и быт татарского народа. На самом деле туристам очень интересно не только увидеть историческую красоту, но и посмотреть, как живут обычные люди. Все отмечают, что в селах Татарстана хорошие дома, люди следят за ними и ухаживают за подворьями.

— Как санкции и мобилизация сказываются на ваших продажах сейчас? Думают ли вообще люди в такое время об отдыхе и путешествиях?

— После 24 февраля 2022 года был период небольшого затишья примерно на пару недель. Но затем у нас начался взрыв бронирований и продаж. Этому способствовали все программы по развитию внутреннего туризма, в том числе кешбэк, благодаря чему можно было получить скидку в 20 процентов. В сентябре, с начала мобилизации, мы увидели такую же картину: небольшой спад, мы уже думали, что не сможем заполнить Новый год в связи со всеми событиями. Но затем снова пошел рост. И я не могу сказать, что мы ощутили какой-то отток, наоборот, был приток гостей.

«Все лето наши гостиницы стояли практически на стопе: день-в-день или за три дня забронировать место проживания было практически невозможно. Расходы также выросли» «Все лето наши гостиницы стояли практически на стопе: день в день или за три дня забронировать место проживания было практически невозможно. Расходы также выросли» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как спрос на Казань поднял цены на турпакет и что нового смотреть в столице РТ 

— Если спрос повышается, цены наверняка тоже растут?

— Начиная с марта 2022-го стоимость туров в Казань увеличилась, и существенно. По сравнению с 2021-м — в среднем на 20–25 процентов. Это серьезно, поскольку раньше средний прирост по годам не превышал 10 процентов. Популярность диктует правила.

Турпродукт складывается из нескольких статей. Основное — это проживание. Все лето наши гостиницы стояли практически на стопе: день в день или за три дня забронировать место проживания было практически невозможно. Расходы также выросли. Отельеров можно понять: стоимость бытовой химии, обслуживание номеров, питание стали дороже. Вторая статья — транспорт, на котором мы перевозим гостей. Автобусы в Казани достаточно современные, но они иностранного производства, и запчасти из-за проблем с логистикой подорожали. Элементарно — билетная бумага в музеях тоже стала дороже!

Казань всегда была дорогим городом. А туристы все сравнивают, и это не есть хорошо — хвастаться нечем. Если взять тот же период новогодних праздников, столица Татарстана обходится дороже, чем Москва и Санкт-Петербург. У нас достаточно дорогое проживание, недешевое питание.
Вячеслав Григорьев Директор туроператора «Лидер Казань»
Вячеслав Григорьев директор туроператора «Лидер Казань»

— Если сопоставлять с регионами, как по стоимости туров выглядит Казань?

— Мы иногда объясняем своим партнерам, что, например, среднестатистическая семья из Перми, сравнивая тур в Казань или в Санкт-Петербург, выберет последний: он на 30 процентов дешевле. А ведь по исторической и культурной ценности это разные города.

Почему так происходит? Казалось бы, гостиниц у нас много, но, если мы касаемся пикового периода, этого не хватает. А если есть высокий спрос, стоимость туров увеличивается. Не хотелось бы улететь по ценам еще выше, чтобы потом люди выбирали не нас.

«Путешествие — это то, что человек делает для себя и своей души. Я всегда считал, что на них экономить не стоит» «Путешествие — это то, что человек делает для себя и своей души. Я всегда считал, что на них экономить не стоит» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Сколько сейчас стоит приехать в Казань?

— Если мы рассматриваем короткую программу от двух дней, то средняя цена с проживанием в гостинице, питанием, экскурсионным обслуживанием и входными билетами — от 7,5 тысячи рублей с человека, это не считая стоимости билетов на проезд до Казани. Ценовое предложение для туров на 4–5 дней стартует от 18 тысяч и заканчивается 35 тысячами рублей для одного гостя. Что касается проезда, то в среднем это 10 тысяч туда-обратно. Бывает так, что самолетом прилететь в Казань дешевле.

Плюс накладываются дополнительные расходы на сувениры, гостинцы, национальные татарские сладости. Но путешествие — это то, что человек делает для себя и своей души. Я всегда считал, что на них экономить не стоит. Машина сгниет, а впечатления останутся в памяти на всю жизнь!

— А есть то, на что жалуются туристы?

— 99 процентов отзывов положительные: гости говорят, что они попали в сказку! И это не зависит от времени года. Были случаи, когда после турпоездки в Казань люди сюда переезжали. Из пожеланий — это вопросы к питанию во время групповых туров. Мы с этим работаем, и это одна из наших головных болей. Не всегда следят за тем, что подают гостям, есть вопросы к качеству. Все-таки туристы приезжают получать впечатления. Хотя надо отметить, что уровень сервиса в последние годы вырос.

— Больше вопросов не возникает?

— Возможно, к транспорту. Но это скорее больше наши вопросы — автопарк в Казани по большей части молодой, с этим проблем нет. Основная проблема — нехватка провозных мощностей в период сезона. Летом были проблемы с аэропортом и их пропускной системой со шлагбаумами. 

Что касается музеев — если несколько лет назад мы боролись с ними, потому что они хотели отдыхать в выходные и по понедельникам, то сейчас все объекты нацелены на то, чтобы максимально обслужить гостей.

— Каков портрет туриста, который приезжает в Татарстан?

— Если брать направления многодневных туров, когда люди покупают полный пакет, и мы их встречаем в аэропорту или на вокзале, то в основной массе это женщины от 45 до 65 лет. Они составляют, наверное, около 65 процентов гостей. Если взять второе наше направление — ежедневные экскурсии, а здесь, как правило, нет проживания, и это программа одного дня, — то контингент помоложе, от 30 лет. Единственный период, когда в Казань приезжают семьями, — это новогодние праздники. Во все остальное время — женщины либо с детьми, либо с подругами. Мужчины как-то меньше путешествуют.

— Процент возвратного туриста растет — а есть что нового смотреть в Татарстане?

— Да, возвратных туристов больше, и хотелось бы, чтобы динамика была сильнее. То, чем мы можем еще привлечь, — это на самом деле головная боль и наша, и властей Казани. Если турист уже видел все классические объекты, мы меняем концепцию программы. К тому же наша география не ограничивается только республикой. Туристы посещают и соседние регионы: Йошкар-Олу, Ижевск, Чебоксары, Воткинск, Сарапул, Нижний Новгород. Также у гостей есть вечерний период, который они могут посвятить себе. В основном же предлагаем туристам посмотреть центр города и исторические достопримечательности. Мы все-таки экскурсионная компания-туроператор и предлагаем все, что связано с историей, культурой. Никогда у нас в турах не было даже популярного аквапарка, потому что туристы могут посетить такие объекты самостоятельно.

— Из новых объектов что показываете?

— В Казани это новый интерактивный музей «Городская панорама», где можно пройти все эпохи становления Казани начиная с 1552 года и до сегодняшнего дня. Также это новое здание Нацбиблиотеки, наши набережные.

В Свияжске — новый музей истории дерева: такому аналогов в России нет. Люди хотят чего-то нового и интересного, потому что всеми этими закрытыми полочками за стеклом с экспонатами уже не привлечешь. Развиваем новые направления. Например, летом мы запускали ретропаровоз в Свияжск. Это наше детище совместно с компанией «Содружество». Рейсов было немного, потому что локомотив затем уехал на обслуживание, но последние рейсы у нас были все битком: вживую настоящий паровоз редко кто видел!

Также у нас есть интерактивные мероприятия. Мы запустили направление татарских танцев и сшили специально для этого 100 татарских костюмов — это женские платья и мужские костюмы всех размерных рядов. Под руководством профессионального хореографа гости разучивают танец, а затем мы совместно фотографируемся. Когда люди приезжают большими компаниями, это смотрится очень эффектно!

«Для нас запуск речных прогулок было огромным событием. С самого первого дня это просто взорвало наши представления о том, какая будет посещаемость» «Для нас запуск речных прогулок был огромным событием. С самого первого дня это просто взорвало наши представления о том, какая будет посещаемость» Фото: «БИЗНЕС Online»

Речной туризм: «Это рентабельное направление, хоть сезон и короткий»

— Летом вы запустили речной трамвайчик по Казанке — событие для туротрасли значимое, ведь до этого по городской реке туристам экскурсий не устраивали. Как оцениваете запуск? 

— Для нас запуск речных прогулок был огромным событием. С самого первого дня это просто взорвало наши представления о том, какая будет посещаемость. Мы стартовали с 50-местного теплохода «Вдохновение». В следующем году хотим привлечь уже три теплохода и расширить посадку до 360 мест.

— Какую подготовку провели, прежде чем открыть новое направление?

— Теплоходы мы арендуем у компании-партнера. Наша основная задача — загрузка, планирование программ и маршрутов, развлечений туристов на самом борту. Основное направление — это речная прогулка по Казанке, где мы стартуем от «Чаши». Спрос, особенно в послеобеденные часы, превышал наше предложение в разы. В будущем мы хотим унифицировать место отправки, чтобы, например, в тот же Свияжск можно было отправиться от центра семьи «Казан».

Летом мы в каждое турнаправление начали добавлять реку. Потому что турист, приезжая в Казань, видя нашу обширную водную гладь, мечтает о том, чтобы совершить экскурсию по воде.
Вячеслав Григорьев Директор туроператора «Лидер Казань»
Вячеслав Григорьев директор туроператора «Лидер Казань»

— Власти мечтают сделать Казань центром речного туризма. Пока особых продвижений не видно. Почему бизнес, на ваш взгляд, не идет в данную сферу?

— Было много инфраструктурных проблем. Фактически в Казани до этого момента у нас не было даже официального причала, откуда бы мы могли возить людей на экскурсии! Если взять дальние направления вроде Свияжска — там есть компания «Татфлот», которая обслуживает в основном рейсовые прогулки и является своего рода монополистом на рынке. Все эти моменты препятствовали наращиванию речных прогулок.

Хотя на самом деле это рентабельное направление, хоть сезон и короткий. А в зимний период мы предлагаем катания на воздушной подушке. Вместимость там меньше, около 20 человек, но услугу также можно заказать по Казанке и Волге.

— Стоимость речной прогулки была 900 рублей с человека, некоторым это показалось дорого. Что скажете на это?

— Стоимость складывается из аренды теплохода, обслуживания судна, работы экипажа и сотрудников, которые занимаются экскурсиями, ведениями броней. С учетом того что у нас не так сильно развиты речные прогулки, как, например, в Питере и Москве, цена аренды судна выше. Но все же чаще всего стоимость обсуждают где-то в комментариях в соцсетях. У тех же, кто приходит покататься, обычно вопросов не возникает, народ с удовольствием воспринял эти экскурсии.

— Маршрут по Казанке, однако, из разряда «особо не разгуляешься»…

— Ну смотрите: от «Чаши» мы доходим до Кировской дамбы, до места впадения Казанки в Волгу, до храма-памятника и возвращаемся обратно. Даем панораму города — Кремля, моста «Миллениум», всех значимых объектов. Длительность среднего маршрута — 40–50 минут, это удобно туристу. На своих теплоходах мы не используем автоматических громкоговорителей, это всегда живой экскурсовод. Плюс люди могут задавать вопросы во время прогулки.

— Как думаете, станет рынок дальше развиваться в этом направлении? Не боитесь конкуренции?

— Конечно, будет развитие, и я к этому положительно отношусь. То, что запустили мы, этого не хватает. По речным возможностям Казань не уступает ни Москве, ни Питеру.

— Речной трамвайчик какую-то прибыль показал?

— Да, но данная доля пока составляет не больше 5 процентов от общего объема выручки компании. Это, я считаю, хороший показатель, потому что на одной реке все не заканчивается.

«На рынке около 500 агентств, которые только продают путевки. Чтобы лидировать на этом рынке, мы занимается добавляем новинки и расширяем ассортимент. Гостей надо удивлять!» «На рынке около 500 агентств, которые только продают путевки. Чтобы лидировать на этом рынке, мы добавляем новинки и расширяем ассортимент. Гостей надо удивлять!» Фото предоставлено Вячеславом Григорьевым

Ставка на молодые кадры и зарплата менеджеров от 60 тысяч

— Как оцениваете конкуренцию на туристическом рынке Казани?

— Конкуренция достаточно высокая. Практически каждый год и сезон у нас появляется по несколько игроков. В 2011-м, когда мы были только новичками, в Казани вместе со старожилами насчитывалось всего 6–7 компаний, которые занимались приемом туристов. Сейчас компаний-туроператоров, обеспечивающих экскурсионное облуживание, около 70. Также на рынке около 500 агентств, которые только продают путевки. Чтобы лидировать на этом рынке, мы добавляем новинки и расширяем ассортимент. Гостей надо удивлять! Стандартная классика мало кого привлекает.

— Хватает ли кадров?

— Дефицита менеджеров, которые обслуживают гостей, нет. Сотрудников у нас хватает, мы серьезно расширились за год. К тому же в Казани около четырех университетов, готовящих кадры по туризму. Мы с ними серьезно взаимодействуем — многие студенты проходят у нас практику и остаются работать. Сегодня мы делаем ставку только на молодых. Берем новых сотрудников без опыта работы, которые лишь закончили обучение, и готовим далее их под себя. Человека, уже имеющего свои убеждения, сложно потом переобучать. С учетом динамичности жизни, которая у нас сейчас, люди в 30 лет уже «поеденные» жизнью, а у молодых больше стремления и интереса. В среднем за полгода работы у нас нового сотрудника можно считать серьезным специалистом.

— Какой у вас штат сегодня?

— На постоянной основе работают 32 человека, в основном это менеджеры и вспомогательный отдел бронирования и сопровождения гостей. Также мы приглашаем специалистов, которых остро не хватает, — это экскурсоводы. В сезон мы привлекаем на ежедневной основе до 250 человек. Максимальный охват туристов, которых мы можем обслужить в сутки, — до 5 тысяч. Если раньше у нас поток гостей делился на будни и выходные, то теперь отличие загрузки в субботу и понедельник может быть около 10 процентов только.

Путешествие — это то, что человек делает для себя и своей души. Я всегда считал, что на них экономить не стоит. Машина сгниет, а впечатления останутся в памяти на всю жизнь!
Вячеслав Григорьев Директор туроператора «Лидер Казань»
Вячеслав Григорьев директор туроператора «Лидер Казань»

— Отдыхать вам не дают!

— Это наша профессия — дарить людям отдых. Туризм — это не столько про деньги, сколько про призвание. Некоторые думают, что, отучившись на менеджера по туризму, ты будешь постоянно путешествовать. На самом деле организация туров — это больше работа в офисе и у тебя нет праздников и выходных. Не каждый готов отработать то же 31 декабря практически до полуночи с учетом банкетов и размещений, а уже в обед 1 января выйти на работу снова…

«Практически с 2015 года у нас изменений по кадрам не было — только новые люди, которые приходят и остаются» «Практически с 2015 года у нас изменений по кадрам не было — только новые люди, которые приходят и остаются» Фото предоставлено Вячеславом Григорьевым

— Зарплата какая у вас в среднем по компании?

— Она складывается из окладной части и премий за обслуживание групп. В среднем менеджеры начального уровня получают 60 тысяч рублей.

— Есть ли текучка кадров?

— Коллектив у нас слаженный. Практически с 2015 года у нас изменений по кадрам не было — только новые люди, которые приходят и остаются. У нас нет понятия личностных продаж, выручка распределяется на отделы. Поэтому каждая команда стремится к тому, чтобы увеличить свои показатели.

— Что приносит основную долю выручки в компании сейчас?

— Это ежедневные экскурсии и организация многодневных туров. Плюс это трансферы, организация мероприятий, предоставление проживания.

«Путешествовать в составе турпродукта и покупать все услуги отдельно — разница всегда будет минимум 30-40 процентов» «Путешествовать в составе турпродукта и покупать все услуги отдельно — разница всегда будет минимум 30–40 процентов» Фото: «БИЗНЕС Online»

О сером рынке и конкурентной среде

— Кто ваши конкуренты в Казани?

— Есть сильные игроки. Туристический бизнес — это отрасль, где компании друг с другом серьезно взаимодействуют, несмотря на то что являются конкурентами. Взаимопомощь всегда присутствует. В сфере многодневных туров я бы отметил туристско-информационный центр Казани, а также «Бюро путешествий Казань». Это те старожилы, которые многое внесли в развитие туризма.

Есть и неофициальные игроки. С учетом того что популярность города растет, бывают истории, что просто набирается автобус, наличка. И турист не знает, есть ли у этой компании лицензия туроператора, кто будет нести ответственность, если что-то произойдет. Туристы, в общем-то, не привыкли думать о таком, а это важно. Мы со своей стороны ответственно подходим к подобным моментам. Те же речные прогулки — это полный пакет документов. Мы знаем, что суда проходят проверку, есть страхование пассажиров, спасательное оборудование. Безопасность людей — это в первую очередь. По данной причине на экскурсионных маршрутах мы не можем добавить какие-то экстремальные развлечения, потому что они рассчитаны не на всех.

— Какова доля «неофициалов» в Казани, на ваш взгляд?

— До 30 процентов, я думаю. Это те, кто работает без лицензий и официальных разрешений, без юридического лица. К ним можно причислить и таксистов, которые стоят возле Баумана и Кремля. На туристических объектах это еще контролируется. Но люди уезжают совсем с другими впечатлениями, доверяя свой отдых неквалифицированным игрокам.

— Как устроен процесс по продаже туров? Допустим, семья у вас бронирует тур и оплачивает его. Эти деньги вы сразу за гостиницу отдаете и прочие расходы или вы заранее выкупаете квоты в отеле?

— Экономика выглядит так. Мы составляем турпродукт, рассчитываем его. В обязательном порядке квотируем на весь год отель, гарантируя тем самым количество свободных номеров. Также квотируем транспорт, места питания на период высоких дат, музейные объекты. Путешествовать в составе турпродукта и покупать все услуги отдельно — разница всегда будет минимум 30–40 процентов. Почему выбирают туроператоров? Потому что это готовый и понятный турпродукт. И за счет того что у нас большие объемы, мы можем предложить хорошие цены. Гости, приобретая туры у себя в городе или у нас на сайте, вносят предоплату в течение пяти дней с момента брони, а остаток — не позднее чем за 10 дней до поездки.

— Обратно можно деньги вернуть?

— За что нас любят наши партнеры — это честность. Если у гостей поменялись планы, нет такого, что мы стараемся обогатиться на ком-то. Во внутренних поездках возврат средств всегда более гарантирован в полном объеме. Человек в конечном итоге все равно возвращается. Время пандемии это тоже хорошо показало. Год у нас был практически распланирован — в феврале до коронавируса мы имели до 40 процентов всех бронирований на сезон, глубина продаж была высокой, особенно это касалось школьных групп. А затем путешествия запретили! Чтобы сохранить свою аудиторию, независимо от закона, который разрешил сделать отсрочку на два года по платежам, мы до конца 2020-го полностью рассчитались с клиентами, которые хотели приехать.

— В минус от этого не ушли?

— Мне пришлось продать личное имущество, чтобы закрыть эти вопросы. Но со снятием ограничений все наши усилия по возвратам нам вернулись троекратным объемом клиентов. 

«Я скажу, что в регионах нас знают даже больше, чем в Казани. Потому что наши турист — это гость из другого региона» «Я скажу, что за пределами РТ нас знают даже больше, чем в Казани. Потому что наш турист — это гость из другого региона» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я понимал, что никогда не хотел ходить в каске на производстве»

— Расскажите немного о себе: где родились, учились?

— Родился и вырос я в Казани. Окончил Казанский энергетический университет, специальность — инженер-теплоэнергетик. По специальности я не проработал ни одного дня, можно сказать, что выбор учебного заведения отчасти был не моим. Как это обычно бывает в молодости? Кто-то из друзей пошел, и ты тоже идешь… Хотя точные науки мне всегда давались легко, и мне это было интересно. Но я понимал, что никогда не хотел ходить в каске на производстве. Общение и взаимодействие с людьми для меня более ценно.

— С чего вы начинали свою карьеру?

— Моя прежняя деятельность вообще не была связана с туризмом. Я работал в продажах — имел опыт работы в сети Media Markt, также был представителем известного бренда бытовой техники. А в сферу туризма меня пригласил мой давний друг, ныне покойный Эдуард Хованский. У него на тот момент была туркомпания в Ульяновске, делавшая автобусные туры по России. В Казани мы организовали компанию, которая будет заниматься туристическим обслуживанием по Татарстану. В 2016 году у нас произошло разделение по обоюдному согласию — на туроператора «Лидер Казань», где я руковожу, а другая компания продолжила заниматься выездным туризмом по стране.

— Почему решили разделиться?

— Нам стало понятно, что невозможно вести два разных крупных направления в одной компании.

— А почему не взялись за выездной туризм, а остановились на внутреннем?

— Выездным туризмом сегодня занимается очень много компаний. Только в Казани более 500 агентств, которые бронируют путевки. И это в основном именно агентства. А компаний-туроператоров, которые занимаются выездным туризмом, — 5–7 штук, и это крупные федеральные игроки, которые имеют в собственности не только гостиницы, но и свои самолеты. И для меня эта работа не была бы интересной. Все-таки продажи — это одно, а то, чем мы занимаемся, — это своеобразное производство. Мы выясняем условия, разрабатываем турпродукт, набираем гостиницы, музеи, места развлечений, делаем расчеты, формируем программу, сами рекламируем и сами продаем, сами исполняем. В зарубежных же направлениях как: к вам приходят люди, вы подбираете тур, продаете, деньги уходят, и ваше участие на этом заканчивается. Такое быстро наскучило бы. А для меня важно, что мы можем дать еще.

— Туризм для вас был совершенно новой сферой. Как быстро освоились?

— Я не боюсь начинать что-то новое, на тот момент я находился в поисках работы. Тогда я был очень молод, мне было 20 лет — во мне бушевал юношеский максимализм, я еще учился параллельно. Много опыта, конечно, мне передавал мой партнер. Он действительно знал, как работает туризм, и внес огромный вклад в становление компании. Но было непросто. До 2015–2016-х все наши вложения и заработки полностью шли на развитие, чтобы нарабатывать свою базу. Помню, что как-то в начале года мы увеличили штат сразу на 15 человек, не имея того объема заказа, но риск тогда оправдался.

— Какие сложности были на первых этапах? Соцсети и сайты туристических объектов тогда не были особо развиты…

— Черпали информацию от тех же экскурсоводов, музейных работников. Вообще, первый год ушел на то, чтобы собрать базу и пообщаться со всеми людьми, кто имеет отношение к туризму. Я обошел почти все наши музейные объекты не только в Казани, но и в республике. Плотно общался с руководителями транспортных компаний, представителями гостиничного и ресторанного бизнеса. Невозможно добиться какого-либо успеха, если ты сам не пройдешь этот путь.

— Какие начальные инвестиции были вложены в открытие своей компании?

— В основном это были заемные средства. Ну и для открытия туристического бизнеса на первоначальном этапе по тем временам это были небольшие вложения, около 500 тысяч рублей. Расходы в основном на аренду и обустройство офиса, какие-то выкупы квот в отелях.

— Сейчас хватит этой суммы, чтобы открыть турбизнес?

— Нет, этого недостаточно. Конкуренция высокая. Нашу базу партнеров мы наращивали на протяжении 10 лет. Более 60 процентов продаж приносят нам туристические агентства по всей РФ, это свыше 3 тысяч человек, которые реализуют наши продукты. Чтобы этого добиться, поначалу мы фактически не вылезали из путешествий. Объездили всю Россию! И я скажу, что за пределами РТ нас знают даже больше, чем в Казани. Потому что наш турист — это гость из другого региона. Интернет-сайт, реклама в сети тоже накладывает расходы.­

— Чем увлекаетесь, когда есть свободное время?

— Это теннис. Не так часто получается, но это то, что приносит удовольствие.

— Какой видите компанию через 510 лет?

— Мы динамично растем. Планируем увеличивать поток туристов за счет расширения ассортимента предложений и за счет новых объектов посещения. Будем максимально развивать направление речных прогулок. Если сейчас это Казань и Свияжск, то есть планы продлить маршрут до Болгара и Тетюшей. Будем увеличивать число интерактивных и развлекательных мероприятий. Возможно, мы появимся и в других регионах, таких как Москва и Санкт-Петербург.

— И наш традиционный вопрос. Назовите три секрета успешного бизнеса.

— В первую очередь это честность по отношению к клиентам и работникам. Во-вторых, нужно постоянно развиваться и обучаться, а в туризме это открытие и изучение новых объектов. И конечно, не бояться и не оглядываться. Только если будет действие, будет результат.